Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Останин О.В.
1.1. | Основной целью курса является формирование системы знаний по региональной комплексной физической географии России на основе изучения теоретических закономерностей структуры, функционирования и эволюции природно-территориальных комплексов различного уровня. Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи: - сформировать представление об объекте, предмете и методах изучения региональной физической географии; - закрепить знания по отдельным компонентам природных комплексов России; - охарактеризовать этапы физико-географического изучения России и районирования территории; - научить понимать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ландшафтов, зональную и провинциальную структуру физико-географических стран; - обеспечить представление о комплексном подходе в изучении природных условий России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации |
ОПК-5 | владением знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении |
ПК-14 | владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - общие и теоретические основы физической географии и ландшафтов России; - об этапах физико-географического изучения и районирования территории России; - физико-географическую номенклатуру. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать на практике, в том числе в научно-исследовательской деятельности, общие и теоретические основы физической географии и ландшафтов России; - применять физико-географическую номенклатуру. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования на практике, в том числе в научно-исследовательской деятельности, общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Исторические аспекты изучения территории России. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Освоение и изучение территории России | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Советский и постсоветский периоды в изучении территории России. Общая оценка физико-географической изученности России. Географические научные центры. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Физико-географическая характеристика положения России. | ||||||
2.1. | Физико-географическая характеристика природы России. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Географическое положение и физико-географические границы. | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Экологические проблемы морей России | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Геолого-геоморфологическая характеристика территории России. | ||||||
3.1. | Геолого-геоморфологическая характеристика и климат территории России. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Рельеф, тектоника, геологическое строение, климат | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Происхождение и развитие ландшафтов. Оледенения и трансгрессии. Климатические ресурсы России. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России. Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира. | ||||||
4.1. | Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России. Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Внутренние воды. Почвы | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Растительность России и сопредельных территорий, история развития в четвертичный период. Взаимоотношения тундры и леса, леса и степи. Опустынивание и его причины. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Многолетняя мерзлота и подземные воды. Зональность стока и его факторы. Местный сток. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Физико-географическое районирование территории | ||||||
5.1. | Восточно-Европейская (Русская) равнина. Уральская горная страна. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Восточно-Европейская равнина и Фенноскандия. | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Экологические проблемы Восточно-Европейской равнины. ООПТ территории. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.4. | Урал | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.5. | Экологические проблемы Урала | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.6. | Ландшафтная характеристика Западно-Сибирской равнины и Северо-Восточной Сибири. Экологические проблемы в связи с добычей полезных ископаемых. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.7. | Западно-Сибирская равнина. Средняя Сибирь. | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.8. | Ландшафтные зоны (физико-географические области)Западной Сибири: тундровая, лесотундровая, лесоболотная, лесостепная, степная. Краткая характеристика провинциальных различий. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.9. | ООПТ Средней Сибири | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.10. | Природа Северо-Притихоокеанской (Чукотско-Камчатской) физико-географической страны. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.11. | Северо-Восток Сибири. Корякско-Камчатско-Курильская и Амурско-Примоско-Сахалинская физико-географические страны | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.12. | ООПТ Дальнего Востока | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Ландшафтные особенности Алтае-Саянской горной страны | ||||||
6.1. | Ландшафтные особенности Алтае-Саянской горной страны | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Алтае-Саянская и Байкальская горные физико-географические страны | Практические | 4 | 2 | ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | ООПТ Алтае-Саянской горной страны | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Основные проблемы регионального физико-географического изучения России | ||||||
7.1. | Основные проблемы регионального физико-географического изучения России | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Основные проблемы регионального физико-географического изучения России в условиях новой экономической реформы. Ландшафтный кадастр. | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2, ОПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС по дисциплине |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Э.М. Раковская, М.И. Давыдова | Физическая география России Ч.1: учебник для ВУЗов | М.: ВЛАДОС, 2003 | |
Л1.2 | Н.Ф. Харламова | Физическая география и ландшафты России: практикум | Барнаул: АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Э.М. Раковская, М.И. Давыдова | Физическая география России Ч.2: учебник для ВУЗов | М.: ВЛАДОС, 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.Н. Калуцков | География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | М.: Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/56429A11-867B-4B74-B45C-9D64B17E6A53 |
Л2.2 | О.Е. Пряженникова | Практикум по физической географии России. Общий обзор. Ч1: учебное пособие | Кемерово: КемГУ, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php - ВНИИГМИ-МЦД | |||
Э2 | http://waterinfo.ru/ - Реки России | |||
Э3 | http://www.hydrology.ru/main/ - Государственный гидрологический институт | |||
Э4 | http://voeikovmgo.ru/ru/ - Главная геофизическая обсерватория им. А. Воейкова | |||
Э5 | http://www.igce.ru/ - Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН | |||
Э6 | http://igras.ru/ - Институт географии РАН | |||
Э7 | http://meteorf.ru/default.aspx - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |||
Э8 | http://www.global-climate-change.ru/ сайт Изменения климата | |||
Э9 | http://elibrary.ru/defaultx.asp - Электронная библиотека eLIBRARY.RU | |||
Э10 | Курс в Moodle «Физическая география и ландшафты России» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана. GOOGLE EARTH ONLINE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://googleearthonline.blogspot.com/ – Загл. с экрана. Сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана. Сайт Институт географии РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igras.ru/ Сайт ЭРА Электронные ресурсы Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://altlib.ru/ Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Физическая география и ландшафты России». Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |