МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-1-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 234
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 20 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 72 36
Практические 36 36 36 72 36
Сам. работа 117 117 117 234 117
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 216 27 216 216 432 243

Программу составил(и):
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент , Микушина И.В.;к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить магистрантов с теорией и практикой научно-прикладных исследований в современной химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-4 Способен готовить публикации, участвовать в профессиональных дискуссиях, представлять результаты профессиональной деятельности в виде научных и научно-популярных докладов
ПК-3 Способен проводить работы по исследованиям лекарственных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные составляющие теории и практики научно-прикладных исследований в современной химии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- прогнозировать новые области и точки роста в своей профессиональной области;
- применять составляющие теории и практики научно-прикладных исследований в современной химии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть навыками теоретического осмысления достижений в области современной химии;
- - владеть навыками подготовки публикаций, заявок на патенты, участия в профессиональных дискуссиях, представления научных результатов профессиональной деятельности в виде научных и научно-популярных докладов; заявок на гранты различных уровней; коммерциализации результатов своих научно-прикладных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии
1.1. Основные понятия о научно-прикладных исследованиях Лекции 2 4 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия о научно-прикладных исследованиях Практические 2 4 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия о научно-прикладных исследованиях в контексте направленности магистерских программ, реализуемых в АлтГУ по химии Сам. работа 2 13 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные направления фундаментальных исследований в современной химии, актуальных для мирового сообщества и РФ Лекции 2 4 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные направления фундаментальных исследований в современной химии, актуальных для мирового сообщества и РФ Практические 2 4 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Некоторые направления фундаментальных исследований в контексте направленности магистерских программ, актуальных для мирового сообщества и РФ Сам. работа 2 13 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные направления прикладных исследований в современной химии, наиболее актуальных для РФ Лекции 2 4 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные направления прикладных исследований в современной химии, проводимых в АлтГУ Практические 2 4 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Некоторые направления прикладных исследований в контексте направленности магистерских программ, реализуемых в АлтГУ, актуальных для мирового сообщества и РФ Сам. работа 2 13 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Основные направления прикладных исследований в современной химии, наиболее актуальных для СФО и АК Лекции 2 4
1.11. Основные направления прикладных исследований в современной химии, наиболее актуальных для СФО и АК Практические 2 4 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Некоторые направления прикладных исследований в контексте направленности магистерских программ, реализуемых в АлтГУ, актуальных для СФО И АК Сам. работа 2 13
1.13. Международные гранты, фонды и программы. Общие принципы функционирования фондов, классификация, виды финансовой поддержки Лекции 2 4
1.14. Международные гранты, фонды и программы. Общие принципы функционирования фондов, классификация, виды финансовой поддержки Практические 2 4 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.15. Обзор научных исследований российских ученых, получивших международную поддержку Сам. работа 2 13 УК-2, УК-6, ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.16. Теоретические, экспериментальные НИР и конструкторско-технологические разработки Лекции 2 4
1.17. Общие принципы, классификация, отличительные особенности теоретических, экспериментальных НИР и конструкторско-технологических разработок Практические 2 4
1.18. Обзор теоретических, экспериментальных НИР или конструкторско-технологических разработок близких научной направленности магистерской программы, разрабатываемых в РФ Сам. работа 2 13
1.19. Организационная структура и тенденции развития науки в Российской Федерации (Постановления правительства 217, 218, 220) Лекции 2 4
1.20. Некоторые примеры научно-прикладных исследований, выполняемых в рамках постановлений правительства Практические 2 4
1.21. Обзор высокотехнологичных научно-прикладных исследований, выполняемых в рамках постановлений правительства по тематике научной направленности магистерских программ, реализуемых в АлтГУ Сам. работа 2 13
1.22. Поддержка фундаментальных и научно-прикладных исследований на региональном уровне Лекции 2 4
1.23. Основные программы администрации АК, направленные на поддержку прикладных исследований в интересах АК Практические 2 4
1.24. Обзор проектов, поддержанных в АК за последние 5 лет Сам. работа 2 13
1.25. Наука и инновации в Алтайском государственном университете Лекции 2 4
1.26. Содержание и результаты работы стратегических проектов развития опорного Алтайского госуниверситета Практические 2 4
1.27. Обзор результатов инновационной научно-прикладной деятельности ученых Алтайского государственного университета по химии Сам. работа 2 13
1.28. Экзамен 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Азаров В.И., Буров А.В., Оболенская А.В. Химия древесины и синтетических полимеров: учеб. для вузов СПб.: Лань, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рязанова Т.В., Чупрова Н.А., Исаева Е. В. Химия древесины: Красноярск: СибГТУ, 1996
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip;
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Курс "Актуальные задачи современной органической химии" на платформе Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=138

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия.
• Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к занятию.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• Выполнив изадания, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
• Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.