МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_О-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 14 14 42 42
Практические 28 28 16 16 44 44
Сам. работа 52 52 51 51 103 103
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.экон. наук, доц., Шутова Н.А.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, проф., Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Национальная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р социол.наук, проф. А.Я.Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р социол.наук, проф. А.Я.Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Национальная экономика» является изучение студентами теоретических, методологических и методических основ национальной экономики, ведущих тенденций и закономерностей развития хозяйственных систем различного иерархического уровня.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему национальных счетов и применять ее при анализе экономики России; иметь представление о международной статистике и статистических программах международных экономических организаций, систему показателей, характеризующих в том числе место России в мировой экономике
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики по направлениям и проблемам российской экономики; анализировать динамику основных показателей МЭО и внешнеэкономической деятельности в России, рассчитывать и анализировать показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и анализа статистических данных о состоянии российской экономики на основе публикаций национальных и международных экономических организаций; навыками поиска, анализа интерпретации статистической информации при характеристике проблем развития российской экономики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы анализа национальной экономики
1.1. Национальная экономика: предмет исследования, метод исследования Лекции 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Национальная экономика: предмет исследования, метод исследования Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Национальная экономика: предмет исследования, метод исследования Сам. работа 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретические взгляды о характере, способах, типах развития национальной экономики Лекции 7 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Теоретические взгляды о характере, способах, типах развития национальной экономики Практические 7 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретические взгляды о характере, способах, типах развития национальной экономики Сам. работа 7 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экономический потенциал национальной (российской) экономики
2.1. Система потенциалов национальной экономики Лекции 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Система потенциалов национальной экономики Практические 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Система потенциалов национальной экономики Сам. работа 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.4. Макроэкономические показатели развития национальной экономики Лекции 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.5. Макроэкономические показатели развития национальной экономики Практические 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.6. Макроэкономические показатели развития национальной экономики Сам. работа 7 14 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Микроэкономические проблемы национальной экономики
3.1. Реальный сектор национальной экономики Лекции 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Реальный сектор национальной экономики Практические 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Реальный сектор национальной экономики Сам. работа 7 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.4. Место и роль домашнего хозяйства в национальной экономической системе Лекции 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.5. Место и роль домашнего хозяйства в национальной экономической системе Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.6. Место и роль домашнего хозяйства в национальной экономической системе Сам. работа 7 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Мезоэкономический аспект анализа национальной экономики
4.1. Межотраслевой баланс – инструмент комплексного анализа национальной экономики Лекции 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. Межотраслевой баланс – инструмент комплексного анализа национальной экономики Практические 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.3. Межотраслевой баланс – инструмент комплексного анализа национальной экономики Сам. работа 7 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.4. Региональная структура национальной экономики Лекции 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.5. Региональная структура национальной экономики Практические 7 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.6. Региональная структура национальной экономики Сам. работа 7 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Макроэкономические модели экономического роста и развития национальной экономики
5.1. Экономический рост и развитие как категории национальной экономики Лекции 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.2. Экономический рост и развитие как категории национальной экономики Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.3. Стратегические программы комплексного развития национальной экономики Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.4. Экономический рост и развитие как категории национальной экономики Сам. работа 8 21 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.5. Роль государства в регулировании национальной экономики Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.6. Роль государства в регулировании национальной экономики Лекции 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.7. Роль государства в регулировании национальной экономики Сам. работа 8 14 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Формирование стратегических программ развития экономики (микро, мезо-, макро- уровень)
6.1. Прогнозирование и стратегическое планирование развития национальной экономики Лекции 8 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
6.2. Прогнозирование и стратегическое планирование развития национальной экономики Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
6.3. Стратегические программы комплексного развития национальной экономики Сам. работа 8 16 ПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова, Н. М. Национальная экономика в 2 т : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/E4A40C6E-6DB0-4200-94CA-332C41A1044F.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. В. Сидоровича. Национальная экономика : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/2ACD9ABF-941F-4CE7-9DFB-EBCA4F64
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека do.gendocs.ru
Э2 Экономический портал: institutiones.com
Э3 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: ecsocman.hse.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Образовательные ресурсы интернета – Экономика: www.alleng.ru
Э6 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова uwh.lib.msu.su
Э7 Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета www.rubricon.ru
Э8 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э9 Административно-управленческий портал: www.aup.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Методические рекомендации по подготовке рефератов

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов по месту работы студента. К каждой теме курсовой работы рекомендуется примерный перечень узловых вопросов, список необходимой литературы.
Излагая вопросы темы, следует строго придерживаться плана. Работа не должна представлять пересказ отдельных глав учебника или учебного пособия. Необходимо изложить собственные соображения по существу излагаемых вопросов, внести свои предложения. Общие положения должны быть подкреплены и пояснены конкретными примерами. Излагаемый материал при необходимости следует проиллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и т.д.
Необходимо изучить литературу, рекомендуемую для выполнения курсовой работы. Чтобы полнее раскрыть тему, студенту следует выявить дополнительные источники и материалы. При написании курсовой работы необходимо ознакомиться с публикациями по теме, опубликованными в журналах.
Курсовая работа выполняется и оформляется в соответствии с "Методическими рекомендациями по выполнению и защите курсовых работ".
Выполненная курсовая работа представляется на рецензирование в срок, установленный графиком учебного процесса, с последующей ее устной защитой (собеседование).
Курсовая работа является самостоятельным творчеством студента, позволяющим судить о знаниях в области риторики.
Студент, со своей стороны, при выполнении курсовой работы должен показать умение работать с различной литературой, давать анализ соответствующих источников, аргументировать сделанные в работы выводы и, главное – раскрыть выбранную тему.
По общему правилу написание курсовых работ начинается с выбора темы, по которой она будет написана. Желательно, чтобы тема была актуальной. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы и самостоятельное составление плана работа.
Прежде всего, необходимо изучить вопросы темы по хрестоматийным источникам (учебники, учебные пособия и пр.), где материал излагается в наиболее доступной форме, а затем переходить к более глубокому усвоению вопросов выбранной темы, используя рекомендованную и иную литературу.
В процессе исследования литературных источников рекомендуется составлять конспект, делая выписки с учетом темы и методических указаний. После изучения литературы по риторике студент должен продумать план курсовой работы и содержание ответов на поставленные вопросы.
Вместе с общими вопросами настоящих методических указаний студент должен четко соблюдать ряд требований, предъявляемых к курсовым работам, имеющим определенную специфику. Это, в частности, требования к структуре курсовых работ, ее источникам, оформлению, критериям ее оценки, ссылкам на нормативные акты, литературные источники, последовательность расположения нормативных актов и др. Структуру курсовых работ составляют:
 план работы;
 краткое введение, обосновывающее актуальность исследуемой проблемы;
 основной текст (главы, параграфы);
 заключение, краткие выводы по исследуемой проблеме;
 список использованной литературы, материалов практики и др.
При оформлении курсовой работы студент должен пользоваться установленным образцом. Ориентировочный объем курсовой работы может варьироваться, в зависимости от тематики, и составлять от 20 до 25 страниц машинописного текста. Не рекомендуется выполнять работы на школьных тетрадях.
Курсовая работа должна быть обязательно пронумерована и подписана на последней странице после списка литературы и сдана в деканат либо научному руководителю.
На оценку курсовой работы влияют, по общему правилу, следующие критерии:
 степень раскрытия темы;
 объем использованной научной литературы, нормативных актов, практики;
 стиль изложения и творческий подход к написанию работы;
 правильность и развернутая аргументация выводов;
 аккуратность оформления работы и др.
При несоблюдении вышеперечисленных требований, предъявляемых к курсовой работе, она не принимается или оценивается неудовлетворительно и возвращается для устранения недостатков, либо доработки с указанием в развернутой рецензии упущений и ошибок.
Студенту необходимо иметь в виду, что причинами неудовлетворительной оценки работы могут быть, например, следующие недочеты:
 работа выполнена только на базе учебника или учебного пособия и представляет собой их дословное изложение (конспект);
 работа выполнена путем механического списывания из учебника (учебных пособий), статей;
 работа написана неграмотно и неряшливо оформлена, независимо от содержания, не использованы рекомендованные законодательные и другие акты.
При оформлении работы списки использованной литературы делятся на две части: основную (источники, на которые имеется ссылка в курсовой работе) и дополнительную (все иные источники, изучаемые в связи с подготовкой к написанию курсовой работы). Вся литература должна располагаться в алфавитном порядке. С полным библиографическим описанием.