МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разговорная речь и речевой этикет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 160
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 160 160 160 160
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Разговорная речь и речевой этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – сформировать у иностранцев, изучающих русский язык, навыки вежливого, этичного речевого (и неречевого) поведения, соответствующие нормам, принятым в современном российском обществе в различных сферах общения (бытовой, культурной, официально-деловой).

Задачи дисциплины
- познакомить учащихся с этикетными словами и выражениями, свойственными русскому языку;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;
- познакомиться с историей русского речевого этикета;
- познакомить учащихся с этикетными нормами неречевого поведения;
- сформировать навык выбора этикетного высказывания, соответствующего ситуации общения.
развитие речи; развитие интереса к русскому языку и культуре речи, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
формирование любви к языку.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации
ПК-17 способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы, нормы, стандарты и требования речевого этикета;
- принципиальные подходы, способы и приемы, обеспечивающие эффективность решений;
- состояние речевой культуры общества на современном этапе;
- этические аспекты культуры речи
3.2.Уметь:
3.2.1.учитывать основные принципы, нормы, стандарты и требования речевого этикета
- применять на практике законы логики в речевом общении;
- идентифицировать и анализировать различные факторы, влияющие на формирование и развитие культуры общения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками использования культуры речи и этикета в процессе принятия решений.
- основными правилами построения выступления, лекции, доклада; способами и приемами построения устной и письменной речи;
- навыками речевого общения (публичных выступлений, аргументации и ведения дискуссий) в профессиональной (учебно-профессиональной) и официально-деловой сферах с соблюдением всех норм речевой коммуникации;
- навыками оценки результатов своей деятельности; навыками определения путей и выбора средств развития личных достоинств и устранения личных недостатков

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Общение и речь
1.1. Ситуация общения: Цели общения. Коммуникативная (речевая) задача. Виды общения. Общение вербальное и невербальное. Практическое использование жестов, мимики, поз, свойств голоса: устойчивости, полетности. Общение официальное и неофициальное. Лекции 4 4 Л1.2
1.2. Практические 4 4 ПК-17
Раздел 2. Тема 2. Виды речевой деятельности
2.1. Речь устная и письменная. Использование устной и письменной речи в соответствии с ситуацией общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя. Участие в диалоге. Выступление с монологической речью. Виды речевой деятельности при работе с информацией. Говорение, слушание, письмо, чтение. Овладение способами предъявления, восприятия и понимания информации в устном диалоге. Практическое владение способами предъявления, восприятия и понимания информации при работе с устным и письменным монологом. Лекции 4 4 Л2.3, Л1.2
2.2. Практические 4 4
Раздел 3. Тема 3. Речевой этикет
3.1. Правила речевого этикета. Вежливость и этикет. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения. Из истории русского этикета. Лекции 4 4 Л1.1
3.2. Практические 4 4 ПК-17
Раздел 4. Тема 4. Разговорный стиль речи (общая характеристика)
4.1. Специфика разговорного стиля речи. Компоненты ситуации разговорного стиля речи. Диалог и полилог в разговорной речи. Условия осуществления речи. Языковые средства, характерные для разговорной речи Лекции 4 4 Л2.3, Л1.1
4.2. Практические 4 4 ПК-17
Раздел 5. Тема 5. Спор: логические и психологические особенности ведения полемики.
5.1. Определение и классификация споров. Основные правила ведения спора. Полемические приемы. Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1
5.2. Практические 4 6
Раздел 6. Тема 6. Национальный речевой этикет
6.1. Типы речевой культуры. Специфика национального речевого этикета. Коммуникативные качества, реализуемые в национальном речевом этикете. Качества эффективной речи. Элементы, способные засорить речь. Лекции 4 4 Л2.2, Л1.2
6.2. Практические 4 4 ПК-17
Раздел 7. Тема 7. Особенности телефонной коммуникации
7.1. Особенности телефонной коммуникации. Структура телефонной коммуникации языковые клише телефонного разговора. Культура телефонного разговора. Лекции 4 0 Л1.2
7.2. Практические 4 6 ОПК-4
7.3. Сам. работа 4 160 ОПК-4, ПК-17 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине находится в Приложениях

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карасева Т.В., Ниссен В.Ю. Русский речевой этикет: учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012., 2011
Л1.2 М. Б. Будильцева [и др.] Культура русской речи: учеб. пособие для изучающих рус. яз. как иностр. Русский язык. Курсы, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каверин, Борис Иванович Ораторское искусство : учебное пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Н. И. Бондарь, С. А. Лутин Как спросить? Как сказать?: пособие по развитию речи для изучающих рус. яз. как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2006
Л2.3 Н. В. Баско Русские фразеологизмы в ситуациях: учеб. пособие по рус. фразеологии и развитию речи М.: Русский язык. Курсы, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Рязапова Л.З. Культура речи [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.З. Рязапова, Н.К. Гарифуллина, Г.С. Гаязова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Издательство КНИТУ, 2013 Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270251
Э2 Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений www.philolog.ru
Э3 Имена.org - популярно об именах и фамилиях www.imena.org
Э4 Крылатые слова и выражения slova.ndo.
Э5 Интерактивная энциклопедия современного языка. Данный сайт является интерактивным хранилищем профессиональных и социальных сленгов, сокращений, специальных терминов и т.п.; содержит объяснения различных жаргонизмов и слов, которые отсутствуют в обычных словарях [Электронный ресурс]. www.jargon.ru
Э6 Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы gramota.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическая направленность курса предполагает проведение занятий в виде практических, с использованием активных форм деятельности студентов (таких, как ролевые игры). Поскольку этикетные нормы лучше всего усваиваются путём подражания образцу, то наиболее эффективной формой подачи нового материала может быть прослушивание аудиозаписей, а лучше – просмотр фрагментов художественных фильмов, дополняемых комментариями преподавателя. Поэтому на занятиях по русскому речевому этикету используется мультимедийное оборудование. На практических занятиях студенты знакомятся с основными правилами русского речевого этикета, стандартными формами этикетных ситуаций. Студентам предлагается тематически организованный и методически обработанный учебный материал, направленный на расширение лексического запаса, систематизации лексики по тематическому и грамматическому принципам, развитие и совершенствование умений в аудировании, чтении, письме и говорении на основе текстов, содержащих формы русского речевого этикета. Выбор тем определен необходимостью владения знаниями правил русского речевого этикета.
Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. Работа с конспектом лекций предполагает просмотр конспекта в тот же день после занятий. При этом необходимо пометить материалы конспекта, которые вызывают затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Регулярно отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам. При подготовке к зачёту в дополнение к изучению конспектов лекций, учебных пособий и слайдов, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной к настоящей программе. Также нужно изучить теорию: определения всех понятий (терминов) по дисциплине.
Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине:
Регулярное посещение аудиторных занятий и самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программы курса. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, изученном на практическом занятии.
На каждом занятии студенты получают домашнее задание, напрямую или опосредованно связанное с изученной теоретической темой.
В качестве самостоятельной работы предполагается подготовка коротких сообщений, поиск и анализ информации в сети Интернет и печатных научных изданиях, подготовка презентаций PowerPoint, групповая работа над ситуационными задачами.
Виды и формы самостоятельной деятельности студентов:
1. Работа с рекомендованными учебными пособиями.
2. Работа с толковыми, орфоэпическими, орфографическими словарями.
3. Выполнение заданий и упражнений из учебных пособий.
4. Подготовка и выполнение индивидуальных заданий.