МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования в физиологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 88
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 88 88 88 88
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Требухов А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования в физиологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основы организации научно-исследовательской деятельности, получить навыки работы с библиографическими источниками научной информации и освоить принципы построения, структурирования и представления выпускной квалификационной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-значимые проблемы в области физиологии;
основные приемы оформления научно-технической документации;
виды научно-технической документации и правила работы с ними.
содержание принципа научности обучения в высшей школе и способы его реализации;
различные формы и методы научно-исследовательской работы;
принципы организации научного исследования; правила оформления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок.
3.2.Уметь:
3.2.1.вести дискуссию по основным проблемам физиологии;
критически анализировать получаемую информацию в области физиологии;
представлять обрабатывать и представлять результаты биологических экспериментов и исследований;
аргументированно отстаивать свою точку зрения в области биологических проблем.
использовать в познавательном процессе основы научно-исследовательской деятельности, использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;
работать с источниками научной информации, базами данных;
правильно и грамотно оформлять дипломные, курсовые работы и рефераты (структура работы, объем страниц, правила оформления сносок и библиографии, таблиц, рисунков), представлять и анализировать результаты лабораторных и полевых биологических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оппонирования при проведении дискуссии
презентации, критического анализа и аргументации при проведении дискуссий в области биологии
научно-исследовательской работы, планирования, постановки и проведения эксперимента;
статистическими методами оценки достоверности полученных результатов биологических исследований
анализа экспериментальных данных;
работы с литературными источниками и в сети интернет;
составления научных докладов с презентацией материала; составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, подготовки и написания курсовой работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация научно-исследовательской работы
1.1. Планирование научно-исследовательской работы. Выбор темы исследования. Лабораторные 6 18 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
1.2. Составление плана научного исследования. Этапы научно-исследовательской работы. Сам. работа 6 20 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Информационно-библиографический поиск
2.1. Основные источники научно-технической информации. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиотечные каталоги. Лабораторные 6 26 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
2.2. Работа с литературой. Информационный поиск: виды, методика проведения. Поиск по ключевым словам, по тематическим рубрикам, по автору. Нумерационный поиск. Ретроспективный и текущий поиск. Сам. работа 6 18 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Способы представления иллюстративного материала
3.1. Правила построения и оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем и рисунков в тексте научной работы. Формулы в тексте. Лабораторные 6 20 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
3.2. Правила сокращения слов в тексте. Правила употребления количественных и порядковых числительных, дат. Сам. работа 6 18 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Оформление библиографических списков
4.1. Сравнение основных видов библиографического описания и библиографических списков. Лабораторные 6 8 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
4.2. Группировка литературных источников и правила оформления библиографических списков. Сам. работа 6 18 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Структура выпускной квалификационной работы
5.1. Группировка и систематизация материалов. Подготовка научного текста и его структурирование.Стилистика научной работы: язык и стиль научного текста. Лабораторные 6 16 ОПК-14 Л1.1, Л1.2
5.2. Оформление ссылок на литературные источники информации.Оформление титульного листа для выпускной квалификационной работы.Подготовка презентации научного доклада. Требования к презентации. Сам. работа 6 18 ОПК-14 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Уровни научного исследования
2. Эмпирические методы научного исследования
3. Теоретические методы научного исследования.
4. Этапы научного исследования
5. Иллюстративный материал и способы его представления в тексте.
6. Выбор темы исследования, предмета и объекта исследования, определение цели и задач.
7. Информационно-библиографический поиск.
8. Подготовка научного текста, его рубрикация.
9. Способы представления иллюстративного материала.
10. Подготовка презентации научного доклада. Требования к презентации
11. Правила написания и оформления научных статей.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Правила составления и оформления библиографического списка.
2. Классификация и характеристика научных методов исследования.
3. Информационный поиск и его виды.
4. Статистические методы обработки результатов научных исследований.
5. Иллюстративный материал, его виды, способы оформления и представления в тексте.
6. Планирование научного исследования и его этапы.
7. Структуры выпускной квалификационной работы, характеристика ее составных частей
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
Л1.2 Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан.: уч. пос. М. : Дашков и К , 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет прикладных программ Microsoft Office (версия 2010, лицензии № 60357319)
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.all-library.com (электронная онлайн библиотека)
www.humbio.ru (база знаний по биологии человека)
https://elibrary.ru (научная электронная библиотека)
http://protein.bio.msu.ru/biokhimiya/ (Журнал «Биохимия»)
www.medsite.net.ru (Электронные книги. Биохимия)
www.medbook.net.ru (Медицинская литература. Биохимия)
www.inbi.ras.ru/ubkh/ubkh.html (Ежегодник «Успехи биологической химии»)
www.MolBiol.ru (Классическая и современная молекулярная биология. Информация)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Методология научного исследования».
Дисциплина «Методология научного исследования» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Методология научного исследования». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме курсовой работы.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.