МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пс.н, доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.пс.н, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псхн. Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.псхн. Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: формирование у учащихся/студентов целостного и системного понимания задач и методов преподавания психологии для различных аудиторий на современном этапе развития общества; формирование у учащихся/студентов умения осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему.

Задачи:

- выявить цели обучения психологии;
- рассмотреть построение содержания обучения, его формы и методы в соответствии с целями и задачами обучения;
- изучить закономерности процесса обучения студентов;
- освоить систему активных методов преподавания психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об общепсихологических методах, а также других методах, методик и частных приёмах, позволяющих эффективно преподавать психологию; сформировать у учащихся представление о возможности использования элементов преподавания психологии в процессе решения самого широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом.
О базовых теоретических положениях методики преподавания психологии с целью повышения уровня психологической культуры общества, с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий и возрастно- психологические особенности человека.
3.2.Уметь:
3.2.1. Знать:
• Вопросы психологии учебной деятельности, особенности формирования и контроля учебной ситуации как онтологического явления.
• Систему обучающих взаимодействий преподавателя с аудиторией.
• Методы, методики и частные приёмы преподавания психологии с позиции системного подхода.
• Таксономию учебных задач как средство обучения и контроля.
• Особенности преподавания психологии в широком образовательном и социальном контексте (в т.ч. за пределами непосредственных учебных ситуаций).
Адекватно планировать реализацию просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий, при решении широкого круга психологических задач в системе образования на производстве, в здравоохранении, в психологическом консультировании
Уметь:
• Анализировать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему.
• Уметь формировать программы учебных занятий на основе критериев оценки успешности совместных и индивидуальных решений и действий на занятиях по психологии.
• Выбирать темы, вопросы и способы работы с учётом психологических особенностей преподавания психологии разным возрастным и социальным категориям слушателей.
• Уметь решать задачи контроля и оценки на занятиях по психологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• психологического анализа деятельности преподавателя, и рефлексии психолога в процессе преподавания психологии;
• формирования взаимодействия на занятиях по психологии как интеллектуально-коммуникативное пространство;
• формирования программы учебных занятий по психологии для школьников/студентов.
Приемами научного анализа теорий методики преподавания психологии с целью повышения уровня психологической культуры общества
при подготовке психологических кадров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины
1.1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов Лекции 6 2 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания Практические 6 4 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Сформулировать критерии эффективности работы психолога-преподавателя глазами учащихся/студентов; разработать проект занятия по психологии на интересующую вас тему Сам. работа 6 16 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе
2.1. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии Лекции 6 2 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Психологический анализ деятельности преподавателя Лекции 6 4 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Механизмы, снижающие эффективность взаимодействия преподавателя с аудиторией Лекции 6 2 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Психологические особенности преподавания психологии разным возрастным группам Практические 6 6 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Проблемы контроля и оценки на занятиях по психологии Лекции 6 4 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.6. Использование психологических методов в процессе преподавания психологии Практические 6 8 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.7. Психотехнологии работы с группой на занятиях по психологии Сам. работа 6 4 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.8. Разработать проект курса по психологии для старшеклассников профильного класса Сам. работа 6 20 ПК-10, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
• Основные задачи преподавания психологии на современном этапе развития российского общества.
• Основные социально-психологические проблемы специалистов в области преподавания психологии.
• Характеристика основных методов и методик преподавания психологии.
• Соотношение понятий «труд», «игра», «общение», «учение».
• Психологический смысл понятия «учение».
• Роль проблемы профессионального и личностного самоопределения в процессе преподавания психологии.
• Главные этические ориентиры специалиста в области преподавания психологии.
• Этические ограничения использования методов или методик (указать, каких именно) при работе с разными группами учащихся (указать с какими именно).
• Основные этапы становления представлений о методике преподавания психологии в России.
• Возможности и ограничения использования тренинга как основного метода обучения в работе с учащимися (указать, с какими образовательно-возрастными группами учащихся).
• Роль преподавания психологии в решении задач становления профессионализма в работе со студентами и учащимися-профессионалами.
• Профессиональная деформация как проблема преподавания психологии учащимся-профессионалам.
• Профессиональный маргинализм как проблема преподавания психологии обучающиеся профессионалам.
• Специфика профессионального стресса специалиста в области преподавания психологии.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Реализация индивидуального подхода в процессе преподавания психологии.
2.Преподавание психологии в образовательных учреждениях и преподавание психологии как задача в работе практического психолога: общее и специфичное.
3.Реализация просветительской, психопрофилактической и развивающей функций в процессе преподавания психологии.
4.Особенности преподавания психологии различным социально-возрастным группам учащихся.
5.Учёт гендерных различий в работе с учащимися в процессе преподавания психологии.
6.Проблемы становления профессионализма специалиста в области преподавания психологии.
7.Востребованность психологических знаний в обществе: основные тенденции.
8.Возможности использования элементов преподавания психологии в процессе решения самого широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом.
9.Понятие «преподавание психологии» в широком образовательном и социальном контексте.
10.Влияние предмета психологической науки на специфику методики преподавания психологии.
11.Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии.
12.Неклассическая психология и специфика ее преподавания.
13.«Сильные» и «слабые» стороны реактивного и спонтанного обучения в средней и высшей школе.

Темы творческих заданий
1.Разработайте проект (сценарий) занятия по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и группы (студенческой и пр.)
2.Используя таксономию задач и процедуру таксации, сконструируйте учебные задачи по содержанию темы одной из общепрофессиональных дисциплин для определённой аудитории.
3.Разработайте проект программы тренинга для студентов/старших школьников (либо отдельного занятия в курсе тренинга) по психологии личности психолога на интересующую вас тему.
4.Разработайте проект элективного курса по психологии для старшеклассников профильного класса.
5.Разработайте содержание спецкурса для студентов (непсихологов/психологов) и спрогнозируйте уровень его востребованности.
6.Составьте карту самонаблюдения преподавателя психологии с целью повышения эффективности взаимодействия с аудиторией.
7.Составьте карту наблюдения преподавателя психологии за учениками и за работой аудитории в целом.
8.Создайте (выберите из литературы) упражнения на выработку чувства ситуации и партнёра в системе задач подготовки психолога к преподаванию.
9.«Сильные - слабые», «заинтересованные - незаинтересованные» ученики - что это с позиции психологической системы «преподаватель – аудитория»?
10.Сформулируйте критерии эффективности работы психолога-преподавателя «глазами» клиентов различных социальных и возрастных групп.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Темы творческих заданий

1. Разработайте проект (сценарий) занятия по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и группы (студенческой и пр.)
2. Используя таксономию задач и процедуру таксации, сконструируйте учебные задачи по содержанию темы одной из общепрофессиональных дисциплин для определённой аудитории.
3. Разработайте проект программы тренинга для студентов/старших школьников (либо отдельного занятия в курсе тренинга) по психологии личности психолога на интересующую вас тему.
4. Разработайте проект элективного курса по психологии для старшеклассников профильного класса.
5. Разработайте содержание спецкурса для студентов (непсихологов/психологов) и спрогнозируйте уровень его востребованности.
6. Составьте карту самонаблюдения преподавателя психологии с целью повышения эффективности взаимодействия с аудиторией.
7. Составьте карту наблюдения преподавателя психологии за учениками и за работой аудитории в целом.
8. Создайте (выберите из литературы) упражнения на выработку чувства ситуации и партнёра в системе задач подготовки психолога к преподаванию.
9. «Сильные - слабые», «заинтересованные - незаинтересованные» ученики - что это с позиции психологической системы «преподаватель – аудитория»?
10. Сформулируйте критерии эффективности работы психолога-преподавателя «глазами» клиентов различных социальных и возрастных групп.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп: . -- М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с., pedlib.ru
Л1.2 Карандашев В.Н. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Талызина Н.Ф. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методика преподавания психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=147
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.rsl.ru, www.akunb.altlib.ru.
Базы данных:
ЭБС "Университетская библиотека online".
on-line к базе данных ВИНИТИ РАН.
электронно-библиотечная система «Лань»

Интернет-ресурсы:

• http://www.biblioclub.ru/
• http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском
• http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском
• http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/ - на английском и немецком
• http://elibrary.ru/titles.asp - на английском
• http://www.springerlink.com/behavioral-science/ - на английском
• http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925
• http://psylib.kiev.ua/
• http://azps.ru/
• http://e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Проработка конспектов лекций, повторение пройденного теоретического материала, установление главных вопросов теме, составление тезисов по теме, анализ выполняемой деятельности и ее самооценка, составление вопросов по содержанию лекции, конспектирование книг, статей, подготовка выступлений на семинаре, действия на практическом занятии в соответствии с инструкциями, получение результата, собеседование, подготовка к контрольной работе.
Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.
Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.


Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины.
Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем.
При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания.
При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы.
В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.

Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.
При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.
Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.
Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.
Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.


Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:
- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;
- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);
- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);
- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать);
- еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.