МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология взаимодействия в практической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
Д.психол.наук, Зав. кафедрой, Ральникова

Рабочая программа дисциплины
Экология взаимодействия в практической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у учащихся представление о возможности использования принципа экологии взаимодействия в деятельности психолога-практика.

Задачи курса:
1. Способствовать формированию профессиональной идентичности будущих психологов.
2. Создать условия для формирования у учащихся определённых навыков и представлений о возможности использования принципа экологии взаимодействия в современной практической психологии, психокоррекции и психотерапии.
3. Создать условия для осознания собственных индивидуальных особенностей, способствующих и препятствующих реализации принципа экологии взаимодействия в общении с людьми, с собой, с миром.
4. Дать представление о методах профессиональной саморегуляции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПК-23 способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные понятия и принципы экологии живых систем.
• Принцип экологии взаимодействия.
• Психологические индикаторы экологичного взаимодействия.
• Сложности и «ловушки» в процессе становления профессионализма психолога-практика.
• Возможности интеграции принципа экологии взаимодействия с различными психотерапевтическими методами.
Студент должен знать:
• Основные понятия и принципы экологии живых систем.
• Принцип экологии взаимодействия.
• Психологические индикаторы экологичного взаимодействия.
• Сложности и «ловушки» в процессе становления профессионализма психолога-практика.
• Возможности интеграции принципа экологии взаимодействия с различными психотерапевтическими методами.
3.2.Уметь:
3.2.1.• уметь трансформировать запрос клиента в психологическую задачу;
• усвоить один из главных принципов практической психологии - принцип построения контекста взаимодействия с клиентом в соответствии с собственным уровнем профессионализма и учётом собственных индивидуально-психологических особенностей;
• уметь осознанно создавать экологичный контекст взаимодействия;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• на основе принципа экологии взаимодействия соотносит психотехнологии, импровизацию и аутентичность в деятельности практического психолога;
• психотехниками работы с сопротивлением клиента.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология взаимодействия
1.1. Теоретические основы экологии взаимодействия. Лекции 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
1.2. Принцип экологии взаимодействия в практической психологии, психокоррекции и психотерапии. Практические 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
1.3. Экология взаимодействия в деятельности психолога-практика: изыск или необходимость. Практические 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
1.4. Экология взаимодействия в жизни: миф или реальность. Сам. работа 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Экология взаимодействия в практической психологии
2.1. Профессиогенез психологической специальности и профессиональная саморегуляция психолога-практика. Лекции 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.2. Становление профессиональной идентичности психолога-практика. Практические 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.3. Кризис профессиональной идентичности. Сам. работа 9 6 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.4. Условия возникновения профессионального маргинализма в деятельности психолога, способы психопрофилактики и коррекции данного явления. Практические 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.5. Саморегуляция профессиональной мотивации. Сам. работа 9 6 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.6. Социально-психологические факторы профессиональной эффективности психолога-практика. Лекции 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.7. Оптимизация становления профессионализма. Сам. работа 9 6 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.8. Особенности клиента (должностного лица) и его проблемы как факторы выбора методов и приёмов психологической работы с ним. Лекции 9 6 Л2.2, Л1.1
2.9. Теоретическая база и личный опыт специалиста как фактор выбора методов и приёмов психологической помощи клиенту. Практические 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.10. Особенности клиентов психолога служебной деятельности: особенности психического и физического здоровья; интеллектуальное развитие; факт наличия разницы в возрасте; гендерный аспект. Лекции 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Особенности клиентов психолога служебной деятельности: особенности психического и физического здоровья; интеллектуальное развитие; факт наличия разницы в возрасте; гендерный аспект. Практические 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.12. Развитие спонтанности, открытости, способности к импровизации и присоединению - как этап подготовки психолога-практика Практические 9 2 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.13. Психологическое сопротивление как феномен. Сам. работа 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.14. Психология свободы и самодетерминации. Сам. работа 9 6 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1
2.15. Проявление экологии взаимодействия в различных жизненных сферах и областях человеческой практики. Сам. работа 9 4 ПК-12, ПК-18, ПК-23 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками: , 2008
Л2.2 Л. Д. Демина, И. А. Ральникова Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.