МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 75
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фактологию исторической науки (эпохальные события отечественной и всемирной истории).
Движущие силы и закономерности развития исторического процесса.
Базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять причинно-следственные связи.
Разделять понятия «повод», «предпосылка», «причина», «значение», «последствия».
Определять значение и последствия деятельности великих личностей в российской и всемирной истории.
Осуществлять информационно-поисковую деятельность применитльно к содержанию изучаемой дисициплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Критического анализа исторической информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире.
2.1. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
2.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII вв. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Практические 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.2. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.3. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение земель Великоросии в конце XIV - сер. XVI вв. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Сам. работа 1 3 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
4.3. Смутное время в истории России. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII вв. в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII вв. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
5.3. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
5.4. "Просвещенный абсолютизм" в России и мире. Военно-полицейский режим Павла I. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Россия и мир в XIX в. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Внешняя политика России в XIX в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.4. Декабризм в истории России Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
6.5. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Практические 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.2
Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI вв.
7.1. Модернизация российской экономики на рубеже XIX - XX вв. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.2. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.3. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.4. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.5. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.6. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.7. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.8. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.9. Мир после Второй мировой войны. истоки "холодной войны" (семинар - круглый стол). Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.10. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1
7.11. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Различные версии о прародине славян.
2. Расселение восточных славян и их хозяйственная деятельность.
3. Общественное устройство и зарождение государства.
4. Норманнская и антинорманская теории образования государства.
5. Деятельность первых русских князей.
6. Взаимоотношения Руси с сопредельными территориями.
7. Правление Владимира Крестителя.
8. Правление Ярослава Мудрого. Направление его деятельности.
9. «Русская Правда». Социальный состав древнерусского общества.
10. Междоусобица второй половины XI в. Съезд в Любече.
11. Правление Владимира Мономаха.
12. Причины и последствия политической раздробленности.
13. Характеристика Новгородского княжества в XII – первой трети XIII вв.
14. Характеристика Владимиро-Суздальского княжества в XII – первой трети XIII вв.
15. Языческие верования восточных славян.
16. Крещение Руси.
17. Развитие письменности в Киевской Руси. Памятники литературы.
18. Памятники художественной культуры Киевской Руси.
19. Монголо-татарское завоевание русских княжеств.
20. Борьба с рыцарской агрессией на северо-западе Руси в XIII в.
21. Монголо-татарское иго: формы проявления.
22. Возвышение Московского княжества в XIII в.
23. Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва.
24. Объединение русских земель в XIII – XIV вв.: причины, этапы, объединительные центры.
25. Правление Ивана III: формирование централизованного государства.
26. Правление Ивана IV: период реформ Избранной Рады.
27. Опричнина Ивана IV Грозного: причины, цели и последствия.
28. Социально-экономическое развитие России в XV – XVI вв.
29. Этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.
30. Внешняя политика XVI в.: Ливонская война.
31. Внешняя политика XVI в.: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.
32. Смута конца XVI - начала XVII вв.: причины, сущность, последствия.
33. Экономическое развитие России в XVII в. Формирование внутрироссийского рынка.
34. Противостояние самодержавия и церкви в XVII в. Церковный раскол.
35. Эволюция политического строя в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.
36. Развитие промышленности в XVII в. Основные точки зрения по вопросу формирования капитализма.
37. Народные движения XVII в. (причины, формы, особенности).
38. Архитектура XIV – XVI вв.
39. Иконопись XIV – XVI вв.
40. Письменные источники XIV – XVI вв. Начало книгопечатания.
41. Развитие церковной мысли: спор иосифлян и нестяжателей.
42. Реформа по отмене крепостного права 1861 г.: подготовка, анализ содержания Манифеста 19 февраля 1861 г., итоги.
43. Либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: судебная, военная.
44. Реформы самоуправления.
45. Общественно-политическое движение в 60 – 70-х гг. XIX в. Народничество.
46. Деятельность организации «Земля и воля» в 1870-е гг., «Черный передел», «Народная воля».
47. Внутренняя политика Александра III.
48. Восточный вопрос. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.
49. Внешняя политика в 60 – 90-е гг. XIX вв.
50. Социально-экономическое развитие в пореформенной России.
51. Общественно-политическое движение в 80 – 90-х гг. XIX в.
52. Социально-экономическое развитие в России на рубеже XIX – XX вв.
53. Внешняя политика на рубеже XIX – XX вв.
54. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
55. Общественно-политическое движение накануне ПРР.
56. Характеристика этапов ПРР.
57. Манифест 17 октября 1905 г. Характеристика партийной системы. Деятельность I, II, III Государственных Дум.
58. Думская монархия и зарождение конституционализма. Третьеиюньский переворот.
59. Россия в ПМВ.
60. Февральская революция. Формирование системы двоевластия.
61. Альтернативы развития России в феврале – октябре 1917 г.
62. Октябрь 1917 г. Создание советского государства.
63. Гражданская война.
64. Политика «военного коммунизма».
65. Кризис 1921 г. НЭП.
66. Образование СССР. Политическая система в 1920 – 1930-х гг.
67. Художественная культура второй половины XIX в. Товарищество передвижных художественных выставок.
68. Развитие системы образования. Научное знание во второй половине XIX в.
69. «Серебряный век» русской культуры.
70. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война.
71. Великая отечественная война.
72. Советское государство в период "оттепели".
73. CCCР эпхи "развитого социализма".
74. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР.
75. Внешняя политика советского государства в 1950-е - 1980-е гг.
76. Распад СССР. Образование СНГ.
77. "Шоковая терапия" в российской экономике начала 1990-х гг.
78. Становление новой российской государственности. Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г.
79. Российская Федерация в 2000-е гг.
80. Положения современной России на международной арене.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
10. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
11. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
12. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестный автор).
13. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
14. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
15. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
16. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
17. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
18. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
19. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
20. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
21. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
22. «На рубеже XIX–XX вв. сторонники самодержавия и его противники были представителями одного “общества”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данное утверждение» (Д.Б. Павлов).
23. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти». (А.П. Извольский).
24. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
25. «Слабость Временного правительства в том, что оно не смогло остановиться на той грани, которая отделяет демократию от анархии». (А. Кузнецов).
26. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера». (митрополит Вениамин).
27. «Феноменальные успехи большевиков в значительной степени проистекали из характера партии в 1917 году… важно подчеркнуть сравнительно демократическую, толерантную и децентрализованную структуру и методы руководства, а также ее в сущности открытый и массовый характер». (А. Рабинович).
28. «Дошедшая до стадии гражданской войны социальная и классовая конфронтация делит общество на “своих” и “чужих”, на “мы” и “они”. Врагов и противников вообще выводят в такие моменты из сферы морали, воспринимают как “нелюдей”, на которых не распространяют общечеловеческие нормы. Именно это и создаёт возможность превратить аморальный террор в террор морально оправданный…». (Е.А. Котеленец о Гражданскойвойне в России).
29. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия». (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
30. «Перестройка была благородной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполнению». (Г.И. Мирский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Задания итогового тестирования по дисциплине «История».

Часть 1. Тестовые задания по разделам дисциплины «История России».
Раздел 1. Древняя история славян. Русское государство в IX–XIII в.

1. Восточнославянские союзы племен накануне образования Древнерусского государства:
1) ильменские словене, кривичи, хорваты, дулебы, сербы
2) северяне, поляне, древляне, кривичи, ильменские словене, тиверцы, дреговичи, радимичи
3) поляне, русы, древляне, волыняне, склавины, дреговичи, уличи, струменичи, берзичи
4) радимичи, вятичи, поляне, кашубы, любушане, тиверцы, кривичи

2. Период существования Киевской Руси (века):
1) VI–IX вв.
2) IX–XII вв.
3) IX–XV вв.
4) XIII–XV вв.

3. Суть норманнской теории возникновения Древнерусского государства:
1) создание государства пришедшими из Скандинавии варягами во главе с Рюриком
2) объединение славянских племен в единое государство под воздействием Византии
3) создание государства в результате борьбы со степными кочевыми племенами
4) объединение славянских племен со степными кочевыми племенами

4. Киевский(ая) князь(княгиня), упорядочивший(ая) сбор дани, ее размер и место сбора:
1) Ольга
2) Владимир
3) Мстислав
4) Святополк

5. Христианство в Киевской Руси было принято в (году):
1) 922 г.
2) 988 г.
3) 1240 г.
4) 1380 г.

6. Не является причиной феодальной раздробленности:
1) господство натурального хозяйства
2) усиление боярских и княжеских вотчин
3) раздача земель государства в удельное владение сыновьям киевских князей
4) нашествие монгольских войск Чингисхана

7. В период феодальной раздробленности вечевые порядки играли ведущую роль в политической жизни:
1) Пскова и Новгорода
2) Владимира и Киева
3) Чернигова и Полоцка
4) Москвы и Владимира

8. Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголо-татарами, произошла в (году):
1) 1223 г.
2) 1240 г.
3) 1380 г.
4) 1480 г.

9. Победы русских войск под руководством Александра Невского обеспечили:
1) политическую и духовную независимость от стран Запада
2) усиление влияния католической церкви
3) укрепление дружбы и взаимопомощи с Тевтонским Орденом
4) независимость от Золотой Орды

10. Не является чертой политики Золотой Орды в отношении русских княжеств…
1) сбор дани
2) сохранение государственности русских княжеств
3) контроль за деятельностью русских князей
4) гонения на Русскую православную церковь

Раздел 2. Объединительный процесс в Великороссии (XIV – первая четверть XVI в.). Московское царство в середине XVI–XVII вв.
1. Московский князь, получивший ярлык и право сбора дани со всех русских земель в пользу Золотой Орды:
1) Александр Невский
2) Иван Калита
3) Дмитрий Донской
4) Иван III

2. Объединительный процесс в Великороссии стимулировала необходимость:
1) положить конец территориальному расширению Великого Литовского княжества за счет древнерусских земель и освободиться от власти Золотой Орды
2) освободиться от власти Золотой Орды и начать решительную борьбу с крестоносцами
3) начать решительную борьбу с крестоносцами и положить конец территориальному расширению Великого Литовского княжества за счет древнерусских земель
4) прекратить гонения ханов Золотой Орды на Русскую православную церковь

3. Причиной возвышения Московского княжества не стала (стало):
1) относительная отдаленность от границ с Золотой Ордой и агрессивными западными государствами
2) поддержка Тверского княжества
3) дальновидная и прагматичная политика московских князей
4) расположение на пересечении торговых путей

4. В период правления Ивана III имело место:
1) создание стрелецкого войска
2) окончательное оформление крепостного права
3) свержение ордынского ига
4) введение опричнины

5. В каком году был принят первый общерусский Судебник:
1) 1240 г.
2) 1497 г.
3) 1480 г.
4) 1550 г.

6. Одним из результатов опричной политики Ивана Грозного явилось(лась)…
1) отмена местничества
2) усиление личной власти царя
3) создание стрелецкого войска
4) отмена урочных лет

7. Борис Годунов, Василий Шуйский это – …
1) выборные цари периода Смутного времени
2) организаторы централизованного Московского государства
3) организаторы церковного раскола
4) цари династии Рюриковичей

8. Итог деятельности Земского собора 1613 г.
1) подписание мира с Польшей
2) подписание мира со Швецией
3) принятие Соборного Уложения
4) избрание новой царской династии

9. К церковной реформе патриарха Никона относится…
1) отделение церкви от государства
2) изменение церковных обрядов
3) учреждение Святейшего Синода
4) созыв Стоглавого собора

10. Какие из ниже приведенных дат связаны с городскими восстаниями XVII в.
1) 1606 г., 1607 г.
2) 1617 г., 1618 г.
3) 1648 г., 1662 г.
4) 1682 г., 1689 г.

Раздел 3. Российская империя в XVIII в.
1. Принцип комплектования регулярной армии, который ввел Петр I:
1) всеобщая воинская повинность
2) рекрутская повинность
3) ополчение
4) контрактный

2. Упразднение Петром I патриаршества и создание государственного органа управления церковью – Святейшего Синода, имело цель:
1) предоставить церкви значительную независимость от государства
2) предоставить церкви дополнительные льготы и привилегии
3) ликвидировать зависимость от Константинопольского патриарха
4) ликвидировать определённую самостоятельность церкви и интегрировать её в систему государственного управления

3. Экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции посредством финансового поощрения отечественной промышленности, называется:
1) протекционизм
2) социализм
3) изоляционизм
4) либерализм

4. Россия была провозглашена империей в…
1) 1701 г.
2) 1721 г.
3) 1725 г.
4) 1764 г.

5. В результате победы в Северной войне Россия (указать неверный ответ):
1) подняла свой международный авторитет
2) получила надёжный выход к Балтийскому морю
3) стала гарантом существования Османской империи
4) значительно расширила экономические связи с европейскими странами

6. Следствием политики российских императоров эпохи «дворцовых переворотов» явилось:
1) ограничение сословных прав дворянства
2) расширение прав дворянства
3) в России был cформирован средний слой
4) расширение сословных прав крестьянства

7. Основным условием вступления на престол Анны Иоанновны было:
1) освобождение дворян от обязательной военной службы
2) сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками
3) назначение императрицей наследника
4) совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

8. Уложенная комиссия в 1767 г. была созвана с целью:
1) создание нового законодательства
2) принятие конституции, ограничивающей власть монарха
3) решение аграрного вопроса
4) увеличение налоговых сборов с населения

9. Государство, которое подверглось разделу в конце XVIII в. между Пруссией, Австрией и Россией:
1) Венгрия
2) Речь Посполитая
3) Бессарабия
4) Швеция

10. Ведущей причиной заговора против Павла I явилась:
1) насильственная европеизация России, осуществляемая императором
2) разрыв союза царской власти с дворянством в результате тиранического правления императора
3) возвращение государственного курса к допетровским порядкам
4) реализация Павлом I мероприятий, направленных на ликвидацию крепостной зависимости

Раздел 4. История России в первой половине XIX в.
1. Понятие, возникшее в связи с политикой Александра I по крестьянскому вопросу…
1) приписные крестьяне
2) крестьянская община
3) вольные хлебопашцы
4) отрезки

2. 26 августа 1812 г. произошло сражение…
1) за Смоленск
2) у реки Березины
3) под Бородино
4) при Тарутино

3. Что из перечисленного являлось одной из причин победы русской армии в 1812 г.?
1) полный разгром армии Наполеона при Бородино
2) введение в России накануне войны всеобщей воинской повинности
3) разгром основных сил французской армии в генеральном сражении на границе в первые дни войны
4) успешное проведение Тарутинского марш-манёвра

4. В последнее десятилетие царствования Александра I Россия превратилась в опору монархических режимов в странах Европы вследствие участия в…
1) Священном союзе
2) Антанте
3) антифранцузских коалициях
4) Континентальной блокаде

5. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала следующие преобразования:
1) переход к социализму через крестьянскую общину
2) решение земельного вопроса путем наделения лично свободных крестьян 2 десятинами земли
3) ликвидация самодержавия и крепостного права, установление конституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю
4) уничтожение крепостничества и самодержавия, установление республики, введение на переходный период диктатуры Временного верховного правления

6. «Конституция» Н.М. Муравьева предусматривала...
1) переход к социализму через крестьянскую общину
2) установление диктатуры пролетариата
3) ликвидацию самодержавия и крепостного права, установление конституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю
4) уничтожение крепостничества и самодержавия, введение республиканской формы правления

7. Создание Государственного совета, «Введения к уложению государственных законов», кодификация законодательства связаны с именем…
1) Е.Ф. Канкрина
2) Н.Н. Новосильцева
3) С.С. Уварова
4) М.М. Сперанского

8. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина была проведена в…
1) 1802 г.
2) 1830–1832 гг.
3) 1839–1841 гг.
4) 1897 г.

9. Укажите одну из причин поражения России в Крымской войне 1853–1856 гг.
1) неразвитость сети железных дорог
2) поражение русского флота в Синопском сражении
3) победа неприятельских войск в битве при Аустерлице
4) нежелание российского командования дать генеральное сражение на границе

10.Годы русско-персидских войн первой половины XIX столетия…
1) 1805 г., 1806–1807 г.
2) 1804–1813 гг., 1826–1828 гг.
3) 1806–1812 гг., 1828–1829 гг.
4) 1828–1829 гг., 1853–1856 гг.

Раздел 5. Российская империя во второй половине XIX в.
1. В 1861 г. в результате проведения Крестьянской реформы помещичьи крестьяне получили…
1) право выхода из общины с землей
2) полное освобождение от барщины и оброка
3) землю бесплатно
4) свободу от крепостной зависимости

2. Укажите даты, связанные с созданием в России органов местного самоуправления.
1) 1802 г., 1810 г.
2) 1864 г., 1870 г.
3) 1861 г., 1874 г.
4) 1839 г., 1897 г.

3. Форма крестьянского самоуправления, существовавшая в России во второй половине XIX в.
1) Дума
2) слобода
3) приход
4) волостной сход

4. Укажите как назывался в России в XIX в. разбогатевший крестьянин, использовавший наемный труд обедневших односельчан.
1) капиталистый
2) кулак
3) пролетарий
4) отходник

5. Автор Конституционного проекта в правление Александра II.
1) М.М. Сперанский
2) Н.Н. Новосильцев
3) М.Т. Лорис-Меликов
4) П.Д. Святополк-Мирский

6. Первая народническая организация в России.
1) «Освобождение труда»
2) «Земля и воля»
3) «Народная воля»
4) «Черный передел»

7. Политику, направленную на борьбу с «губительными последствиями» реформ 1860–1870-х гг. и получившую название контрреформ, проводил
1) Александр I
2) Александр III
3) Пётр III
4) Николай I

8. Айгунский и Пекинский договоры были заключены с…
1) Японией
2) Кореей
3) Китаем
4) Маньчжурией

9. Отмена запрета для России держать военно-морской флот в Черном море.
1) 1856 г.
2) 1871 г.
3) 1878 г.
4) 1908 г.

10.В состав Российской империи во второй половине XIX в. вошла территория…
1) Украины
2) Финляндии
3) Кокандского ханства
4) Крыма

Раздел 6. Россия в конце XIX – начале XX вв.
1. Процесс преобразований во всех сферах жизни общества и государства, существенно изменяющий традиционные устои и усиливающий темпы развития, называется…
1) индустриализация
2) модернизация
3) революция
4) социализация

2. Укажите какое из перечисленных событий произошло в царствование Николая II.
1) денежная реформа Е.Ф. Канкрина
2) создание организации «Земля и воля»
3) принятие Декрета о продовольственной диктатуре
4) начало Первой мировой войны

3. Отметьте основные сражения русско-японской войны.
1) Брусиловский прорыв; оборона Порт-Артура; взятие Карса
2) оборона Порт-Артура; сражение на р. Шахэ; Цуцисмское сражение
3) Синопское сражение; сражение у Чемульпо; сражение под Мукденом
4) сражение под Верденом; Шипкинское сражение; сражение под Мукденом

4. Отметьте результат революции 1905–1907 гг.
1) создание Государственной думы
2) ликвидация помещичьего землевладения
3) расширение прав национальных окраин
4) ликвидация монархии в России

5. Свержения самодержавия и установления диктатуры пролетариата добивалась партия…
1) эсеров
2) кадетов
3) социал-демократов (большевиков)
4) трудовиков

6. Попытку установить военную диктатуру в августе (сентябре) 1917 г. предпринял Верховный главнокомандующий Русской Армией генерал…
1) Л.Г. Корнилов
2) А.А. Брусилов
3) М.В. Алексеев
4) Н.В. Крыленко

Раздел 7. История советского государства в межвоенный период.

1. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов, содержал призыв к заключению мира без захвата одними государствами территорий других государств, т.е. к миру без
1) анклавов
2) метрополий
3) аннексий
4) концессий

2. Укажите что из ниже перечисленного можно отнести к последствиям роспуска большевиками Учредительного собрания в январе 1918 г.
1) начало Гражданской войны в России
2) падение Временного правительства
3) рост авторитета большевистской партии в России
4) введение новой экономической политики

3. Выберите из приведенного перечня причину перехода к нэпу.
1) завершение восстановительного периода после Гражданской войны
2) массовое недовольство политикой военного коммунизма
3) кризис хлебозаготовок
4) существование «ножниц цен» на продукцию сельского хозяйства и промышленности

4. Укажите положение, характеризующее индустриализацию 1930-х гг.
1) форсированное развитие тяжелой промышленности
2) финансирование за счет иностранных займов
3) приоритетное развитие легкой промышленности
4) ориентация на выпуск товаров массового потребления

5. Укажите событие отечественной истории, относящееся к 1930-м гг.
1) образование СССР
2) создание СЭВ
3) начало стахановского движения
4) ХХ съезд КПСС

Раздел 8. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
1. Последствие советско-финляндской войны 1939–1940 гг.
1) исключение Финляндии из Лиги Наций
2) рост рабочего движения в западных странах в поддержку СССР
3) решение А. Гитлера об ускоренной подготовке войны против СССР
4) роспуск Коминтерна

2.Это сражение происходило с 5 июля по 23 августа 1943 г.
1) Курская битва
2) Битва за Днепр
3) Сталинградская битва
4) Битва за Москву

3. Называние операция по разгрому немецких войск под Сталинградом.
1) «Кутузов»
2) «Уран»
3) «Искра»
4) «Полководец Румянцев»

4. В ходе операции «Багратион» была освобождена …
1) Украинская ССР
2) Грузинская ССР
3) Белорусская ССР
4) Молдавская ССР

Раздел 9. СССР в 1950-е – 1980-е гг.
1. Год начала освоение целинных земель.
1) 1957 г.
2) 1954 г.
3) 1962 г.
4) 1985 г.

2. Конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.
1) А.Н. Туполев
2) С.П. Королев
3) К.Э. Циолковский
4) С. В. Ильюшин

3. Понятие «развитое социалистическое общество» утвердилось, когда руководителем СССР был…
1) И.В. Сталин
2) Н.С. Хрущев
3) Л.И. Брежнев
4) М.С. Горбачев

4. К числу политических реформ, осуществленных в период перестройки в СССР, относится…
1) введение цензуры
2) учреждение съезда народных депутатов СССР
3) принятие новой Конституции
4) ликвидация многопартийности

5. Укажите положение, относящееся к концепции «нового политического мышления» в период «перестройки» в СССР.
1) утверждение принципа пролетарского интернационализма в международных отношениях
2) признание руководящей роли СССР в отношениях с социалистическими странами
3) тезис о необходимости усиления ядерной мощи СССР
4) отказ от идеи раскола мира на две системы

Раздел 10. Россия в 1990-е–начале 2000-х гг.
1. Декларация о государственном суверенитете России была принята…
1) 12 июня 1990 г.
2) 18 августа 1991 г.
3) 3 октября 1993 г.
4) 12 декабря 1993 г.

2. Авторами программы «500 дней» были…
1) Е.Т. Гайдар, С.В. Степашин
2) Н.И. Рыжков, Е.М. Примаков
3) Г.А. Явлинский, С.С. Шаталин
4) В.С. Черномырдин, С.В. Кириенко

3. Референдум о судьбе Советского Союза был проведен…
1) в мае 1989 г.
2) в марте 1991 г.
3) в декабре 1993 г.
4) в декабре 1999 г.

4. Укажите где были подписаны соглашения о роспуске СССР.
1) в Хасавюрте
2) в Беловежской пуще
3) в Ново-Огарево
4) в Форосе

5. Выберите, что из перечисленного было одним из последствий распада СССР.
1) рост промышленного производства России
2) укрепление обороноспособности России
3) переход к радикальным рыночным реформам в России
4) развитие гонки вооружений

6. Политика полной отмены государственного контроля за ценами, проведенная Е.Т. Гайдаром в 1992 г., получила образное название…
1) «оттепель»
2) «шоковая терапия»
3) «разрядка»
4) «новое мышление»

7. Укажите что из названного относилось к событиям противостояния законодательной и исполнительной власти в России в октябре 1993 г.
1) заключение мирного соглашения о преодолении кризиса
2) издание указа о восстановлении власти Советов
3) штурм Белого Дома в Москве
4) проведение массовых демонстраций по всей стране

8. Крупные административно-территориальные единицы, созданные в мае 2000 г. …
1) федеральные округа
2) субъекты Российской Федерации
3) республики
4) автономные области

9. Председателем правительства Российской Федерации в 2008–2012 гг. являлся…
1) Д.А. Медведев
2) В.В. Путин
3) Е.Т. Гайдар
4) В.А. Зубков

10.Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии в…
1) 1991 г.
2) 1994 г.
3) 2004 г.
4) 2008 г.

Часть 2. Практические задания по дисциплине «История России».
1. Определите о ком идет речь в ниже приведенных высказываниях историков и публицистов.

В.О. Ключевский.
«Вместо дружбы со всеми державами она в 34 года своего правления перессорила Россию почти со всеми крупными государствами Западной Европы и внесла в нашу историю одно из самых кровопролитных царствований».
Ответ____________________________________________
Екатерина II

С.М. Соловьев.
«По воцарении … просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства… Военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но выполнять считался лучшим».
Ответ_______________________________________________

Николай I

Н.В. Давыдов.
«В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного преобразования государства… чем та, которую явила из себя эпоха “великих реформ” царствования …».
Ответ_______________________________________________

Александра II

А.Н. Боханов
«Об этом русском царе написано и сказано невероятно много. Если же приглядеться ко всем этим суждениям и умозаключениям, то нельзя не заметить две главные тенденции, два основных подхода, которые условно можно обозначить как уничижительно-критический и апологетический. В первом случае на … возлагают главную ответственность за крушение монархии и России; его обвиняют в неумении владеть ситуацией, в неспособности понять нужды времени, потребности страны и осуществить необходимые преобразования для предотвращения нарастания напряженности… Другая мировоззренческая тенденция прямо противоположна первой и оценивает этого монарха в превосходных степенях, приписывая ему множество благих дел, чистоту помыслов и величие целей. Его жизнь — это крестный путь России, это — судьба истинного православного христианина…»
Ответ_________________________________________________

Николай II

Ф. Бурлацкий.
«Он осудил тиранию, но не затронул авторитарной власти. Он отверг культ личности, но в значительной степени сохранил систему, которая его породила…Он так и не преодолел слепой веры в государство, вернее в государственный социализм. Он… был убежден, что именно государство, централизм, спущенный сверху план, приказ, указание – это и есть главные преимущества социализма перед капитализмом…».
¬ Ответ_______________________________________________

Н.С. Хрущев

2. Соотнесите имена героев и деятелей Великой Отечественной войны и документальные свидетельства о них.

1.А.М. Матросов
2.З.А. Космодемьянская
3.И.В. Панфилов
4. В.М. Молотов
5.Г.К. Жуков

А) нарком иностранных дел, заместитель председателя ГКО, член Ставки Верховного Главнокомандования.
Б) командир 316-й стрелковой дивизии, в ходе Московской битвы державший оборону западнее Волоколамска (погиб 18 ноября 1941 г.).
В) стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина, трагически погиб в феврале 1943 г. закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота. Г) в разное время являлся командующий Резервным, Ленинградским и Западным фронтами; с августа 1942 г. являлся заместителем Верховного Главнокомандующего.
Д) красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта (трагическая гибель в немецком тылу осенью 1941 г.). Посмертная награда – Герой Советского Союза.
3. Укажите понятия определения, которых приведены ниже.

1). Мануфактура
2). Местиничество
3). Анексия
4). «Бунташный век»
5). Полюдье
А) – насильственное присоединение одним государством территории (или ее части) другого государства.
Б) – система распределения служебных мест, основанная на принципе «породы», т.е. с учетом происхождения и служебного положения предков и личных заслуг человека. Отменено в 1682 г.
В) – в Киевской Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани.
Г) – так называли современники XVII в. в истории России время различных народных движений: двух крестьянских войн (И. Болотникова, С. Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648 – 1650 гг., Медного бунта 1662 г., восстания 1682 г. («Хованщина») в Москве, стрелецких бунтов.
Д) – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике; вторая после простой кооперации стадия в историческом процессе становления промышленного производства.

4. Прочтите отрывок из сочинения историка. Ответьте на вопросы и выполните задания, приведенные ниже.
«В июле … царь созвал у себя свою Боярскую думу и совет патриарха («освященный собор») и совещался с ними о том, что надо сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы «всяких чинов людям, от большого и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна». И было решено поручить боярину князю Н.И. Одоевскому с четырьмя помощниками собрать все старые законы, дополнительные к нему указы (которых накопилось много за сто почти лет) и статьи из Кормчей книги. Все эти законы надлежало привести в порядок и систему, исправить и дополнить их и таким образом составить из них новый полный свод. Предполагалось, что, когда кн. Одоевский окончит собирание старых законов, в Москве соберется Земский собор и “общим советом” обсудит его труд, дополнит и утвердит его. Земскому собору велено было собраться в Москву к 1 сентября.
Таким образом, молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была очень разумною и правильною. Народ тогда не знал тех законов, по которым должен был жить и судиться; это-то главным образом и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый Судебник не был напечатан; его можно было только списывать, и поэтому мало кто его знал. Еще меньше знали Кормчую, которая была так велика, что ее было трудно переписать. Что же касается до дополнительных к Судебнику указов, то их никто не знал, кроме чиновников, потому что указы обыкновенно народу не объявлялись, а только записывались в «указанные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели, одни законы утаивали, а другие толковали вкривь; проверить же их никто не имел возможности. К такому порядку и относилась старая едкая поговорка: «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. А кроме того, необходимо было и пересмотреть законы по их содержанию, улучшить их и дополнить, чтобы они лучше соответствовали нуждам и желаниям населения. Все это и решено было сделать “общим советом” на Земском соборе».
Вопросы и задания:
1) Как называется новый свод законов, о котором идет речь в отрывке? В каком году он был принят?
2) Укажите имя царя, при котором происходили описываемые события.
3) Приведите причины, по которым стало необходимо принимать новый свод законов. Используя текст, укажите не менее трех объяснений

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. История: учебное издание для бакакалавров "Дашков и К" // ЭБС "Лань", 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анашкин, А. П.; Демчик, Е. В.; Дьяченко, Ю. С.; Разгон, В. Н.; Храмков, А. А. История России ХХ - начало XXI в.: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
Л2.2 науч. ред. и сост. В. А. Скубневский, Т . Н. Соболева История России (с древнейших времен до конца XIX в.): Курс лекций Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
Л2.3 отв. ред. Пулько Г.Н. Всемирная история в 2 частях. История Нового и Новейшего времени: Учебник для академического бакалавриата Научная школа: Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург) // ЭБС "Юрайт", 2017 г. biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Колокольцева, Наталья Юрьевна Учебная программа курса "История" : для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Учебная программа курса Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э2 Всемирная история historic.ru
Э3 Интернет-библиотека Гумер www.gumer.info
Э4 История государства statehistory.ru
Э5 История России www.historymffl.com
Э6 Книжная поисковая система www.ebdb.ru
Э7 Материалы по русской истории www.magister.msk.ru
Э8 Мировая цифровая библиотека www.wdl.org
Э9 Мир истории gpw.tellur.ru
Э10 Музеи России www.museum.ru
Э11 Отечественная история www.lants.tellur.ru
Э12 Утерянная империя lost-empire.ru
Э13 Хронос www.hrono.ru
Э14 Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории www.histerl.ru
Э15 Электронный журнал «Родина» istrodina.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 7 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к семинарским занятиям, при написании письменных работ в форме рефератов и презентаций, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому семинарскому занятию, представленных на платформе Moodle. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Итоговая аттестация осуществляется в форме устного экзамена и тестирования, структурированного по крупным хронологическим периодам курса, а также выполнения практических заданий по всему курсу.