МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы прикладных исследований в психологии-2

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 140
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8
курсовая работа: 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (8) Итого
Недель 15 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 4 4
Сам. работа 70 70 70 70 140 140
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.п.н., профессор, Каширский Д.В.; к.п.н., доцент, Сабельникова Н.В.; к.п.н., старший преподаватель, Кузьмина А.С.; к.п.н., доцент, Смирнова Я.К.

Рецензент(ы):
Кайгородова Н.З., д-р биол. наук, проф.

Рабочая программа дисциплины
Основы прикладных исследований в психологии-2

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., канд. психол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., канд. психол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление знаний и умений организации и реализации научно-исследовательской деятельности, овладение основными приёмами проектирования, организации и реализации научно-исследовательской работы, формированиех профессионального мировоззрения в области направления подготовки, стимулирование и систематизация самостоятельной исследовательской активности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью изучать психические свойства и состояния человека в норме и патологии, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-22 способностью готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований
ПК-24 способностью выбирать и применять психологические технологии, позволяющие осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информацию о планировании, подготовке, проведении научного исследования, требованиях, предъявляемых к актуальности исследования, практическому значению, научным атрибутам, эмпирическим результатам, методам и способам математико-статистической обработки, интерпретации данных эмпирического исследования, формах представления научных результатов в виде научного доклада, научной публикации.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать, организовывать и проводить научное исследование, учитывая актуальность проблемы, использовать адекватные задачам исследования методы сбора и обработки полученных результатов, уметь качественно интерпретировать данные эмпирического исследования, внедрять результаты исследования в практику психологической работы, транслировать полученные результаты в выступлениях на научных мероприятиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами, методами, средствами и способами организации и реализации научного исследования, представления результатов, оформления, визуализиации, интерпретации полученных данных, способами и приемами психодиагностики, экспертизы, психокоррекции и восстановительного обучения в процессе проведения научного исследования и внедрения его результатов в психологическую практику.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания разработки проекта научного исследования.
1.1. Метод и методология Лекции 6 2 Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Планирование и реализация эмпирического исследования
2.1. Эмпирическое исследование: планирование и реализация Сам. работа 6 70 Л1.7, Л1.2, Л2.2, Л2.6, Л2.10, Л1.1, Л2.9, Л1.5, Л1.6, Л1.9, Л2.8, Л2.3, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.7
Раздел 3. Требования к публичному выступлению с научным докладом
3.1. Научные презентации Сам. работа 8 70 Л1.8
3.2. Эксперимент в психологии Лекции 8 2 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных научно-исследовательских работ выбираются студентом всоответствии с его научными интересами.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Леонтьев, Алексей Николаевич Деятельность. Сознание. Личность: Учебное пособие М. : Академия, 2004
Л1.2 Ф. Е. Василюк Методологический анализ в психологии: учеб. пособие для вузов М.: Смысл, 2003
Л1.3 под ред. В. И. Купцова Философия и методология науки: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 1996
Л1.4 А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский Психология: [учеб. для вузов] М.: Академия, 2009
Л1.5 Минакова Н.Н. Основы комерциализации научных разработок: учебное пособие АлтГУ,, 2011
Л1.6 Демина Л.Д. Методические рекомендации подготовки и защиты выпускных квалификационных работ (бакалавров, магистров, специалистов) : АлтГУ, 2009
Л1.7 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
Л1.8 кондакова Устное публичное выступление: ,
Л1.9 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Уч.пособие Аспект-Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской Психология личности : Хрестоматия по психологии Москва: АСТ, 2009
Л2.2 О. К. Тихомиров Психология мышления: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.3 Моросанова, Варвара Ильинична Самосознание и саморегуляция поведения : учебное пособие РАН, Институт психологии, Российская академия образования, Психологический институт. - М. : Ин-т психологии РАН, -, 2007.
Л2.4 Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Психология внимания : Москва: АСТ, 2008
Л2.5 Выготский Л. С. Психология развития человека: учебник М.: Смысл, 2005
Л2.6 Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л2.7 Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов Питер, 2013
Л2.8 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л2.9 Старовойтенко Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни: М,: Наука, 2011.
Л2.10 Л. В. Черемошкина Психология памяти: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»
6.3. Перечень программного обеспечения
http://www.openoffice.org/license.html - Open Office (бессрочно)
http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf - AcrobatReader (бессрочно)
http://www.djvu.name/djvu-editor.html - DjVu –editor (бессрочно)
http://www.chromium.org/chromium-os/licenses - Chrome (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line;
2. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://elibrary.ru – информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе самостоятельной работы и подготовки домашних заданий придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты.
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.

При подготовке доклада по НИР студенту рекомендуется:
Составить план выступления;
При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
Время доклада 10 минут;
После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
Приветствуется использование электронной презентации;