МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются раскрытие теоретических основ обучения биологии, установление закономерности процессов передачи знаний и воспитания учащихся на биологическом материале и ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии.
в ходе изучения материала студент должен:
- овладеть научным языком методики преподавания биологии;
- понимать основы процесса преподавания биологии и руководства познавательной деятельностью учащихся;
- овладеть различными группами приемов и методов, особенностями их использования в частных разделах биологии;
- уметь использовать различные формы организации учебной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, уметь анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПК-1 Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
ПК-4 Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии
ПК-5 Способен осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплине биология.
Основные подходы к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения биологии в общем и дополнительном образовании.
Основные подходы к разработке и реализации методических моделей обучения биологии в общем и дополнительном образовании.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплине биология.
Применять разработанные методики, технологии и приемы обучения биологии в общем и дополнительном образовании.
Применять разработанные методические модели обучения биологии в общем и дополнительном образовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплине биология.
Навыками применения разработанных методик, технологий и приемов обучения биологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Навыками применения разработанных методических моделей обучения биологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика обучения биологии как наука
1.1. Методика обучения биологии как наука Лекции 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.2. Краткая история становления и развития методики обучения биологии Практические 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.3. Цели и задачи методики обучения биологии Лекции 7 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования Практические 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.5. Виды обучения биологии Лекции 7 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.6. Содержание предмета "Биология" Сам. работа 7 10 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 2. Методы обучения биологии
2.1. Система методов обучения биологии Лекции 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.2. Приемы и методы преподавания биологии Практические 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.3. Интерактивные технологии обучения биологии в школе Лекции 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.4. Характеристика отдельных методов обучения биологии Практические 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.5. ИКТ в биологии Лекции 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.6. Выбор методов обучения Практические 7 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2
2.7. Проблемный подход в обучении биологии Лекции 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2
2.8. Разработка проблемного урока Практические 7 2 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2
2.9. Организация проектной деятельности учащихся Лекции 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.10. Организация самостоятельной работы учащихся Сам. работа 7 5 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.11. Контрольно-оценочные средства Лекции 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.4
2.12. Раработка контрольно-оценочных средств разного уровня Сам. работа 7 5 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Формы организации обучения биологии
3.1. Общая характеристика и система форм обучения биологии Лекции 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.2. Урок биологии (цели, содержание, план урока) Практические 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.3. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии Практические 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.4. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании Сам. работа 7 10 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.5. Экскурсия как важная форма обучения биологии Практические 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.6. Биологические кружки Практические 7 4 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2
3.7. Лабораторные и практические работы Сам. работа 7 10 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.8. Экологическое воспитание Сам. работа 7 5 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.3
3.9. Экзамен 7 27 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Арбузова Е.Н. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Теремов, Р.А. Петросова, Н.В. Перелович, Л.А. Косорукова Теория и методика обучения биологии: Учебные практики: Методика преподавания биологии Прометей, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363882
Л2.2 Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Н.В. Скалон, В.А. Колмыкова Современные аспекты экологического образования : электронное учебное пособие , 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Теремов, А.В. Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие «Прометей», 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э3 Арбузова Е. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018 г. [Электронный ресурс]: https://biblio-online.ru/book/E48D05D1-5EE1-479F-8236-1EE94D042031/teoriya-i-metodika-obucheniya-biologii-v-2-ch-chast-1
Э4 Методиче сие рекомендации по подготовк екурсовых работ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Теория и методика обучеия биологии". Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.