МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология математики и информатики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и программное обеспечение вычислительных машин
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_МиПОВМ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
История и методология математики и информатики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №911)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор А.А. Папин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор А.А. Папин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с основными методологическими проблемами и историческим развитием математики и информатики, изучение места и роли математики в современном мире и системе наук;
формирование математического мировоззрения магистрантов;
развитие их интеллекта, общей культуры и способностей к логическому и алгоритмическому мышлению;
развитие способности самостоятельно приобретать и применять новые знания, умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение, разрабатывать аналитичекие обзоры, руководить коллективом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение
ПК-11 способностью разрабатывать аналитические обзоры состояния области прикладной математики и информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место математики и математических дисциплин в системе научных знаний, ее взаимоотношение с философией, гуманитарными, естественнонаучными и техническими науками;
основные факты, события и идеи в ходе многовековой истории развития математики, вычислительной техники и программирования;
основные исторические этапы развития разделов математики, философско-мировоззренческие направления формирования математической мысли, основные мировые и отечественные математические школы от цивилизаций Вавилона, Египта, Китая, Индии до современной новейшей истории;
персоналии ведущих ученых в области математики и информатики;
современные тенденции развития, научные и прикладные достижения математики и информатики
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать роль математических дисциплин в формировании мировоззрения человека;
четко представлять и понимать единство математики, несмотря на внешнюю разобщенность ее различных приложений и методов;
анализировать проблемы математики и информатики и пути их решения, разрабатывать аналитические обзоры;
самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нахождения, анализа и контекстной обработки информации по истории и методологии математики и информатики;
целостного представления о внутренних и внешних исторических причинах формирования и развития основных положений, понятий, определений в математике и информатике;
по основным методологическим концепциям формирования оснований геометрии, арифметики, алгебры, математического анализа, программирования, основам методологии научного познания и системного подхода при изучении различных уровней организации материи, информации, пространства и времени;
применения IT-методов для реализации решений в области математики и информационных технологий по профильной направленности ООП магистратуры;
руководства коллективом в своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формирование математики как науки
1.1. Основные этапы развития математики. Зарождение математики в древности Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.4
1.2. Математика в эпоху эллинизма. Математика в древнем Китае и Индии Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.4
1.3. Математика в средние века Лекции 1 2 Л2.1, Л1.4
1.4. Примеры задач из книги Алкуина. Профессии математиков Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.4
1.5. Математическое образование в средневековой Европе, квадривиум и первые университеты Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.4
1.6. Решение алгебраических уравнений 3-й и 4-й степени в XVI в. (С. Ферро, А.М. Фиоре, Л. Феррари, Н. Тарталья, Дж. Кардано), алгебра Ф. Виета Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.4
1.7. Математика в эпоху Возрождения Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.4
1.8. Работы Леонардо да Винчи в области прикладной математики. Теория перспективы и работы Альбрехта Дюрера Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.4
Раздел 2. Математика и научно-техническая революция XVII-XIX вв.
2.1. Математика в XVII веке. Научная революция Нового времени и механическая картина мира Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.2. Математика в XVII веке. Аналитическая геометрия Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.3. Метод флюксий И. Ньютона и учение о бесконечно малых Г. Лейбница Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.4. Создание математического анализа. Интеграционные и дифференциальные методы в XVII веке Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.5. Алгебра, геометрия и теория чисел в век Просвещения. Л. Эйлер, Ж. Лагранж Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.6. Создание теории вероятностей. Создание проективной геометрии Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.7. Математические работы К.Ф. Гаусса и О. Коши Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.8. Биографии К.Ф. Гаусса и О. Коши. Роль К.Ф. Гаусса и О. Коши в развитии математики Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л1.4
2.9. Математика в России до середины XIX века Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.4
2.10. Петровские реформы XVIII века и их роль в развитии математики в России Сам. работа 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л1.4
Раздел 3. Современная математика и информатика
3.1. Основные этапы жизни математического общества в XX веке Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л1.4
3.2. Кризис в основаниях математики в начале XX века и попытки выхода из него Сам. работа 1 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л1.4
3.3. Математика в России и СССР в XX веке Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л1.4
3.4. Ведущие математические школы и институты XX века Сам. работа 1 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л1.4
3.5. Период "машинной математики" по периодизации А.Д. Александрова Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л1.3
3.6. История докомпьютерной вычислительной техники Сам. работа 1 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л1.3
3.7. История возникновения информатики Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л1.3, Л1.1
3.8. Первые компьютеры. Шифровальные аппараты Сам. работа 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л1.3, Л1.1
3.9. Особенности развития информатики в России Лекции 1 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.1
3.10. Крупнейшие советские(российские) школы информатики (Москва, Ленинград, Новосибирск, Ереван, Таганрог) Сам. работа 1 8 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л1.3
3.11. Перспективы и основные направления развития математики и информатики в XXI веке Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1
3.12. Актуальные проблемы математического образования. Проблемы науки, связанные с информацией Сам. работа 1 8 ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канке, В. А. История, философия и методология техники и информатики: учебник для магистров Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Полякова Т.С. История математики: Европа XVII - начало XVIII вв.: краткий очерк: учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445263
Л1.3 Николаева Е. А. , Мешечкин В. В. , Косенкова М. В. История информатики [Электронный ресурс]: Учебное пособие Кемеровский государственный университет, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
Л1.4 Стройк Д.А. Краткий очерк истории математики: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаева Е.А. История математики от древнейших времен до XVIII века: учебное пособие Кемерово, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232389
Л2.2 В.В. Губарев Информатика: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс]: Учебное пособие M.: РИЦ "Техносфера", 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 biblioclub.ru
Л2.3 Федосеев С.В. Современные проблемы прикладной информатики [Электронный ресурс]: Хрестоматия М.: Евразийский открытый институт, 2011 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека on-line" https://biblioclub.ru/
Э3 Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
Э4 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Э5 Курс "История и методология математики и информатики" на Едином образовательном портале АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=554
Э6 Научная библиотеке АлтГУ http://www.asu.ru/library/
Э7 Образовательный курс История и методология математики и информатики на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются подробно на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов и заданий у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые рассматривались на лекции не достаточно подробно, изучите их самостоятельно более углубленно, используя рекомендуемую литературу. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.