МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-библиографический поиск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Информационно-библиографический поиск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Евглевская Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Евглевская Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и обра-зовательных ресурсов сети Интернет;
• формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
• формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-8 способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основы информационно-библиографического поиска.
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять знания культуры потребления информации в образовательном процессе; применять практические навыки поиска по справочно-поисковому аппарату Научной библиотеки АлтГУ; оформлять список литературы курсовой и дипломной работ.
-использовать образовательные ресурсы сети Интернет.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-восприятием информации, анализом и синтезом полученной информации, терминологией предметной области знания,
практическими навыками самостоятельной работы с библиографической информацией; правилами оформления списка литературы курсовой и дипломной работ.
-умениями, навыками использования информационных технологий в учебной, научной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационная культура
1.1. Понятия и компоненты информационной культуры. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1
1.2. Самостоятельное изучение темы:Понятия и компоненты информационной культуры. Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-1 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Информационно-библиотечная система
2.1. Библиотеки России. Региональные библиотеки.НБ АлтГУ как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-1 Л1.1, Л2.5
2.2. Самостоятельное изучение темы:Библиотеки России. Региональные библиотеки.НБ АлтГУ как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.5
Раздел 3. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ
3.1. Самостоятельное изучение темы:Алфавитный и систематический каталоги. Электронный каталог и библиографические базы данных. Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-1 Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
3.2. Алгоритм поиска в алфавитном и систематическом катологах НБ АлтГУ. Практические 1 2 ОК-5, ОПК-1 Л1.1, Л2.4
3.3. Алгоритм поиска в документов электронной библиотеке АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет. Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-1 Л1.1, Л2.6, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Аналитико-синтетическая обработка документов
4.1. Самостоятельное изучение темы:Библиографическая запись документа.Реферат.Аннотация. Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.4
4.2. Библиографическая запись документа. Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.3
4.3. Реферирование. Аннотирование. Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 5. Составление списка литературы курсовых и дипломных работ.
5.1. Самостоятельное изучение темы: Выбор заглавия. Расположение литературы в списке. Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.2. Методика библиографического поиска и отбора изданий по темес помощью библиографических пособий. Составление списка литературы курсовых и дипломных работ. Практические 1 2 ОК-5, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.3. Подготовка к зачету. Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-1 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6, Л2.1, Л2.4, Л2.3
5.4. Зачет Зачет 1 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Практическая работа №1
1.Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ.
2.Алгоритм поиска в электронном каталоге и НБ АлтГУ.
3.Алгоритм поиска в образовательных ресурсах сети Интернет.
Практическая работа №2

1. Правила оформления списка литературы курсовой и дипломной работ.
2. Составление списка литературы по определенной теме.
3. Составление списка электронных ресурсов по определённой теме.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
2. Вопросы к зачёту:

1. Информационная культура: понятие, компоненты.
2. Информационно-библиографический поиск: понятие, виды, ПОД.
3. ГСНТИ: федеральные, центральные и региональные центры информации.
4. Библиотечная система России.
5. Алфавитный каталог: структура, назначение, методика поиска.
6. Систематический каталог: структура, назначение, методика поиска.
7. Структура, назначение и методика поиска по каталогам:
а) алфавитный и систематический каталоги иностранной литературы
б) каталог книжных памятников
в) каталог периодических изданий.
8. Структура, назначение и методика поиска изданий по отраслевым библиографическим указателям Научные электронные библиотеки: eLIBRARY; Российское образование: федеральный портал: http://www.edu.ru
9. Общая схема библиографической записи.
10. Библиографическое описание под заголовком и заглавием.
11. Аналитическая библиографическая запись.
12. Составление списка литературы для курсовых и дипломных работ.
13. Характеристика баз данных локального доступа : «Книги», «Статьи», Периодика», «Труды ученых АлтГУ».
14. Информационные ресурсы удаленного доступа на сайте НБ АлтГУ.
15. Аннотация как вид аналитико-синтетической переработки информации.
16. Реферат как вид аналитико-синтетической переработки информации.
17. Обзор как вид аналитико-синтетической переработки информации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блюменау Д. И. Информационный анализ / синтез для формирования вторичного потока документов: учеб. -практ. пособие СПб. : Изд-во Профессия, 2002
Л2.2 А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева Информационная культура личности: учеб. -метод. пособие М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2007
Л2.3 Сборник основных российских стандартов по библиотечно- информационной деятельности: стандарт СПб: Профессия, 2006
Л2.4 Паршукова Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб. -метод. пособие для вузов СПб. : Профессия, 2006
Л2.5 Романенко В.Н. , Никитина Г. В. Сетевой информационный поиск: практическое пособие СПб: Профессия, 2003
Л2.6 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Петров Е. П., Ухналева Т. Б. Курсовые и дипломные работы. Требования к структуре и оформлению: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный сайт http://www.lib.asu.ru
Э2 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Э3 Научные электронные библиотеки: eLIBRARY; Российское образование: федеральный портал: http://www.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Образовательный сайт
Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Научные электронные библиотеки: eLIBRARY; Российское образование: федеральный портал
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс"
Справочная - информационная система "Гарант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять

УП: z37_03_01_Пс-3-2018.plx стр. 6
работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.