МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы психолингвистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 14 10 14
Практические 18 22 18 22
Сам. работа 17 45 17 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 108 72 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент каф.общей и прикладной психологии, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
д.псих.н., зав.каф.общей и прикладной психологии, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы психолингвистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи.

Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
ПК-6 способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об истории возникновения психолингвистики, основных направлениях и парадигмах
о проблематике и современном состоянии областей психолингвистики, изучающих речевую и познавательную деятельность.
о мозговой организации речевых процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы психолингвистического анализа.
анализировать модели образования, восприятия, понимания речи
пользоваться основными психолингвистическими методиками исследования
экспериментального материала
проводить психологическую оценку детской речи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оценки речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи
оценки нарушений в развитии языка и речи (онтогенез\патогенез речи )
языковыми и риторическими средствами и приёмами воздействия в дискурсе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психолингвистику
1.1. Предмет и объект психолингвистики. Междисциплинарный статус и научные парадигмы. Лекции 8 1 ПК-6 Л1.1, Л3.1
1.2. Язык как феномен сознания. Языковое сознание как объект психолингвистики. Лекции 8 1 ПК-6 Л1.1
Раздел 2. Семиотические основы психолингвистики.
2.1. Понятие знака и знаковой системы. Классификация знаков. Лекции 8 1 ПК-6 Л1.1
2.2. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.Семиология и психосемиотика. Лекции 8 1 ПК-6 Л1.1
2.3. Значение как функция содержания знака.Виды значений. Психологическая структура значения. Лекции 8 2 ПК-6 Л1.1
Раздел 3. Категории и понятия в психолингвистике.
3.1. Звук-буква-фонема-морфема-слово.Теория звукобуквы и графона.Психофонетика. Практические 8 2 ПК-6 Л1.1
3.2. Слово и понятие.Лексическое и ассоциативное поле. Лексикология. Практические 8 2 ПК-6 Л2.5
3.3. Концепт и категория. Механизмы категоризации и концептуализации.Эмоциональная и когнитивная природа концепта. Лекции 8 2 ПК-6 Л2.5
3.4. Языковой тип и речевой жанр. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.7
Раздел 4. Становление основных научных направлений в психолингвистики.
4.1. Возникновение и развитие ассоцианистского направления Сам. работа 8 2 ПК-6 Л1.3
4.2. Возникновение и развитие функционализма. Сам. работа 8 2 Л1.3
4.3. Возникновение и развитие трансформационистского направления Сам. работа 8 2 ПК-6 Л1.3
4.4. Возникновение и развитие генеративизма. Сам. работа 8 2 ПК-6 Л1.3
4.5. Возникновение и развитие конструктивизма. Сам. работа 8 2 ПК-6 Л1.3
4.6. Современные направления отечественной психолингвистики Сам. работа 8 2 ПК-6 Л1.3
4.7. Современные направления когнитивизма. Сам. работа 8 4 ПК-6 Л1.3
4.8. Современные направления зарубежной психолингвистики Практические 8 2 ПК-6 Л1.1
Раздел 5. Методы психолингвистических исследований
5.1. Психология звука. Экспериментальные исследования в области фонетики Практические 8 2 ПК-2 Л2.1
5.2. Психология слова. Ассоциативный подход к значению слова Практические 8 2 ПК-6 Л1.3
5.3. Психология текста. Психолингвистические системы контент-анализа Практические 8 2 ПК-2 Л2.7
5.4. Психолингвистические тестовые системы Практические 8 2 ПК-2 Л3.2, Л2.7
5.5. Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе Сам. работа 8 2 ПК-6 Л1.1
Раздел 6. Ркечевая деятельность и речевое поведение.
6.1. Теория речевой деятельности и речевого поведения Практические 8 1 ПК-6 Л2.6
6.2. Онтогенез речи. Практические 8 1 ПК-6 Л2.6
6.3. Производство речи. Практические 8 1 ПК-6 Л2.6
6.4. Восприятие и понимание речи. Практические 8 1 ПК-6 Л2.6
Раздел 7. Дискурс как объект исследования в современной психолингвистике
7.1. Дискурс как ментально-речевой конструкт, когнитивная организация дискурса Лекции 8 2 ПК-6 Л2.5, Л2.7
7.2. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе Практические 8 2 ПК-2 Л2.3
Раздел 8. Детская речь и психолингвистика развития.
8.1. Онтогенез речи.Проблемы психолингвистики развития. Практические 8 2 ПК-6 Л2.6
8.2. Психология развития детской речи. Лекции 8 1 ПК-2, ПК-6 Л2.2
8.3. Внутренняя речь. Универсальный предметный код. Лекции 8 1 ПК-6
Раздел 9. Вопросы мозговой организации речевых процессов. Нейролингвистика и патопсихолингвистика.
9.1. Введение в проблематику мозговой организации речевых процессов. Сам. работа 8 2 ПК-6 Л2.6, Л1.1, Л1.2
9.2. Характеристика основных речевых патологий личности. Сам. работа 8 2 ПК-2, ПК-6 Л2.6, Л1.2
Раздел 10. Прикладные аспекты психолингвистики.
10.1. Судебная психолингвистика Сам. работа 8 2 ПК-6 Л1.1
10.2. Медиа-психолингвистика Сам. работа 8 2 ПК-6 Л3.2, Л2.5
10.3. Нейропсихолингвистика Сам. работа 8 2 ПК-6
10.4. Этнопсихолингвистика Сам. работа 8 2 ПК-6 Л3.2
10.5. Гендерная психолингвистика Сам. работа 8 2 ПК-6 Л3.2
10.6. Политическая психолингвистика Сам. работа 8 2 ПК-6 Л3.2
10.7. Математическая психолингвистика Сам. работа 8 2 ПК-6 Л3.2
10.8. Лингвоперсонология Сам. работа 8 2 ПК-6 Л3.1
10.9. Экспериментальная психосемантика Сам. работа 8 2 ПК-2 Л2.1, Л3.1
10.10. Субъективная семантика Сам. работа 8 2 ПК-2 Л3.1
10.11. Ментальный лексикон и ментальная грамматика Сам. работа 8 3 ПК-6 Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и объект психолингвистики.
2. Междисциплинарный статус психолингвистики
3. Научные парадигмы психолингвистики.
4. Язык как феномен сознания и мышления.
5. Языковое сознание как объект психолингвистики. Языковая картина мира.
6. Семиотические основы исследования психики и сознания. Психосемиотика.
7. Понятие знака и знаковой системы. Классификация знаков.
8. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.
9. Проблема значения и смысла в языкознании и психологии.
10. Значение как единица речи, языка, мышления и сознания.
11. Значение как функция содержания знака: денотативное, десигнативное, канотативное значение.
12. Структура знака (сигнификат, экстенсионал ,интенсионал) и виды значений.
13. Ментальный лексикон: понятие и модели.
14. Психофонетика. Теория звукобуквы и графона речи.
15. Лексикология. Слово и понятие. Лексическое и ассоциативное поле.
16. Когнитивная психолингвистика.
17. Механизмы категоризации и концептуализации.
18. Эмоциональная и когнитивная природа концепта.
19. Лингвоперсонология. Языковой тип и речевой жанр.
20. Непрямая коммуникация. Паралингвистика.
21. Когнитивная и ментальная грамматика.
22. Экспериментальная психосемантика В.Ф.Петренко.
23. Субъективная семантика Е.Ю.Артемьевой.
24. Психология понимания и психология смысла (Знаков В.В., Леонтьев Д.А.)
25. Экстенсиональная и интенсиональная семантика.
26. Психолингвистические системы контент-анализа.
27. Системы семантического моделирования.
28. Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе.
29. Теория речевой деятельности и речевого поведения.
30. Вопросы онтолингвистики. Детская речь.
31. Проблема понимания в психосемантике.
32. Дискурс как ментально-речевой конструкт.
33. Когнитивная организация дискурса.
34. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе.
35. Внутренняя речь: универсальный предметный код и ментально-языковой код.
36. Проблемы мозговой организации речевых процессов в нейролингвистике.
37. Характеристика основных речевых патологий личности.
38. Психологические проблемы билингвизма.
39. Проблемы развития языковых способностей.
40. Предмет лингвоперсонологии: языковая личность.
41. Предмет эмотиологии: язык эмоций и эмоции в языке.
42. Судебная психолингвистика.
43. Этнопсихолингвистика.
44. Гендерная психолингвистика.
45. Политическая психолингвистика.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Трансформационная и генеративная грамматика (Н.Хомский)
2. Когнитивная грамматика (Р.Лангакер).
3. Психологический подход к изучению метафоры (Дж.Лакофф, М.Джонсон).
4. Теория прототипа Э.Рош.
5. Теория ментальных моделей Ф.Джонсона-Лэрда.
6. Феномен ментальной метарепрезентации А.Лесли.
7. Ментальная карта в теории Л.Толмена.
8. Теория ментальных пространств Ж.Фоконье.
9. Теория интегральной концептуализации М.Тернера.
10. Проблема когнитивного контроля в языке.
11. Лингвистическая теория эмоций В.Шаховского.
12. Анализ фреймов. Грамматика Ч.Дж.Филлмора.
13. Языковая лакунарность.
14. Вклад Дж.Миллера в психолингвистику.
15. Вклад Л.С.Выготского в психолингвистику.
16. Теория универсального предметного кода Н.И.Жинкина.
17. Теория речи и речевого поведения А.А.Леонтьева.
18. Язык и сознание: постановка проблемы Дж.Фодора.
19. Мозг и язык: обзор работ Т.В.Черниговской.
20. Взгляд на природу языка С.Пинкера.
21. Психосемиотика языка в работах У.Эко.
22. Психосемиотика телесности.
23. Язык и интеллект: моделирование естественного языка в искусственном интеллекте.
24. Язык и мысль: обзор работ А.А.Кибрик.
25. Полимодальность языка и культуры в работах А.Ченки.



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кун Томас, Фрумкина Р.М., Касевич В.Б. Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие Флинта: Наука, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103797
Л1.2 Глухов В.П. ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник для вузов Москва : Директ-Медиа, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210597
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие Эксмо , 2010
Л2.2 Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики : Электронный ресурс Лань, 2011 e.lanbook.com
Л2.3 Буянова Л.Ю., Нечай Ю.П. Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации: механизмы экспликации и концептуализации: монография: монография "ФЛИНТА" , 2016 e.lanbook.com
Л2.4 Маслова В.А Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
Л2.5 Алефиренко Н.Ф. Когнитивно-прагматические истоки фраземосемиозиса: монография Флинта, 2018 e.lanbook.com
Л2.6 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для вузов Смысл, 2005
Л2.7 Чернявская В.Е Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психолингвистика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография URSS, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.csa.ru/Minerva/review.html информационная справочная система по психолингвистике и нейролингвистике (проект Минерва, СПбГУ, Фонд Сороса)
Э2 http://www.biblioclub.ru/book/39168/
Э3 Жинкин Н. И. Механизмы речи Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
Э4 http://www.biblioclub.ru/book/39195/
Э5 Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Москва: Директ-Медиа, 2008. - 547 с.
Э6 Журналы на иностранном языке:
Э7 1. BRAIN AND LANGUAGE http://www.sciencedirect.com/science/journal/0093934X
Э8 2. COGNITIVE PSYCHOLOGY http://www.sciencedirect.com/science/journal/00100285
Э9 3. JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200830&
Э10 Монографии на иностранном языке:
Э11 1. Psychology of Language by Michael A Forrester http://www.sagepub.com/books/Book204725
Э12 2. Naming the Mind How Psychology Found Its Language by Kurt Danziger http://www.sagepub.com/books/Book204381
Э13 3.Jerome Bruner Language, Culture and Self by David Bakhurst, Stuart G Shanker http://www.sagepub.com/books/Book205930
Э14 4.Child Language Acquisition and Development by Matthew Saxton http://www.sagepub.com/books/Book226924
Э15 Курс в Moodle "Основы психолингвистики. Психология языка и речи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМКД по курсу Психолингвистика

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655.
Аннотация
Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология».
Полный список литератуы по курсу представлен в пособии.