МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.09.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.09.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации
формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России
введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности
выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения исторических знаний в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении
способностью к восприятию, обобщению, анализу исторической информации
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире.
2.1. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII вв. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
3.2. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
3.3. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение земель Великоросии в конце XIV - сер. XVI вв. Сам. работа 1 3 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
4.3. Опричнина Ивана Грозного, 1565 - 1572 гг. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
4.4. Смутное время в истории России. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
4.5. Смутное время в истории России. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII вв. в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
5.3. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
5.4. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
5.5. "Просвещенный абсолютизм" в России и мире. Военно-полицейский режим Павла I. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Россия и мир в XIX в. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Внешняя политика России в XIX в. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.4. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.5. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI вв.
7.1. Модернизация российской экономики на рубеже XIX - XX вв. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.3. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.4. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.5. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.6. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.7. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.8. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.9. Мир после Второй мировой войны. истоки "холодной войны" (семинар - круглый стол). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.10. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.11. Подготовка к экзамену Экзамен 1 27 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. История: учебное издание для бакакалавров "Дашков и К" // ЭБС "Лань", 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анашкин, А. П.; Демчик, Е. В.; Дьяченко, Ю. С.; Разгон, В. Н.; Храмков, А. А. История России ХХ - начало XXI в.: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
Л2.2 науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
Л2.3 отв. ред. Пулько Г.Н. Всемирная история в 2 частях. История Нового и Новейшего времени: Учебник для академического бакалавриата Научная школа: Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург) // ЭБС "Юрайт", 2017 г. biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Колокольцева, Наталья Юрьевна Учебная программа курса "История" : для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Учебная программа курса Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э2 Всемирная история historic.ru
Э3 Интернет-библиотека Гумер www.world-history.ru
Э4 История государства www.gumer.info
Э5 История России statehistory.ru
Э6 Книжная поисковая система www.historymffl.com
Э7 Материалы по русской истории www.magister.msk.ru
Э8 Мировая цифровая библиотека www.wdl.org
Э9 Мир истории gpw.tellur.ru
Э10 Музеи России www.museum.ru
Э11 Отечественная история www.lants.tellur.ru
Э12 Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru
Э13 Утерянная империя lost-empire.ru
Э14 Хронос www.hrono.ru
Э15 Электронный журнал «Родина» istrodina.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал. В подготовке студентам необходимо в краткие сроки быстро осваивать большой объём специальной литературы.