Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 8 | 12 | 8 | 12 |
Сам. работа | 60 | 128 | 60 | 128 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 144 | 72 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., к.псх. н., доцент
1.1. | Целью учебного курса «Тренинг личностного развития» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов, содействие приобретению личного опыта участия в групповой работе, формирование навыка установления психологического контакта в процессе межличностного взаимодействия; повышение компетентности в общении; умение обнаруживать и устранять разнообразные психологические барьеров, возникающих в процессе межличностного взаимодействия; формирование навыков психологического самоанализа и принятия личностных качеств; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-12 | способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о понятии личностного роста, взаимосвязи личностного развития с процессом профессионального становления психолога; - о понятии и роли рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении; - о методах и способах когнитивной и эмоциональной саморегуляции деятельности и психического состояния; - о понятии эмпатии, ее роли в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов; - о понятии, правилах подачи и восприятия обратной связи, ее роли в установлении межличностного взаимодействия; - о понятии и видах поддержки, способах и формах оказания поддержки и самоподдержки. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - ставить долгосрочные и краткосрочные цели, регулирующие процесс саморазвития личности; - использовать собственную личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком; - осознавать собственные потребности и чувства, использовать это понимание в процессе саморегуляции; выстраивать взаимодействие на основе безоценочного восприятия Другого; - выстраивать диалог с собеседником, формулируя фразы по типу Я-высказывания; - выделять в беседе ключевые фразы, отражающие позицию Другого и проверять степень их понимания. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыком самонаблюдения и самоанализа, фиксирования наиболее важных моментов, связанных с личностным ростом; - навыком выделять и осознавать потребности и эмоциональные переживания личности; - навыком самопомощи и самоподдержки через осознавание и принятие собственных личностных свойств и качеств; навыком использования вербальных и невербальных средств для установления контакта в процессе межличностного взаимодействия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Знакомство и установление контакта. | ||||||
1.1. | Знакомство с группой. Выработка правил групповой работы с целью достижения результатов личностного роста. | Практические | 2 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Проблематика личностного развития в жизни психолога. | ||||||
2.1. | Понятие личностного роста в концепциях гуманистических психологов. Взаимосвязь с процессом профессионального становления психолога. Постановка персональных целей личностного развития. | Практические | 2 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Самонаблюдение. Ведение дневника | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Понятие личностного роста в концепциях гуманистических психологов. Взаимосвязь с процессом профессионального становления психолога. Постановка персональных целей личностного развития. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Осознание собственных чувств, эмпатия и рефлексия. | ||||||
3.1. | Чувства как инструмент работы психолога. Умение осознавать и предъявлять свои чувства. Понятие и роль рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении. | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Чувства как инструмент работы психолога. Умение осознавать и предъявлять свои чувства. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Понятие и роль рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении.Самонаблюдение. Ведение дневника. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Понятие эмпатии, ее роль в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов. Отработка навыка использования вербальных и невербальных средств установления контакта в процессе межличностного взаимодействия. | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Понятие эмпатии, ее роль в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов. Отработка навыка использования вербальных и невербальных средств установления контакта в процессе межличностного взаимодействия. Самонаблюдение. Ведение дневника. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Роль обратной связи в межличностном взаимодействии. | ||||||
4.1. | Личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком. Понятие, правила подачи и восприятия обратной связи, ее роль в установлении межличностного взаимодействия; | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком. Понятие, правила подачи и восприятия обратной связи, ее роль в установлении межличностного взаимодействия. Самонаблюдение. Ведение дневника. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Принятие себя и других. | ||||||
5.1. | Понятия принятия и самопринятия. Осознание собственных личностных особенностей. Понятие об изменении через принятие. | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Понятия принятия и самопринятия. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Осознание собственных личностных особенностей. Понятие об изменении через принятие.Самонаблюдение. Ведение дневника. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Результаты саморазвития. | ||||||
6.1. | Анализ результатов проделанной работы и личностных изменений. Обсуждение перспектив личностного развития. Процедура прощания с группой. | Практические | 2 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Анализ результатов проделанной работы и личностных изменений. Выделение перспектив личностного развития. Самонаблюдение. Ведение дневника. | Сам. работа | 2 | 32 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Зачет | 2 | 4 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Р. Кочюнас | Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов | Академ. Проект, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Левкин В. Е. | Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, и практических занятий. |