МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Информационная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2016-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущего специалиста совокупности знаний, умений и навыков работы с самым широким спектром современного программного обеспечения: операционные системы, офисные приложения, коммуникационные программы, специальные пакеты программ
• Формирование информационной культуры
• Развитие у студентов информационного мировоззрения
• Выработка умения представления данных наиболее адекватным образом (используя графическое, табличное, текстовое, мультимедиа представления)
• Обучение коммуникационным навыкам
• Освоение технологии создания новых образовательных проектов на основе информационных технологий, модернизация и развитие существующей сетевой и образовательной инфраструктуры и др.
• Обеспечение доступа к психологическим ресурсам в сети Интернет.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об основах информационной культуры современного общества;
О ведущих информационных технологиях современного общества;
О возможностях хранения, копирования, редактирования, передачи информации в сети интернет;
Об устройстве сети интернет;
Об устройстве компьютера.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь применять знания устройства компьютера в практической деятельности;
- Уметь применять знания элементарной архитектуры компьютерной сети в практической деятельности;
- Уметь применять основные принципы работы в сети интернет в практической деятельности;
- Уметь применять, использовать в работе следующее программное обеспечение (Microsoft Office, Excel);
- Уметь создать и настроить электронный почтовый ящик (e-mail);
- Уметь создать и редактировать документ - электронные таблицы (Microsoft Office, Open Office);
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеть навыками редактирования электронного документа (Microsoft Office, Excel, Open Office);
- Владеть навыками создания элетронного ящика (e-mail) на бесплатных почтовых ресурсах в интернет (mail.ru, gmail.com);
- Владеть навыками регистрации на научных ресурсах: форумах, сайтах и сохранения учетной записи;
- Владеть навыками создания файла презентации (Microsoft Office Power Point) по заданным параметрам;
- Владеть навыками создания электронной формы психологического теста с заданным набором вопросов-пунктов и закрытым вариантом ответов;
- Владеть способами автоматизации получения результатов прохождения психологического теста с помощью средств Microsoft Office Excel;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы информационной культуры
1.1. Психологические ресурсы в Internet Лекции 2 1 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Переход к информационному обществу. Концепции информационного общества Лекции 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Информация и ее свойства. Качество информации. Понятие информационной технологии. Проблемы использования информационных технологий. Лекции 2 1 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Информация и ее свойства. Качество информации. Понятие информационной технологии. Проблемы использования информационных технологий. Лекции 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основы организации всемирной сети (Internet) Лекции 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Современные информационные технологии для психологии Лекции 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Основы сетевой безопасности Лекции 2 2 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Офисные приложения (Open Office, Microsoft Office) в работе психолога Лекции 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Принципы поиска информации в Internet Практические 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Психологическое измерение и измерительные технологии Практические 2 2 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Статистические пакеты (SPSS Statistics) в работе психолога Практические 2 1 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Работа с данными исследований Практические 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Современные информационные технологии в психологии Практические 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Концепции информационного общества Практические 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Психологические ресурсы в сети интернет Практические 2 2 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Работа с офисными приложениями (microsoft office, open office) Практические 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Использование электронных таблиц в составлении баз данных для психологических исследований Сам. работа 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Принципы поиска информации в сети интернет Сам. работа 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Составление карты психологических ресурсов в Internet Сам. работа 2 1 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Поиск информации в сети интернет Сам. работа 2 1 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Способы регистрации и созданния аккаунтов на психологическх форумах Сам. работа 2 1 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Поиск литературы на психологических ресурсах в Internet Сам. работа 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Информационные технологии в практике психолога.
2.1. Облачные технологии и способы хранения и переноса данных Лекции 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Электронные таблицы в научно-исследовательской работе психолога Сам. работа 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Создание анкет Сам. работа 2 1 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Использование сетевых инструментов для конструирования тестов и анкет (сервисы Google) Сам. работа 2 1 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Использование формул в "Электронных таблицах" для расчета шкал психологического теста Практические 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Знакомство с некторыми психологическими методиками Практические 2 2 ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Конструирование психологического теста средствами приложений элетронные таблицы (MS Excel) Практические 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Составление сводных таблиц данных в Microsoft Office Excel Практические 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Создание файла - презентации в Microsoft Office. Практические 2 2 ОК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Экзамен Экзамен 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дайте определение понятию информационное общество. Какие концепции информационного общества вам известны?
2. Дайте определение понятию информация. Какие виды информации вам известны?
3. Дайте определение понятию информационная технология. Какие виды информационных технологий вам известны?
4. Какие проблемы использования информационных технологий вам известны?
5. О каких информационных технологиях, используемых в психологии, вам известно?
6. Охарактеризуйте предназначение всемирной сети Internet.
7. Объясните принципы поиска нужной информации в сети Internet.
8. Какие поисковые системы в сети Internet вам известны? Объясните принцип ра-боты этих поисковых систем.
9. Какие проблемы безопасного использования сети Internet вам известны?
10. О каких сетевых угрозах вам известно? Дайте определение сетевого вируса.
11. Охарактеризуйте предназначение антивирусного программного обеспечения.
12. Какое антивирусное программное обеспечение вам известно?
13. Какие психологические ресурсы: сайты, форумы, порталы вам известны?
14. Объясните, что такое сетевой аккаунт?
15. Укажите как минимум четыре информационных психологических ресурса: сайты, форумы, порталы, библиотеки, на которых вы зарегистрировали свой аккаунт.
16. Объясните понятия: шкала измерения, методика, тест, анкета.
17. О каких сетевых сервисах конструирования тестов, анкет вам известно?
18. Объясните предназначение сервиса: «google forms».
19. Продемонстрируйте создание простейшей анкеты или теста средствами сервиса «google forms».
20. Какие виды вопросов в анкете или психологическом тесте вы знаете?
21. Объясните назначение и приведите примеры одновариантного вопроса.
22. Объясните назначение и приведите примеры номинального вопроса.
23. Объясните назначение и приведите примеры многовариантного вопроса.
24. Объясните назначение и приведите примеры ранговой шкалы.
25. Продемонстрируйте возможность использования медиа объектов (фотографий, видеоклипов) в конструировании тестов средствами сервиса «google forms».
26. Продемонстрируйте возможность послать созданный тест средствами «google forms» на электронные адреса или разместить в социальной сети (Facebook, Google+).
27. Покажите возможность сбора тестовых данных в единую таблицу средствами «google forms».
28. Продемонстрируйте возможность сохранения таблицы тестовых данных в фай-ле разных форматов на локальном компьютере.
29. Продемонстрируйте созданную вами презентацию средствами Microsoft Power Point на выбранную тематику.
30. Какие принципы создания и оформления электронной презентации средствами Microsoft Power Point вам известны?
31. Объясните возможности использования пакета приложений Microsoft Office в работе психолога.
32. Объясните возможности использования приложения Microsoft Office Excel в работе психолога.
33. Покажите созданный вами психологический текст средствами Microsoft Office Excel.
34. Продемонстрируйте возможности построения гистограмм в пакете Microsoft Office Excel, используя имеющиеся данные.
35. Какие типы гистограмм в пакете Microsoft Office Excel вам известны?
36. Какие возможности использования формул в пакете Microsoft Office Excel вам известны?
37. Продемонстрируйте возможность формульного расчета средних в пакете Mi-crosoft Office Excel, используя имеющиеся данные.
38. Объясните понятие описательные статистики.
39. Объясните понятия сбора и обработки статистических данных.
40. Какие технологии сбора и обработки статистических данных вам известны?
41. Охарактеризуйте предназначение программного статистического пакета IBM Statistics SPSS.
42. Продемонстрируйте создание таблицы данных в пакете IBM Statistics SPSS или копирование данных из файла Microsoft Office Excel.
43. Продемонстрируйте возможность подписи данных (переменных) в файле паке-та IBM Statistics SPSS.
44. Каким образом, в файле данных пакета IBM Statistics SPSS, возможно задать типы шкал?
45. Какие операции с пропущенными данными в файле данных IBM Statistics SPSS обычно доступны исследователю?
46. Расскажите об известных вам способах получения описательных статистик по файлу данных в пакете IBM Statistics SPSS.
47. Раскройте смысл понятия нормальное распределение.
48. Объясните способы проверки нормальности распределения данных в пакете IBM Statistics SPSS.
49. Какие критерии в пакете IBM Statistics SPSS предназначены для проверки нор-мальности распределения?
50. Какой уровень доверительного интервала статистического критерия проверки можно считать достаточным для оценки нормальности распределения?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для выполнения обязательной работы студента:
 Информация и ее свойства. Качество информации. Понятие информаци-онной технологии. Проблемы использования информационных техноло-гий;
 Компьютерные сети. Назначение и классификация компьютерных сетей;
 Современные информационные технологии для психологии;
 Рассмотреть историю и предназначение статистического пакета IBM Statistics SPSS;
 Знакомство со статистическим пакетом IBM SPSS;
 Изучить главные разработки, на которых основывается современный Интернет - коммутация пакетов и стек протоколов TCP/IP;
 Информационные поисковые системы в Интернет: Yandex.ru, Google.ru. Возможности поисковых систем;
 Поиск и классификация психологических ресурсов в сети интернет.
Темы контролируемой самостоятельной работы студента:
 Регистрация на психологических ресурсах сети интернет;
 Составление электронной формы психологического теста в Microsoft Excel;
 Составление электронных бланков некоторых психологических методик с использованием формул (в Microsoft Excel);
 Сформулировать списки объектов и дескрипторов для составления ре-шеток Дж. Келли.
 Зарегистрировать e-mail на бесплатных почтовых серверах;
 Поработать с некоторыми формулами и таблицами данных в Microsoft Excel;
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романова Ю.Д., Винтова Т.А., Коваль П.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу новые информационные технологии в психологии, состав-лять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.

Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся зна-ния посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по предмету.



Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
На практических занятиях по новым информационным технологиям рассматриваются способы работы с информацией, ее хранения и защиты. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений работы в интернет и навыков работы с программным обеспечением. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется просмотреть предложенный список литературы по соответствующей теме, а также практиковаться дома, используя домашний компьютер.
Рекомендуется составлять перечень вопросов к практическому занятию для последующего разбора на практическом занятии.
На практических занятиях, посвященных составлению электронных бланков и форм психологических методик, студентам рекомендуется использовать методические пособия для работы с соответствующим программным обеспечением.
По итогам практической работы в компьютерных классах студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественное выполнение практического задания в предоставленные сроки, за способность объяснить смысл проделанной работы выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При хорошо и вовремя выполненной практической работе выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при недостаточно высоком уровне работы, выполненной с запозданием - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальные практические задания.
При выборе письменного творческого задания (реферата) сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении практических заданий студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей тематике.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение набора практических заданий, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение практических заданий, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление выполненных практических заданий с объяснением смысла проделанной работы, решение тестовых заданий от 30% до 50%.