МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальную подготовку специалистов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевуна

Рецензент(ы):
к. психол. н. , декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальную подготовку специалистов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: формирование у студентов целостного представления о способах оказания психологической помощи в ситуациях, требующих быстрого реагирования и характеризующихся как критические, экстремальные для жизнедеятельности человека; способствовать формированию у студентов представления о научной организации системы профессионального отбора лиц, поступающих на службу; содействовать в освоении умений и технологий осуществления профессионального психологического отбора лиц для службы в различных органах и структурах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.50

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности
ПСК-5 психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методические основы, технологии профессионального психологического отбора; организационно - правовые основы деятельности психологической службы; методы психологической поддержки и реабилитации сотрудников, военнослужащих и иных лиц, получивших психические травмы; основы организации психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности в экстремальных условиях; принципы и способы эффективного взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять организационно - правовые основы деятельности психологической службы на практике; осуществлять организацию психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности в экстремальных условиях; составлять и использовать программы морально - психологического сопровождения и поддержки членов семей погибших сотрудников; реализовывать принципы эффективного взаимодействия со специалистами смежных профессий по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами диагностики, профилактики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; приемами социально - психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и иных лиц, участвовавших в экстремальной деятельности; навыками профессионального взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, военными и иными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительнойдеятельности
1.1. Психолого-педагогическое обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов.Становление психологической службы в правоохранительных органах.Концептуальные основы функционирования психологической службы. Лекции 7 4 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.2. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в условиях террористического акта. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте чрезвычайной ситуации. Лекции 7 4 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.3. Особенности психолого-педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы. Профессиональная деятельность психолога (с учетом специфики службы) Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.4. Характеристика основных компонентов психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.5. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничного управления.Профилактика синдрома профессионального выгорания. у специалистов экстремального профиля Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.6. Особенности психолого-педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.7. Психолого-педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб.Психологическая подготовка частных детективов и охранников Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.8. Понятие профессионального отбора. Методы профессионального отбора (биографический, интервью, тестирование, проверка рекомендаций/сбор и анализ информации о кандидате). Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.9. Подготовка по оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных обстоятельствах. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.10. Профессиональное здоровье специалистов Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.11. Достоверность и обоснованность методов отбора. Система профессионального отбора. Оценка и профессиональный отбор лиц, принимаемых на службу. Технологии профессионального отбора. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 2. Психодиагностика и оптимизация работы с личным составом
2.1. Психология служебной дисциплины. Теоретические и методические основы профессионального психологического отбора. Лекции 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.2. Социально-психологическое изучение личности граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, стажеров по должности в период испытательного срока, сотрудников органоввнутреннихдел Лекции 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.3. Основные требования, предъявляемые к кандидатам на службу, изучение их личности и прохождение испытательного срока. Лекции 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.4. Консультирование руководителей по результатам психологического обследования. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.5. Опыт и проблемы организации профессионально-психологического отбора граждан, поступающих на службу в правоохранительные органы. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.6. Психологическая подготовка подразделений специального назначения. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.7. Профессиональный отбор кандидатов на службу в исправительные учреждения: социально-правовой и образовательный; медицинский (с учетом психиатрического аспекта); психологический и психофизиологический. Возможные ошибки при оценке кандидатов, принимаемых на службу Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.8. Профессиональный психологический отбор. Цели и задачи профессионального психологического отбора. Основные этапы и методы профессионального психологического отбора: изучение документов кандидатов; тестирование и прогноз успешности практической деятельности; организация и проведение психодиагностического обследования. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.9. Нормативно-правовая регуляция деятельности психолога. Регламентация психологической помощи в Российской Федерации. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.10. Основы теории права. Конституционное право. Административно-правовая ответственность. Финансовое право. Гражданское право. Трудовое право. Уголовно – процессуальное право. Уголовная ответственность. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.11. Разработка программ морально -психологического сопровождения и профилактики профессиональной деформации субъектов служебной деятельности с учетом специфики региона Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.12. Организация подбора и отбора лиц, принимаемых на службу в различные органы и структуры.Принципы подбора кадров.Профессиография в подборе персонала Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.13. Методы исследования эмоциональной и волевой сферы личности. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.14. Личное поручительство при поступлении, на правоохранительную службу.Психологические особенности профессиональной пригодности различных групп военных специалистов Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.15. Порядок и условия поступления на службу в органы внутренних дел. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 3. Психология предварительного следствия
3.1. Психология следователя и следственной деятельности.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения. Лекции 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.2. Психология допроса. Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний Лекции 7 4 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.3. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.4. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.5. Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической экспертизой Практические 7 4 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.6. Психология допроса свидетеля и потерпевшего Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.7. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.8. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.9. Психология следователя. Профессиональные качества следователя Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.10. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.11. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних. Мотивация насильственных преступлений Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.12. Методика и тактика допроса несовершеннолетних. Принципы составления протокола допроса Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Рогозина Т. И. Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Омская юридическая академия, 2013 biblioclub.ru
Л1.3 Ахмедшин Р. Л. Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Эль Контент, 2011 biblioclub.ru
Л1.4 Сухих А. В., Корытченкова Н. И. Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ю. Лебедев, Ю.В. Лебедева Психология формирования будущего юриста (Юридическая психология): учебное пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Толочек В. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9
Л2.4 Караяни А.Г. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Карманов Виталий Константинович Первичная доврачебная медицинская помощь: Учебное пособие Форум, 2015 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Введение в специальную подготовку специалистов» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование