МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учение о неврозах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 124
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 124 124 124 124
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд. мед.н., профессор, Рукина Наталья Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Учение о неврозах

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2014-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является Формирование общих представлений о клинико-психологической феноменологии, структуре и динамике невротических расстройств, об основных типах неврозов, их диагностике и психотерапии
В задачи входит:
Ознакомление студентов с основными теориями этиологии, условий и механизмов патогенеза невротических расстройств;
Знакомство с основами психоаналитического подхода к нев¬розам и общими принципами диагностики и психотерапии нев¬розов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О существующих в современной психологии теориях неврозах
3.2.Уметь:
3.2.1.Уверенно ориентироваться в теоретической проблематике;
Иметь общие представления о клинико-психологической феноменологии широкого класса невротических расстройств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологического консультирования пациентов страдающих невратическими расстройствами
Проведения сеансов групповой,коллективной и индивидуальной психотерапии
Проведения семейного консультирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. История развития концепций неврозогенеза вотечественных и зарубежных теориях и технологиях личности. Неврозогенез как предмет неврозологии. Лекции 4 3 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Неврозы. История понятия. Практические 4 6 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Психоанализ З.Фрейда как базовая теория неврозогенеза. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Тревожные расстройства Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Психотравмирующие факторы как источник невротических состояний Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Психология и психопатология невротических расстройств и состояний. Международная(МКБ-10) и традиционная (отечественная) классификация невротических расстройств. Лекции 4 3 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Неврозы. Семиотика невротических расстройств, отраженная в МКБ-10. Соотношение международной (МКБ-10, DSM-4) и традиционной (отечественной) классификации неврозов. Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Психотравмирующий фактор и психотравмирующие ситуации, связанные с невротическими состояниями. Функциональный барьер психической адаптации. Признаки невротических расстройств –парциальность, сохранность интеллектуальной сферы, обратимость симптоматики, сохранность критики Лекции 4 2 ПК-2
1.9. Психология и психопатология невротических расстройств и состояний. Международная(МКБ-10) и традиционная (отечественная) классификация невротических расстройств. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Феноменология тревожно-фобических , тревожных и посттравматических расстройств –невроз страха. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Тревога как эмоциональное состояние, возникающее в ситуацияхнеопределенной опасности в ожиданиине благополучного развития событий. Страх –реакция на конкретную угрозу. Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Фобические тревожные расстройства (Агорафобия, социальные фобии, Специфические фобии, Паническое расстройство. Генерализованн ое тревожное расстройство). Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Феноменололгия обсессивно-компульсивных и диссоциативных (конверсионных) расстройств –невроз навязчивых состояний, истерический невроз. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Обсессия -наваждение, одержимость, влекующее за собой навязчивые состояния. Навязчивые страхи, опасения, мысли, воспоминан ия, представления, и действия. Навязчивые мысли и компульсивные действия Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Диссоциативные (конверсионные) расстройства (истерия, истерический невроз) Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Диссоциативная амнезия Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Диссоциативная фуга Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Феноменололгия обсессивно-компульсивных и диссоциативных (конверсионных) расстройств –невроз навязчивых состояний, истерический невроз. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Феноменология соматоформных и неврастенических расстройств. Лекции 4 2 ПК-2
1.22. Соматизированное расстройство Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.23. Ипохондрическое расстройство Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.24. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы Сам. работа 4 5 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.25. Неврастения Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.26. Феноменология невротических синдромов (астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический, депрессивный) в структуре других заболеваний – явление коморбидности. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.27. Астения Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.28. Обсессивный синдром Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.29. Фобический синдром Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.30. Ипохондрический синдром Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.31. Синдром невротической депрессии Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.32. Феноменология невротических синдромов (астенический, обсессивный, фобический, ипохондрический, депрессивный) в структуре других заболеваний –явление коморбидности. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.33. Этиопатогенез неврозов: социальные, биологические и психологические факторы. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.34. Фобии как выученное поведение, основанное на классическом обуславливании, «научении страхом». Понятие о психологической защите личности. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.35. Психическая травма как клинико -психологический феномен и фактор этиопатогенеза невроза. Невроз и невротический конфликт. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.36. Генетические факторы, связанные с темпераментом, и личностными особенностями. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.37. Паническое расстройство- следствие биохимической аномалии в головном мозге. Паническая атака как сигнал тревоги, вызываемый биохимической дисфункцией (Лимбическая система,голубое пятно, серотонин может ингибировать действие норадреналина) Сам. работа 4 3 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.38. Общая характеристика методов диагностики и психотерапии невротических расстройств и состояний Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.39. Феноменология невротических расстройств и состояний у детей и подростков Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.40. Своеобразие психического развития детей. Патогенные факторы. Страх и тревога в генезе неврозов у детей. Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.41. Психологические и психопатологические особенности невротических расстройств в детском возрасте. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.42. Неврозы и развитие психосоматических расстройств в детском возрасте. Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.43. Общая характеристика методов диагностики и психотерапии невротических расстройств и состояний Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.44. Негативная и позитивная диагностика неврозов. Динамика неврозов. Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.45. Цели психодиагностики, применение проективных методов и опросников. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.46. Психологическая коррекция в работе с детьми и взрослыми Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.47. Общая характеристика методов диагностики и психотерапии невротических расстройств и состояний Сам. работа 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов, В. Я. Семке, А. С. Тиганов Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Ю. А. Александровского, Н. Г. Незнанова Психиатрия: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Демьянов Ю.Г. ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э2 ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины