МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика воспитательной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
курсовая работа: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика воспитательной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна,д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна,д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать системные представления обучающихся о методологических основаниях воспитательного процесса и многообразии практик воспитательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные методологические подходы и парадигмальные основы воспитания и социализации;
категориально-понятийный аппарат теории воспитания;
теоретические концепции, определяющие место воспитания в целостном образовательном процессе и в области теории и методики обучения биологии и химии;
сущностные характеристики системно-деятельностного подхода в воспитании;
нормативно-правовые основы осуществления воспитания и социализации в образовательном учреждении;
основные характеристики и показатели уровня воспитанности и социализированности человека;
методы и средства воспитания и социализации;
способы описания воспитательной деятельности как системы и процесса;
алгоритм проектирования программы воспитания и социализации;
методы анализа воспитательного потенциала социально-культурной среды;
проблемы и риски воспитания и социализации;
способы оценки результативности воспитания и социализации;
особенности саморефлексии воспитательной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать концепции воспитания в целостном образовательном процессе;
моделировать воспитательную систему, воспитательный процесс, воспитательную деятельность в категориально-понятийных формах;
определять и обосновывать воспитательную деятельность как систему (принципы, цели, содержание, формы, методы);
организовывать деятельность воспитательного сообщества и оценивать ее эффективность;
выявлять субъект, объект, предмет, механизм, факторы и условия, функции воспитательной деятельности на парадигмальной основе;
осуществлять отбор и использовать оптимальные методы воспитания и социализации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями воспитания и социализации;
методами работы с научно-педагогической литературой в области теории и методики обучения истории;
способами анализа и оценки парадигмального содержания воспитательной деятельности;
способами формирования воспитательного сообщества и формами организации его саморефлексии;
навыками профессиональной коммуникации в полисубъектной социальной среде;
навыками конструирования образовательной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогика воспитательной деятельности
1.1. Полисистемный подход к сущности воспитания Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Полисистемный подход к сущности воспитания Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Полисистемный подход к сущности воспитания Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Актуальные проблемы современного воспитательного процесса Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Актуальные проблемы современного воспитательного процесса Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Актуальные проблемы современного воспитательного процесса Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Проектирование и организация воспитательной деятельности Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.8. Проектирование и организация воспитательной деятельности Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Проектирование и организация воспитательной деятельности Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.10. Критерии и показатели качества современного воспитательного процесса Лекции 5 4 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.11. Критерии и показатели качества современного воспитательного процесса Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Критерии и показатели качества современного воспитательного процесса Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.13. Воспитание как развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.14. Воспитание как развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения Практические 5 4 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.15. Воспитание как развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.16. Основные стратегии воспитания Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.17. Основные стратегии воспитания Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.18. Основные стратегии воспитания Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Технологии воспитания
2.1. Технологии организации созидательной деятельности: коллективно-творческое дело, проектная деятельность, организация культурных акций. Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Технологии организации созидательной деятельности: коллективно-творческое дело, проектная деятельность, организация культурных акций. Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Игровые технологии воспитания Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.4. Игровые технологии воспитания Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.5. Технология воспитывающего события Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Технология воспитывающего события Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.7. Технология воспитывающего события Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.8. Организация социальной практики Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.9. Состиязательные технологии в воспитании Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.10. Диалектика метода и приема воспитания Сам. работа 5 10 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.11. Написане курсовой работы Сам. работа 5 33 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-7, ОПК-8, ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Щуркова Н.Е. ПЕДАГОГИКА. ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ В КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ 5-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Методические рекомендации по подготовке курсовых работ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена)автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.