МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология конфликтов и толерантности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 160
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 0 0 6 6
Практические 0 0 10 10 10 10
Сам. работа 30 30 130 130 160 160
Часы на контроль 0 0 4 4 4 4
Итого 36 36 144 144 180 180

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология конфликтов и толерантности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний в области психологии конфликта, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по разрешению конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, структуру, виды конфликта в различных межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношениях; способы анализа конфликтной ситуации в различных типах межличностных и социальных отношениях; понятие конфликтного типа личности, конструктивную и деструктивную форму конфликтного взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать структурные компоненты конфликта с целью выбора способа его разрешения; выбирать и реализовывать способы разрешения конфликтов в различных типах межличностных и социальных отношениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки, анализа и разрешения конфликтов межличностного, личностно-группового и межгруппового характера; методами приема и подачи обратной связи в конфликтных ситуациях; методами анализа эффективности переговорного процесса при решении конфликта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликт как предмет изучения в психологической науке
1.1. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Пеоведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Конфликтные типы личности. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды конфликтов.
2.1. Внутриличностные конфликты. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Межличностные конфликты. Сам. работа 3 18 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Организационные конфликты. Сам. работа 3 18 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Особенности внутриличностных и межличностных конфликтов. Сам. работа 3 18 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Организационные конфликты. Сам. работа 3 16 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Конфликты в больших социальных группах. Практические 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Конфликты в больших социальных группах. Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Виды конфликтов. Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методы управления конфликтами.
3.1. Виды методов разрешения конфликтов. Практические 3 6 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Переговоры как эффективный метод разрешения конфликтов. Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Методы управления и разрешения конфликтов. Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Методы разрешения и управления конфликтами. Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Зачет Зачет 3 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник М.: Дашков и К°, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие конфликтов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за конфликтами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных конфликтных ситуаций.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа конфликтов.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, подготовка доклада, выполнение практических заданий.