МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая география Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физическая география Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостного представления о своем регионе, его географическом положении, природных особенностях и хозяйственной деятельности.
Основная задача курса дать четкие представления о географических процессах и явлениях на территории Алтайского края, а также познакомить с новыми материалами по географии региона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• физико-географическое положение региона, границы территории, историю изучения;
• природные условия территории Алтайского края: рельеф, геологическое строение Алтайского региона, тектонические процессы, основные закономерности климатического и гидрологического режима, растительный и животный мир края, почвенный покров и ландшафтную структуру;
• наличие и пространственное размещение природных ресурсов: полезных ископаемых, гидрологических и гидрогеологических, агроклиматических, биологических, почвенных, рекреационных ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.• находить необходимую информацию при работе с географическими картами;
• анализировать и давать характеристику природным процессам и явлениям;
• определять закономерности изменения природной среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. применения методов регионального анализа природных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Географическое положение.
1.1. Географическое положение Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Географическое положение Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Географическое положение Сам. работа 7 3 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Рельеф. Геология и полезные ископаемые. Климат.
2.1. Рельеф Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Геология и полезные ископаемые Лекции 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Рельеф Практические 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Климат Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Климат Практические 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Рельеф и климат Сам. работа 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Гидрлогия.
3.1. Гидрология Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Гидрология Сам. работа 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Растительный покров и животный мир.
4.1. Растительный покров Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Растительный покров Практические 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Животный мир Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Животный мир Практические 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Растительный покров и животный мир Алтайского края Сам. работа 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Почвенный покров.
5.1. Почвенный покров Лекции 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Почвенный покров Практические 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Почвенный покров Алтайского края Сам. работа 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Ландшафтные комплексы.
6.1. Ландшафтные комплексы Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Ландшафтные комплексы Практические 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Ландшафтные комплексы Сам. работа 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Природно-рекреационные ресурсы.
7.1. Природно-рекреационные ресурсы Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Природно-рекреационные ресурсы Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.3. Природно-рекреационные ресурсы Сам. работа 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Охрана природы.
8.1. Охрана природы Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Охрана природы Сам. работа 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.В. Козырева, Н.В. Рыгалова. География Алтайского края: учебное пособие , 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 авт.-сост. Ю.В. Козырева, Н.В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Атлас Алтайского края: атлас М.: Комитет геодезии и картографии СССР, 1991
Л2.2 Н.Ф. Харламова Климат Алтайского региона: учебник Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/64
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Физическая география Алтайского края» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, № лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовая работа не предусмотрена
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Физическая георафия Алтьайского края»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.