МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тенденции развития местного самоуправления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Качусов Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Тенденции развития местного самоуправления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 ПОЛИТОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1294)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.п.н., проф. Шашкова Ярослава Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.п.н., проф. Шашкова Ярослава Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование представления о принципах организации местного самоуправления (МСУ) и процессов муниципального управления, о взаимодействии государственных и муниципальных органов и местного сообщества, их роли в управлении поселением.
- Изучение современных правовых, политических и экономических тенденций развития муниципалитетов в России и мире, а также прогнозировани перспектив ихмодернизации.
- Рассмотрение новых теоретических подходов к анализу местного самоуправления, изычению его функционирования и перспектив егшо трансформации.
- Формирование представления о структуре, функциях и задачах системы МСУ в Росиии, оценке его эффективности.
- Обобщение зарубежного и отечественного опыта функционирования местного самоуправления, и возможностей его дальнейшего использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-7 способностью к проведению научных дискуссий по актуальным проблемам современной политической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теорию муниципального управления, историю и этапы развития местного самоуправления (МСУ);
- классические и новые тории муниципального менеджмента и подходы к исседованию местного самоуправления;
– конституционно-правовые, территориальные, организационные, экономические основания МСУ;
- структуру органов МСУ, их положение в политической системе, основные формы их деятельности;
- важнейшие вехи административной и муниципальной реформ в России
- современные тенденции, перспективы и проблемы развития системы МСУ в РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать структуру органов МСУ различных муниципальных образований;
- выделять и обосновывать основные направления развития системы МСУ в России на современном этапе;
- определять основания и определяющие факторы системы МСУ в конкретных условиях;
- выбрать наиболее рациональную модель организации МСУ, соответсвующую конкретновм социальным, экономическим и др. условиям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть навыками оценки эффективность деятельности муниципальных органов, их соответствие поставленным задачам;
- владеть навыками прогнозирования направлений развития системы местного самоуправления в регионах и Росии в целом;
- владеть навыками проблемного анализа системы МСУ и поиска путей их решения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы местного самоуправления
1.1. Основы муниципального управления. Принципы функционирования системы местного самоуправления в РФ. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Основы муниципального управления. Принципы функционирования системы местного самоуправления в РФ. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Организационные, экономические и конституционно-правовые основы системы местного самоуправления в РФ Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Состояние системы местного самоуправления и муниципального управления в РФ Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Состояние системы местного самоуправления и муниципального управления РФ Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Административная и муниципальная реформы в РФ. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Административная и муниципальная реформы в РФ. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Новые подходы к местному самоуправлению
2.1. Новые подходы к организации и исследованию местного самоуправления Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Новые подходы к организации и исследованию местного самоуправления Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Сетевой подход в местном самоуправлении Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Синергетический подход в местном самоуправлении Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Социально-технологический подход в местном самоуправлении Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Модернизация системы местного самоуправления
3.1. Основные проблемы местного самоуправления в РФ Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Основные проблемы местного самоуправления в РФ Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Локальные особенности органов местного самоуправления в РФ Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Возможности модернизации системы местного самоуправления в РФ Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Возможности модернизации системы местного самоуправления в РФ Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Новые формы участия населения в местном самоуправлении и муниципальном управлении. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Международный опыт модернизации системы местного самоуправления
4.1. Мировые тренды развития местного самоуправления Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Мировые тренды развития местного самоуправления Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Международный опыт модернизации системы местного самоуправления Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Международный опыт модернизации системы местного самоуправления Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Функционирование системы МСУ в России
5.1. Структура органов МСУ в России и их соответствие решаемым задачам Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Структура органов МСУ в России и их соответствие решаемым задачам Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Критерии оценки эффективности системы МСУ Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Критерии оценки эффективности системы МСУ Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Перспективы развития местного самоуправления в РФ
6.1. Основные тенденции развития местного самоуправления в России Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Основные тенденции развития местного самоуправления в России Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Современные вызовы системе местного самоуправления в РФ Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Перспективы развития местного самоуправления в РФ Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. С. Прудникова, М.С. Трофимова Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2016
Л1.2 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник М., Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Моск. ун-т МВД России Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учеб. пособие М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
Л2.2 Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция: , 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Местное самоуправление и муниципальное управление / И.В. Мухачев. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 399 с.. - (Муниципальное право России) Сетевой доступ: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118331
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Тенденции развития местного самоуправления» проходят в форме лекций и практических занятий. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.
Во время лекций студенту предлагается небольшой объем информации об основаниях системы местного самоуправления и современных тенденциях его развития . Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.

При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на поставленные вопросы.

Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Важно обратить внимание на такие темы, как состоянии системы МСУ в России, ход административного и муниципального реформирования, актуальные проблемы, требующие решения в русле модернизации МСУ, а также его потенциал для дальнейшего развития и совершенствования. Несомненный интерес представляет рассмотрение мирового опыта развития местного самоуправления, иследования зарубежных специалистов в этом вопросе. Кроме того, ряд тем посвящен методам и механизмам осуществления местного самоуправления, его локальным особенностям, а также показателям эффективности.

Следующим видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, предусматривающая помимо подготовки к практическим занятиям изучение правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.

Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.

Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам организации и функционирования местного самоуправления, изыскания по его дальнейшему реформированию и мдернизации, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. Необходимо обратить внимание на сайты региональных и местных органов власти, которые позволяют изучить практику местного самоуправления в локальных кейсах.