МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиника внутренних болезней

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Клиника внутренних болезней

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2016 г. N 1181 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Овладеть методами обследования больных при внутренних болезнях и сформировать представление об этиологии и патогенезе и терапии этих заболеваний
1.2 Сформировать представление о трех этапах диагностического поиска при обследовании больного
1.3 Научить выделять основные симптомы и синдромы внутренних болезней
1.4 Использовать полученные данные в психокоррекции и терапии, учитывая индивидуальные особенности пациентов
1.5 Сформировать представление об основных методах терапии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.2.1.1 Сформировать представление о трех этапах диагностического поиска при обследовании больного
2.1.2 Основных симптомах и синдромов при определенном заболевании
2.1.3 Иметь представления о этиологии внутренних заболеваний
2.1.4 Сформировать представление об основных методах терапии в клинике внутренних болезней
3.2.Уметь:
3.2.1.2.2.1 Первый этап диагностического поиска ( выяснение жалоб,анализа болезни и анализа жизни больного)
2.2.2 Второй этап диагностического поиска(типичные жалобы,проблемы в семье, на работе, с окружающими, результаты обследования: осмотр, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные анализы)
2.2.3 Цели психологическоговмешательства после анализа информации совместно с лечащим врачом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.2.3.1 Проводить опрос больного по схеме
2.3.2 Анализировать и интерпритировать результаты исследований пациента
2.3.3 Выявлять проблемы, связанные с этиологией и патогенезом болезни
2.3.4 Оказывать помошь(психологическую) больному в стрессовой ситуации
2.3.5 Вести историю болезни пациента по предложенной схеме

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формирование представлений об основных формах соматической патологии и влиянии соматических заболеваний на условия развития и адаптации личности.
1.1. Соматическое заболевание как фактор риска психической патологии , роль нервной системы в патогенезе различных внутренних заболеваний .Место психотерапии и профилактики в клинике внутренних болезней. Лекции 2 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Значение курса внутренних болезней для клинических психологов.Этапы диагностического поиска Практические 2 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основы диагностики и частной патологии органов дыхания. Бронхиты,пневмонии,хроническая обструктивная болезнь легких
2.1. Основы диагностики и частной патологии органов дыхания. Бронхиты,пневмонии,хроническая обструктивная болезнь легких Сам. работа 2 12 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Основы диагностики и частной патологии органов дыхания. Бронхиты,пневмонии,хроническая обструктивная болезнь легких Практические 2 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Ревматические и ссистемные заболевания соединительной ткани.Ревматоидный артрит,диффузные болезни соединительной ткани,деформирующий остеоартроз,болезнь Бехтерева,подагра,красная волчанка.
3.1. Ревматические и ссистемные заболевания соединительной ткани.Ревматоидный артрит,диффузные болезни соединительной ткани,деформирующий остеоартроз,болезнь Бехтерева,подагра,красная волчанка. Лекции 2 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Ревматические и ссистемные заболевания соединительной ткани.Ревматоидный артрит,диффузные болезни соединительной ткани,деформирующий остеоартроз,болезнь Бехтерева,подагра,красная волчанка. Практические 2 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Болезни органов дыхания.Бронхит,пневмония,хроническая обструктивная болезнь легких.
4.1. Болезни органов дыхания.Бронхит,пневмония,хроническая обструктивная болезнь легких. Сам. работа 2 12 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Болезни органов дыхания.Бронхит,пневмония,хроническая обструктивная болезнь легких. Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Болезни органов пищеварения.Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,панкреотит
5.1. Болезни органов пищеварения.Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,панкреотит Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Болезни органов пищеварения.Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки,панкреотит Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Болезни почек. Пиелонефриты,гломерулонефриты,мочекаменная болезнь,почечная недостаточность
6.1. Болезни почек. Пиелонефриты,гломерулонефриты,мочекаменная болезнь,почечная недостаточность Лекции 2 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Болезни почек. Пиелонефриты,гломерулонефриты,мочекаменная болезнь,почечная недостаточность Практические 2 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Болезни эндокринной системы.Сахарный диабет,болезни щитовидной железы,гипофиза и надпочечников
7.1. Болезни крови, и сердечно-сосудистой системы. анемия,лейкозы,тромбозы,тромбоцитопения.Пороки сердца,гипертония,атеросклероз,нарушение сердечного ритма Лекции 2 8 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Болезни эндокринной системы.Сахарный диабет,болезни щитовидной железы,гипофиза и надпочечников Сам. работа 2 18 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Болезни эндокринной системы.Сахарный диабет,болезни щитовидной железы,гипофиза и надпочечников Практические 2 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Болезни крови, и сердечно-сосудистой системы. анемия,лейкозы,тромбозы,тромбоцитопения.Пороки сердца,гипертония,атеросклероз,нарушение сердечного ритма
8.1. Болезни крови, и сердечно-сосудистой системы. анемия,лейкозы,тромбозы,тромбоцитопения.Пороки сердца,гипертония,атеросклероз,нарушение сердечного ритма Лекции 2 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Подготовка докладов по заболеваниям Сам. работа 2 19 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Выполнение рефератов по клинике внутренних болезней Сам. работа 2 19 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.4. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 2 19 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.5. экзамен Экзамен 2 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.2.1 Подготовка докладов и рефератов
5.2.2 Контрольная работа(тематика понятий6 этиология, патогенез, симптом, синдром, анамнез жизни, анамнез болезни)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Моисеев В.С., Мартынов А.И., Мухин Н.А. Внутренние болезни. Том 1: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Моисеев В.С., Мартынов А.И., Мухин Н.А. Внутренние болезни. Том 2: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маколкин, Владимир Иванович Внутренние болезни: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.