МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая география и ландшафты материков и океанов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.

Рецензент(ы):
к.г.н, доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физическая география и ландшафты материков и океанов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 география. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 955

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение физической географии мира, познание общих планетарных и крупных региональных закономерностей возникновения, развития и хозяйственного освоения ландшафтов.

В качестве основных задач программы учебной дисциплины «Физическая география ландшафтов материков и океанов» можно сформулировать следующие:
- анализ природных факторов, формирующих разнообразие современных ландшафтов материков;
- изучение зонально-поясной структуры материков в ее современном виде, этапы развития данной структуры;
- рассмотрение особенностей морфологии, специфики природных комплексов Мирового океана;
- ознакомление с природно-ресурсным потенциалом крупных регионов суши и Мирового океана, его современным состоянием и перспективами использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.18

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью использовать знания общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, физической географии материков и океанов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.географическую номенклатуру, особенности факторов формирования ландшафтов материков, ландшафтную структуру материков и районирование Мирового океана
3.2.Уметь:
3.2.1.давать комплексную физико-географическую характеристику регионов изучаемых материков, давать комплексную физико-географическую характеристику океанов, представление о специфике природы материков и океанов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями о факторах дифференциации ландшафтной сферы Земли, знаниями об зонально-поясной структуре материков и океанов в ее современном виде и этапы развития данной структуры, знаниями о природно-ресурсном потенциале крупных регионов суши и Мирового океана, его современным сосотоянием и перспективой их использования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел. Введение. Физическая география ландшафтов материков и океанов в системе географических наук
1.1. Тема 1. Физическая география ландшафтов материков и океанов в системе географических наук Лекции 5 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Самостоятельная работа прописана в учебно-методическом пособии "Физическая география и ландшафты материков и океанов" Сам. работа 5 10 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел. Классификация ландшафтов и физико-географическое районирование территории
2.1. Тема 2. Геосфера. Классификация ландшафтов и физико-географическое районирование территории Лекции 5 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Занятие № 1. Основные черты развития геосферы и планетарная дифференциация её ландшафтов Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Занятие № 2. Основные этапы формирования природы материков. Тектоническое строение материков Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Занятие № 3. Рельеф матерников Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Тема 3. Зональность ландшафтной сферы Земли как следствие взаимодействия Земли и Солнца. Лекции 5 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Занятие № 4. Климат как фактор формирования зональных типов ландшафтов Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Занятие № 5. Климат как фактор территориальной дифференциации природы материков Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Занятие № 6. Воды материков Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Занятие № 7. Биотические компоненты ландшафтов материков Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Тема 4. Азональные факторы. Лекции 5 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Занятие № 8. Географические пояса и зоны Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Самостоятельная работа прописана в учебно-методическом пособии "Физическая география и ландшафты материков и океанов" Сам. работа 5 8 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел. Физико-географическое районирование материков
3.1. Тема 5. Евразия Лекции 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Занятие № 9. Физико-географическое регионы Евразии Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Тема 6. Северная Америка Лекции 5 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Занятие №10. Физико-географическое районирование Северной Америки Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Тема 7. Южная Америка Лекции 5 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Занятие №11. Физико-географическое раойнирование Южной Америки Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Тема 8.Африка Лекции 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Занятие №12. Физико-географическое районирование Африки Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Тема 9. Австралия. Лекции 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Занятие №13. Физико-географическое районирование Автралии Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Тема 10. Антарктида. Лекции 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Занятие №14. Семинар Физико-географическая характеристика Антарктиды Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Задания для самостоятельной работы приводятся в учебно-методическом пособии "Физическая география и ландшафты материков и океанов№ Сам. работа 5 12 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел. Океания. Океаны.
4.1. Тема 11. Мировой океан. Районирование океанов Лекции 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Тема 12. Океания Лекции 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Занятие №15. Семинар. Островной мир Океании Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Занятие №16. Семинар. Общая характеристика океанов Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Занятие №17. Географические названия форм подводного рельефа Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Занятие № 18. Семинар. Районирование мирового океана Практические 5 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Задания для самостоятельной работы приводятся в учебно-методическом пособии "Физическая география и ландшафты материков и океанов№ Сам. работа 5 15 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Физическая география и ландшафты материков и океанов Экзамен 5 27 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А. Еремина, Т.Ю. Притула, А.Н. Спрялин Практикум по физической географии материков и океанов: учебное пособие для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2005
Л1.2 Т.В. Власова, М.А. Аршинова, Т.А. Ковалева Физическая география материков и океанов: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. Д.С. Водопьянова, В.В. Мельничук Физическая география и ландшафты материков и океанов: лабораторный практикум Ставрополь: СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» (http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm)
Э2 Web – атлас «Окружающая среда и здоровье население России» (http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm)
Э3 Курс в Moodle «Физическая география и ландшафты материков и океанов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочно)
Microsoft Office 2010 №лицензиии 60674416 (бессрочно)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Web–атлас «Россия как система»: http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm
Web–атлас «Окружающая среда и здоровье население России»: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Физическая география и ландшафты материков и океанов».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.