Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 88 | 88 | 88 | 88 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Изучить основы организации научно-исследовательской деятельности, получить навыки работы с библиографическими источниками научной информации и освоить принципы построения, структурирования и представления выпускной квалификационной работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05 |
ОПК-14 | способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социально-значимые проблемы в области физиологии; основные приемы оформления научно-технической документации; виды научно-технической документации и правила работы с ними. содержание принципа научности обучения в высшей школе и способы его реализации; различные формы и методы научно-исследовательской работы; принципы организации научного исследования; правила оформления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | вести дискуссию по основным проблемам физиологии; критически анализировать получаемую информацию в области физиологии; представлять обрабатывать и представлять результаты биологических экспериментов и исследований; аргументированно отстаивать свою точку зрения в области биологических проблем. использовать в познавательном процессе основы научно-исследовательской деятельности, использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач; работать с источниками научной информации, базами данных; правильно и грамотно оформлять дипломные, курсовые работы и рефераты (структура работы, объем страниц, правила оформления сносок и библиографии, таблиц, рисунков), представлять и анализировать результаты лабораторных и полевых биологических исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | оппонирования при проведении дискуссии презентации, критического анализа и аргументации при проведении дискуссий в области биологии научно-исследовательской работы, планирования, постановки и проведения эксперимента; статистическими методами оценки достоверности полученных результатов биологических исследований анализа экспериментальных данных; работы с литературными источниками и в сети интернет; составления научных докладов с презентацией материала; составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, подготовки и написания курсовой работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Организация научно-исследовательской работы | ||||||
1.1. | Планирование научно-исследовательской работы. Выбор темы исследования. | Лабораторные | 6 | 18 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Составление плана научного исследования. Этапы научно-исследовательской работы. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Информационно-библиографический поиск | ||||||
2.1. | Основные источники научно-технической информации. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиотечные каталоги. | Лабораторные | 6 | 26 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Работа с литературой. Информационный поиск: виды, методика проведения. Поиск по ключевым словам, по тематическим рубрикам, по автору. Нумерационный поиск. Ретроспективный и текущий поиск. | Сам. работа | 6 | 18 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Способы представления иллюстративного материала | ||||||
3.1. | Правила построения и оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем и рисунков в тексте научной работы. Формулы в тексте. | Лабораторные | 6 | 20 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Правила сокращения слов в тексте. Правила употребления количественных и порядковых числительных, дат. | Сам. работа | 6 | 18 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Оформление библиографических списков | ||||||
4.1. | Сравнение основных видов библиографического описания и библиографических списков. | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Группировка литературных источников и правила оформления библиографических списков. | Сам. работа | 6 | 18 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Структура выпускной квалификационной работы | ||||||
5.1. | Группировка и систематизация материалов. Подготовка научного текста и его структурирование.Стилистика научной работы: язык и стиль научного текста. | Лабораторные | 6 | 16 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Оформление ссылок на литературные источники информации.Оформление титульного листа для выпускной квалификационной работы.Подготовка презентации научного доклада. Требования к презентации. | Сам. работа | 6 | 18 | ОПК-14 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Уровни научного исследования 2. Эмпирические методы научного исследования 3. Теоретические методы научного исследования. 4. Этапы научного исследования 5. Иллюстративный материал и способы его представления в тексте. 6. Выбор темы исследования, предмета и объекта исследования, определение цели и задач. 7. Информационно-библиографический поиск. 8. Подготовка научного текста, его рубрикация. 9. Способы представления иллюстративного материала. 10. Подготовка презентации научного доклада. Требования к презентации 11. Правила написания и оформления научных статей. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Правила составления и оформления библиографического списка. 2. Классификация и характеристика научных методов исследования. 3. Информационный поиск и его виды. 4. Статистические методы обработки результатов научных исследований. 5. Иллюстративный материал, его виды, способы оформления и представления в тексте. 6. Планирование научного исследования и его этапы. 7. Структуры выпускной квалификационной работы, характеристика ее составных частей |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.Ф. Шкляр | Основы научных исследований : учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295 |
Л1.2 | Шкляр, М.Ф. | Основы научных исследований. [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан.: уч. пос. | М. : Дашков и К , 2019 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
пакет прикладных программ Microsoft Office (версия 2010, лицензии № 60357319) Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.all-library.com (электронная онлайн библиотека) www.humbio.ru (база знаний по биологии человека) https://elibrary.ru (научная электронная библиотека) http://protein.bio.msu.ru/biokhimiya/ (Журнал «Биохимия») www.medsite.net.ru (Электронные книги. Биохимия) www.medbook.net.ru (Медицинская литература. Биохимия) www.inbi.ras.ru/ubkh/ubkh.html (Ежегодник «Успехи биологической химии») www.MolBiol.ru (Классическая и современная молекулярная биология. Информация) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методология научного исследования». Дисциплина «Методология научного исследования» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методология научного исследования». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме курсовой работы. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |