МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая география и ландшафты России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физическая география и ландшафты России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование системы знаний по региональной комплексной физической географии России на основе изучения теоретических закономерностей структуры, функционирования и эволюции природно-территориальных комплексов различного уровня.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
- сформировать представление об объекте, предмете и методах изучения региональной физической географии;
- закрепить знания по отдельным компонентам природных комплексов России;
- охарактеризовать этапы физико-географического изучения России и районирования территории;
- научить понимать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ландшафтов, зональную и провинциальную структуру физико-географических стран;
- обеспечить представление о комплексном подходе в изучении природных условий России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ОПК-5 владением знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общие и теоретические основы физической географии и ландшафтов России;
- об этапах физико-географического изучения и районирования территории России;
- физико-географическую номенклатуру.

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать на практике, в том числе в научно-исследовательской деятельности, общие и теоретические основы физической географии и ландшафтов России;
- применять физико-географическую номенклатуру.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. использования на практике, в том числе в научно-исследовательской деятельности, общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Исторические аспекты изучения территории России. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Освоение и изучение территории России Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Советский и постсоветский периоды в изучении территории России. Общая оценка физико-географической изученности России. Географические научные центры. Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Физико-географическая характеристика положения России.
2.1. Физико-географическая характеристика природы России. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Географическое положение и физико-географические границы. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Экологические проблемы морей России Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Геолого-геоморфологическая характеристика территории России.
3.1. Геолого-геоморфологическая характеристика и климат территории России. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Рельеф, тектоника, геологическое строение, климат Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Происхождение и развитие ландшафтов. Оледенения и трансгрессии. Климатические ресурсы России. Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России. Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира.
4.1. Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России. Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Внутренние воды. Почвы Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Растительность России и сопредельных территорий, история развития в четвертичный период. Взаимоотношения тундры и леса, леса и степи. Опустынивание и его причины. Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Многолетняя мерзлота и подземные воды. Зональность стока и его факторы. Местный сток. Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Физико-географическое районирование территории
5.1. Восточно-Европейская (Русская) равнина. Уральская горная страна. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Восточно-Европейская равнина и Фенноскандия. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Экологические проблемы Восточно-Европейской равнины. ООПТ территории. Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Урал Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.5. Экологические проблемы Урала Сам. работа 4 8 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.6. Ландшафтная характеристика Западно-Сибирской равнины и Северо-Восточной Сибири. Экологические проблемы в связи с добычей полезных ископаемых. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.7. Западно-Сибирская равнина. Средняя Сибирь. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.8. Ландшафтные зоны (физико-географические области)Западной Сибири: тундровая, лесотундровая, лесоболотная, лесостепная, степная. Краткая характеристика провинциальных различий. Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.9. ООПТ Средней Сибири Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.10. Природа Северо-Притихоокеанской (Чукотско-Камчатской) физико-географической страны. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.11. Северо-Восток Сибири. Корякско-Камчатско-Курильская и Амурско-Примоско-Сахалинская физико-географические страны Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-5, ПК-14 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.12. ООПТ Дальнего Востока Сам. работа 4 2 ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Ландшафтные особенности Алтае-Саянской горной страны
6.1. Ландшафтные особенности Алтае-Саянской горной страны Лекции 4 2 ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Алтае-Саянская и Байкальская горные физико-географические страны Практические 4 2 ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. ООПТ Алтае-Саянской горной страны Сам. работа 4 4 ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Основные проблемы регионального физико-географического изучения России
7.1. Основные проблемы регионального физико-географического изучения России Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Основные проблемы регионального физико-географического изучения России в условиях новой экономической реформы. Ландшафтный кадастр. Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.1: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
Л1.2 Н.Ф. Харламова Физическая география и ландшафты России: практикум Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.2: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Н. Калуцков География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56429A11-867B-4B74-B45C-9D64B17E6A53
Л2.2 О.Е. Пряженникова Практикум по физической географии России. Общий обзор. Ч1: учебное пособие Кемерово: КемГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php - ВНИИГМИ-МЦД
Э2 http://waterinfo.ru/ - Реки России
Э3 http://www.hydrology.ru/main/ - Государственный гидрологический институт
Э4 http://voeikovmgo.ru/ru/ - Главная геофизическая обсерватория им. А. Воейкова
Э5 http://www.igce.ru/ - Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН
Э6 http://igras.ru/ - Институт географии РАН
Э7 http://meteorf.ru/default.aspx - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Э8 http://www.global-climate-change.ru/ сайт Изменения климата
Э9 http://elibrary.ru/defaultx.asp - Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э10 Курс в Moodle «Физическая география и ландшафты России» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана.
GOOGLE EARTH ONLINE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://googleearthonline.blogspot.com/ – Загл. с экрана.
Сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана.
Сайт Институт географии РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igras.ru/
Сайт ЭРА Электронные ресурсы Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://altlib.ru/
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Физическая география и ландшафты России».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.