МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Количественные методы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19 17 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 14 14 42 42
Практические 22 22 22 22 22 22 66 66
Сам. работа 36 36 36 36 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 108 108 252 252

Программу составил(и):
к. пед. н, доцент, Кравченко Г.В;преподаватель, Нузирова А.Е.

Рецензент(ы):
д.пс.н, профессор, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Количественные методы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обоснование целостного и системного понимания вероятностной парадигмы и статистического подхода в описании экспериментальных данных в области психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью применять основные математические и статистические методы, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач
ПК-24 способностью выбирать и применять психологические технологии, позволяющие осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о возможностях и ограничениях математических и статистических методов для решения широкого класса профессиональных задач;
современные психологические технологии решения задач в различных областях профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять стандартные алгоритмы статистического анализа экспериментальных данных;
выбирать адекватные психологические технологии и статистические методы в процессе планирования исследования и проведения доказательств выдвигаемых гипотез;
самостоятельно проводить обработку данных с помощью стандартных статистических пакетов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной работы в стандартном статистическом пакете типа SPSS;
интерпретации результатов статистического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Измерение в психологии. Введение и обобщения.
1.1. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии Лекции 2 6 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Устный опрос Практические 2 6 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Введение в количественные методы в психологии. Вопросы методологии. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения Лекции 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Устный опрос Практические 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Признаки и переменные, распределение признака, шкалы измерения, ошибки измерения. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Решение задач Практические 2 6 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Изучение литературы по теме Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Решение задач Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.12. Компьютерные симуляторы Практические 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Зачет Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Анализ распределений. Описательная статистика.
2.1. Случайные величины и способы их описания Лекции 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Случайные величины и способы их описания. Изучение литературы по теме Сам. работа 3 8 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Случайные величины и способы их описания. Устный опрос Практические 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Описательные статистики Лекции 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Решение задач Практические 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Представление данных. Гистограммы. Дескриптивная статистика. Изучение литературы теме Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Лекции 3 6 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Законы распределения вероятностей. Нормальное распределение Практические 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Законы распределения вероятностей. Изучение литературы по теме. Составление опорного конспекта Сам. работа 3 8 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Решение задач Практические 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Критерии согласия. Оценка нормальности распределения. Изучение литературы по теме. Решение задач Сам. работа 3 8 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Представление результатов статистической обработки данных в виде отчета Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Критерии проверки статистических гипотез.
3.1. Статистические гипотезы и их виды. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Статистические критерии и их виды. Составление опорного конспекта. Практические 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Современные психологические технологии решения задач в различных областях профессиональной деятельности. Изучение источников по теме Сам. работа 4 25 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
3.4. U-критерий Манна-Уитни. Решение задач Практические 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Т-критерий Стьюдента. Решение задач Практические 4 2 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Критерии для связанных выборок. Решение задач Практические 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Решение задач Сам. работа 4 10 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Анализ зависимостей. Меры связи.
4.1. Корреляционный анализ в психологии Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Корреляционный анализ данных. Решение задач Практические 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Регрессионный анализ данных Лекции 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Регрессионный анализ данных. Решение задач Практические 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Дисперсионный анализ данных Лекции 4 6 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Дисперсионный анализ данных. Решение задач Практические 4 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Решение задач Сам. работа 4 10 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.8. Зачет Практические 4 2 ОПК-2, ПК-24 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Прикреплены в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
файл в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романко В.К. Статистический анализ данных в психологии: Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний // ЭБС "ONLINE", 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Артемьева О. А. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блягоз З.У. Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Андрухаев Х.М. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мастерская «Математические методы в психологии» www.psychology-online.net
Э2 Информационный портал Московского городского научно-исследовательского семинара «Математическая психология», руководители Митина О.В. и Куравский Л.С. www.it.mgppu.ru
Э3 Научный электронный журнал «Психологические исследования» psystudy.ru
Э4 Научный журнал «Моделирование и анализ данных», Главный редактор – Л.С. Куравский http://psyjournals.ru/mad/
Э5 British Journal of Mathematical and Statistical Psychology Edited By: T.Baguley (ISSN)2044-8317 onlinelibrary.wiley.com
Э6 Journal of Mathematical Psychology (USA) Editor-in-Chief: J. Myung www.journals.elsevier.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
Текущая лицензионная версия статистического пакета SPSS.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по дисциплине см. в учебном пособии:
Янова Н.Г. "Измерение и прогнозирование в психологии", Азбука, 2017, с.74-95