Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_01_ПС-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 72 | 36 | 72 |
Итого | 72 | 108 | 72 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой .психол.н., профессор Каширский Д.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности.сформировать понимание места Конституции РФ в жизни российского общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные принципы профессиональной деятельности в сфере анализа социокультурных процессов основные коммуникативные механизмы профессионального становления основные механизмы и закономерности функционирования культурных и социокультурных систем современности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять при проведении исследований знания о процессах социокультурной динамики. применять в профессиональной деятельности современные коммуникативные стратегии профессионального и личностного развития. анализировать достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, связанной с решением конкретных социально-культурных проблем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами и технологиями социокультурного исследования, необходимыми для решения профессиональных задач в области культурологии основными коммуникативными практиками, в т.ч. Культурой речи и культурой делового общения основными стратегиями и практиками повышения своей профессиональной культуры |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Культурология" | ||||||
1.1. | Общие представления о культуре. | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Общие представления о культуре. | Практические | 1 | 6 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.3. | Общие представления о культуре. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.4. | Научный статус культурологии | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.5. | Научный статус культурологии | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.6. | Научный статус культурологии | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.7. | Структура культуры | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.8. | Структура культуры | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.9. | Структура культуры | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.10. | Функции культуры | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.11. | Функции культуры | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.12. | Функции культуры | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.13. | Культурные ценности | Лекции | 1 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.14. | Культурные ценности | Практические | 1 | 4 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.15. | Культурные ценности | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.16. | Культурные нормы | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.17. | Культурные нормы | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.18. | Типология культур | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.19. | Типология культур | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.20. | Динамика культуры | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.21. | Динамика культуры | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.22. | Культура и личность. Культура и общество | Лекции | 1 | 1 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
1.23. | Культура и личность. Культура и общество | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы для итогового контроля по всему курсу 1.Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре. 2.Эволюция мировоззренческих представлений о культуре. 3.Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики. 4.Понятие культурогенеза. Общая характеристика первобытной культуры. Периодизация культурного развития: различные подходы. 5.Методологические основания культурологического знания. 6.Системный подход в исследовании культуры. Основы социокультурной теория П. Сорокина 7.Научный статус культурологии. 8.Место культурологии в социогуманитарном знании. Культурология и социология. 9.Функции культуры, их общая характеристика. 10.Особенности функционального направления в изучении культуры. 11.Культура и цивилизация: общее и различное. 12.Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре. 13.Культура как система коммуникаций. 14.Уровни и механизм взаимодействия культур. 15.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания. 16.Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе. 17.Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека. 18.Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм. 19.Основные виды культурных норм, их классификации. 20.Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии. 21.Культурные ценности. 22.Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей. 23.Классификация ценностей. Соотношение культурных ценностей и культурных норм. 24.Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития. 25.Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика. 26.Диалог и полилог культур. Глобализация культуры. 27.Многообразие типологий культур. Относительность деления культуры на духовную и материальную культуру. 28.Отрасли культуры, виды, формы и типы культуры. 29.Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры. 30.Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция. 31.Консолидация общества и культурная локализация. 32.Экологические проблемы и культура. 33.Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация. 34.Современная массовая культура: источники ее появления и развития. 35.Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество. 36.Современная культурная политика: общая характеристика. 37.Культура и религия. Типы мировых религий. 38.Новые технологии и культура. Культура и техника. 39.Постмодернизм в культуре. 40.Мировая, национальная и региональная культура. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Признаки культурного отчуждения в современном обществе. 2. Основные аспекты культурной и межкультурной коммуникации. 3. Формы проявления национальной специфики в сфере культуры. 4. Первобытность как источник материальной культуры человечества. 5. Культурное – социальное – социокультурное: границы категориальных систем. 6. Проблема свободы человека в культуре. 7. Эстетические и этические функции культуры. 8. Роль культуры в решении глобальных проблем человечества. 9. Ценности и антиценности в современном мире 10. Перспективы развития массовой культуры. 11. Поведение человека в культуре. 12. Проблема ответственности человека за развитие культуры. 13. Динамика культуры в характеристике развития культурной системы. 14. Маргинальность в культуре, положительные и отрицательные стороны этого явления. 15. Современное сектантство как проблема культурного отчуждения. 16. Проблема существования всемирной (мировой) культуры. 17. Забота людей о сохранении культурного наследия. 18. Развитие принципов игры в сфере культуры. 19. Влияние культуры на психическое здоровье человека |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Воронкова Л. П. | КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Под ред. Мамонтова А.С. | КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин | Культурология: теория культуры : учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847 |
Л2.2 | Багдасарьян Н.Г. | КУЛЬТУРОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. | КУЛЬТУРОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Культурология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |