МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальную подготовку специалистов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевуна

Рецензент(ы):
к. психол. н. , декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальную подготовку специалистов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: формирование у студентов целостного представления о способах оказания психологической помощи в ситуациях, требующих быстрого реагирования и характеризующихся как критические, экстремальные для жизнедеятельности человека; способствовать формированию у студентов представления о научной организации системы профессионального отбора лиц, поступающих на службу; содействовать в освоении умений и технологий осуществления профессионального психологического отбора лиц для службы в различных органах и структурах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.50

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности
ПСК-5 психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методические основы, технологии профессионального психологического отбора; организационно - правовые основы деятельности психологической службы; методы психологической поддержки и реабилитации сотрудников, военнослужащих и иных лиц, получивших психические травмы; основы организации психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности в экстремальных условиях; принципы и способы эффективного взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять организационно - правовые основы деятельности психологической службы на практике; осуществлять организацию психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности в экстремальных условиях; составлять и использовать программы морально - психологического сопровождения и поддержки членов семей погибших сотрудников; реализовывать принципы эффективного взаимодействия со специалистами смежных профессий по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами диагностики, профилактики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; приемами социально - психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и иных лиц, участвовавших в экстремальной деятельности; навыками профессионального взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, военными и иными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительнойдеятельности
1.1. Психолого-педагогическое обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов.Становление психологической службы в правоохранительных органах.Концептуальные основы функционирования психологической службы. Лекции 7 4 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.2. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в условиях террористического акта. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте чрезвычайной ситуации. Лекции 7 4 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.3. Особенности психолого-педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы. Профессиональная деятельность психолога (с учетом специфики службы) Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.4. Характеристика основных компонентов психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.5. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничного управления.Профилактика синдрома профессионального выгорания. у специалистов экстремального профиля Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.6. Особенности психолого-педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.7. Психолого-педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб.Психологическая подготовка частных детективов и охранников Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.8. Понятие профессионального отбора. Методы профессионального отбора (биографический, интервью, тестирование, проверка рекомендаций/сбор и анализ информации о кандидате). Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.9. Подготовка по оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных обстоятельствах. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.10. Профессиональное здоровье специалистов Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.11. Достоверность и обоснованность методов отбора. Система профессионального отбора. Оценка и профессиональный отбор лиц, принимаемых на службу. Технологии профессионального отбора. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 2. Психодиагностика и оптимизация работы с личным составом
2.1. Психология служебной дисциплины. Теоретические и методические основы профессионального психологического отбора. Лекции 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.2. Социально-психологическое изучение личности граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, стажеров по должности в период испытательного срока, сотрудников органоввнутреннихдел Лекции 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.3. Основные требования, предъявляемые к кандидатам на службу, изучение их личности и прохождение испытательного срока. Лекции 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.4. Консультирование руководителей по результатам психологического обследования. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.5. Опыт и проблемы организации профессионально-психологического отбора граждан, поступающих на службу в правоохранительные органы. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.6. Психологическая подготовка подразделений специального назначения. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.7. Профессиональный отбор кандидатов на службу в исправительные учреждения: социально-правовой и образовательный; медицинский (с учетом психиатрического аспекта); психологический и психофизиологический. Возможные ошибки при оценке кандидатов, принимаемых на службу Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.8. Профессиональный психологический отбор. Цели и задачи профессионального психологического отбора. Основные этапы и методы профессионального психологического отбора: изучение документов кандидатов; тестирование и прогноз успешности практической деятельности; организация и проведение психодиагностического обследования. Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.9. Нормативно-правовая регуляция деятельности психолога. Регламентация психологической помощи в Российской Федерации. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.10. Основы теории права. Конституционное право. Административно-правовая ответственность. Финансовое право. Гражданское право. Трудовое право. Уголовно – процессуальное право. Уголовная ответственность. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.11. Разработка программ морально -психологического сопровождения и профилактики профессиональной деформации субъектов служебной деятельности с учетом специфики региона Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.12. Организация подбора и отбора лиц, принимаемых на службу в различные органы и структуры.Принципы подбора кадров.Профессиография в подборе персонала Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.13. Методы исследования эмоциональной и волевой сферы личности. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.14. Личное поручительство при поступлении, на правоохранительную службу.Психологические особенности профессиональной пригодности различных групп военных специалистов Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.15. Порядок и условия поступления на службу в органы внутренних дел. Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 3. Психология предварительного следствия
3.1. Психология следователя и следственной деятельности.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения. Лекции 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.2. Психология допроса. Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний Лекции 7 4 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.3. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.4. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.5. Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической экспертизой Практические 7 4 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.6. Психология допроса свидетеля и потерпевшего Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.7. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.8. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи Практические 7 2 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.9. Психология следователя. Профессиональные качества следователя Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.10. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.11. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних. Мотивация насильственных преступлений Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.12. Методика и тактика допроса несовершеннолетних. Принципы составления протокола допроса Сам. работа 7 6 ПК-16, ПСК-5 Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Рогозина Т. И. Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Омская юридическая академия, 2013 biblioclub.ru
Л1.3 Ахмедшин Р. Л. Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Эль Контент, 2011 biblioclub.ru
Л1.4 Сухих А. В., Корытченкова Н. И. Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ю. Лебедев, Ю.В. Лебедева Психология формирования будущего юриста (Юридическая психология): учебное пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Толочек В. А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9
Л2.4 Караяни А.Г. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Карманов Виталий Константинович Первичная доврачебная медицинская помощь: Учебное пособие Форум, 2015 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Введение в специальную подготовку специалистов» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование