Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-5-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор
1.1. | Цель курса: сформировать у учащихся представление о возможности использования принципа экологии взаимодействия в деятельности психолога-практика. Задачи курса: 1. Способствовать формированию профессиональной идентичности будущих психологов. 2. Создать условия для формирования у учащихся определённых навыков и представлений о возможности использования принципа экологии взаимодействия в современной практической психологии, психокоррекции и психотерапии. 3. Создать условия для осознания собственных индивидуальных особенностей, способствующих и препятствующих реализации принципа экологии взаимодействия в общении с людьми, с собой, с миром. 4. Дать представление о методах профессиональной саморегуляции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-12 | способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп |
ПК-18 | способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата |
ПК-23 | способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • Основные понятия и принципы экологии живых систем. • Принцип экологии взаимодействия. • Психологические индикаторы экологичного взаимодействия. • Сложности и «ловушки» в процессе становления профессионализма психолога-практика. • Возможности интеграции принципа экологии взаимодействия с различными психотерапевтическими методами. Студент должен знать: • Основные понятия и принципы экологии живых систем. • Принцип экологии взаимодействия. • Психологические индикаторы экологичного взаимодействия. • Сложности и «ловушки» в процессе становления профессионализма психолога-практика. • Возможности интеграции принципа экологии взаимодействия с различными психотерапевтическими методами. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • уметь трансформировать запрос клиента в психологическую задачу; • усвоить один из главных принципов практической психологии - принцип построения контекста взаимодействия с клиентом в соответствии с собственным уровнем профессионализма и учётом собственных индивидуально-психологических особенностей; • уметь осознанно создавать экологичный контекст взаимодействия; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • на основе принципа экологии взаимодействия соотносит психотехнологии, импровизацию и аутентичность в деятельности практического психолога; • психотехниками работы с сопротивлением клиента. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экология взаимодействия | ||||||
1.1. | Теоретические основы экологии взаимодействия. | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Принцип экологии взаимодействия в практической психологии, психокоррекции и психотерапии. | Практические | 9 | 4 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Экология взаимодействия в деятельности психолога-практика: изыск или необходимость. | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Экология взаимодействия в жизни: миф или реальность. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Экология взаимодействия в практической психологии | ||||||
2.1. | Профессиогенез психологической специальности и профессиональная саморегуляция психолога-практика. | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Становление профессиональной идентичности психолога-практика. | Практические | 9 | 4 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Кризис профессиональной идентичности. | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Условия возникновения профессионального маргинализма в деятельности психолога, способы психопрофилактики и коррекции данного явления. | Практические | 9 | 4 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Саморегуляция профессиональной мотивации. | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Социально-психологические факторы профессиональной эффективности психолога-практика. | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Оптимизация становления профессионализма. | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Особенности клиента (должностного лица) и его проблемы как факторы выбора методов и приёмов психологической работы с ним. | Лекции | 9 | 6 | Л2.2, Л1.1 | |
2.9. | Теоретическая база и личный опыт специалиста как фактор выбора методов и приёмов психологической помощи клиенту. | Практические | 9 | 4 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.10. | Особенности клиентов психолога служебной деятельности: особенности психического и физического здоровья; интеллектуальное развитие; факт наличия разницы в возрасте; гендерный аспект. | Лекции | 9 | 2 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Особенности клиентов психолога служебной деятельности: особенности психического и физического здоровья; интеллектуальное развитие; факт наличия разницы в возрасте; гендерный аспект. | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Развитие спонтанности, открытости, способности к импровизации и присоединению - как этап подготовки психолога-практика | Практические | 9 | 2 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.13. | Психологическое сопротивление как феномен. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.14. | Психология свободы и самодетерминации. | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1 |
2.15. | Проявление экологии взаимодействия в различных жизненных сферах и областях человеческой практики. | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-12, ПК-18, ПК-23 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. | Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учеб. пособие для вузов | СПб.: Питер, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Анн Л.Ф. | Психологический тренинг с подростками: | , 2008 | |
Л2.2 | Л. Д. Демина, И. А. Ральникова | Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |