МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг личностного развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 12 8 12
Сам. работа 60 128 60 128
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 144 72 144

Программу составил(и):
канд.психол.н. , доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Тренинг личностного развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., к.псх. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., к.псх. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебного курса «Тренинг личностного развития» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов, содействие приобретению личного опыта участия в групповой работе, формирование навыка установления психологического контакта в процессе межличностного взаимодействия; повышение компетентности в общении; умение обнаруживать и устранять разнообразные психологические барьеров, возникающих в процессе межличностного взаимодействия; формирование навыков психологического самоанализа и принятия личностных качеств;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о понятии личностного роста, взаимосвязи личностного развития с процессом профессионального становления психолога;
- о понятии и роли рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении;
- о методах и способах когнитивной и эмоциональной саморегуляции деятельности и психического состояния;
- о понятии эмпатии, ее роли в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов;
- о понятии, правилах подачи и восприятия обратной связи, ее роли в установлении межличностного взаимодействия;
- о понятии и видах поддержки, способах и формах оказания поддержки и самоподдержки.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ставить долгосрочные и краткосрочные цели, регулирующие процесс саморазвития личности;
- использовать собственную личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком;
- осознавать собственные потребности и чувства, использовать это понимание в процессе саморегуляции; выстраивать взаимодействие на основе безоценочного восприятия Другого;
- выстраивать диалог с собеседником, формулируя фразы по типу Я-высказывания;
- выделять в беседе ключевые фразы, отражающие позицию Другого и проверять степень их понимания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком самонаблюдения и самоанализа, фиксирования наиболее важных моментов, связанных с личностным ростом;
- навыком выделять и осознавать потребности и эмоциональные переживания личности;
- навыком самопомощи и самоподдержки через осознавание и принятие собственных личностных свойств и качеств; навыком использования вербальных и невербальных средств для установления контакта в процессе межличностного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Знакомство и установление контакта.
1.1. Знакомство с группой. Выработка правил групповой работы с целью достижения результатов личностного роста. Практические 2 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблематика личностного развития в жизни психолога.
2.1. Понятие личностного роста в концепциях гуманистических психологов. Взаимосвязь с процессом профессионального становления психолога. Постановка персональных целей личностного развития. Практические 2 1 ОК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Самонаблюдение. Ведение дневника Сам. работа 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие личностного роста в концепциях гуманистических психологов. Взаимосвязь с процессом профессионального становления психолога. Постановка персональных целей личностного развития. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Осознание собственных чувств, эмпатия и рефлексия.
3.1. Чувства как инструмент работы психолога. Умение осознавать и предъявлять свои чувства. Понятие и роль рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении. Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Чувства как инструмент работы психолога. Умение осознавать и предъявлять свои чувства. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие и роль рефлексии в процессе развития личности и профессиональном становлении.Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.4. Понятие эмпатии, ее роль в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов. Отработка навыка использования вербальных и невербальных средств установления контакта в процессе межличностного взаимодействия. Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
3.5. Понятие эмпатии, ее роль в установлении межличностного контакта, в профессиональном становлении психологов. Отработка навыка использования вербальных и невербальных средств установления контакта в процессе межличностного взаимодействия. Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Роль обратной связи в межличностном взаимодействии.
4.1. Личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком. Понятие, правила подачи и восприятия обратной связи, ее роль в установлении межличностного взаимодействия; Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Личность как инструмент выстраивания взаимоотношений с другим человеком. Понятие, правила подачи и восприятия обратной связи, ее роль в установлении межличностного взаимодействия. Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Принятие себя и других.
5.1. Понятия принятия и самопринятия. Осознание собственных личностных особенностей. Понятие об изменении через принятие. Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.2. Понятия принятия и самопринятия. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
5.3. Осознание собственных личностных особенностей. Понятие об изменении через принятие.Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Результаты саморазвития.
6.1. Анализ результатов проделанной работы и личностных изменений. Обсуждение перспектив личностного развития. Процедура прощания с группой. Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1
6.2. Анализ результатов проделанной работы и личностных изменений. Выделение перспектив личностного развития. Самонаблюдение. Ведение дневника. Сам. работа 2 32 ОК-7 Л1.1, Л2.1
6.3. Зачет 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. Кочюнас Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов Академ. Проект, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Левкин В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, и практических занятий.