Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_01_ПС-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 14 | 10 | 14 |
Практические | 18 | 22 | 18 | 22 |
Сам. работа | 17 | 45 | 17 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 108 | 72 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.
1.1. | Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи. Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией |
ПК-6 | способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об истории возникновения психолингвистики, основных направлениях и парадигмах о проблематике и современном состоянии областей психолингвистики, изучающих речевую и познавательную деятельность. о мозговой организации речевых процессов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать методы психолингвистического анализа. анализировать модели образования, восприятия, понимания речи пользоваться основными психолингвистическими методиками исследования экспериментального материала проводить психологическую оценку детской речи |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | оценки речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи оценки нарушений в развитии языка и речи (онтогенез\патогенез речи ) языковыми и риторическими средствами и приёмами воздействия в дискурсе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психолингвистику | ||||||
1.1. | Предмет и объект психолингвистики. Междисциплинарный статус и научные парадигмы. | Лекции | 8 | 1 | ПК-6 | Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Язык как феномен сознания. Языковое сознание как объект психолингвистики. | Лекции | 8 | 1 | ПК-6 | Л1.1 |
Раздел 2. Семиотические основы психолингвистики. | ||||||
2.1. | Понятие знака и знаковой системы. Классификация знаков. | Лекции | 8 | 1 | ПК-6 | Л1.1 |
2.2. | Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика.Семиология и психосемиотика. | Лекции | 8 | 1 | ПК-6 | Л1.1 |
2.3. | Значение как функция содержания знака.Виды значений. Психологическая структура значения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1 |
Раздел 3. Категории и понятия в психолингвистике. | ||||||
3.1. | Звук-буква-фонема-морфема-слово.Теория звукобуквы и графона.Психофонетика. | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1 |
3.2. | Слово и понятие.Лексическое и ассоциативное поле. Лексикология. | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.5 |
3.3. | Концепт и категория. Механизмы категоризации и концептуализации.Эмоциональная и когнитивная природа концепта. | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.5 |
3.4. | Языковой тип и речевой жанр. Фигуры речи и экстралингвистические средства общения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.7 |
Раздел 4. Становление основных научных направлений в психолингвистики. | ||||||
4.1. | Возникновение и развитие ассоцианистского направления | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.3 |
4.2. | Возникновение и развитие функционализма. | Сам. работа | 8 | 2 | Л1.3 | |
4.3. | Возникновение и развитие трансформационистского направления | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.3 |
4.4. | Возникновение и развитие генеративизма. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.3 |
4.5. | Возникновение и развитие конструктивизма. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.3 |
4.6. | Современные направления отечественной психолингвистики | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.3 |
4.7. | Современные направления когнитивизма. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-6 | Л1.3 |
4.8. | Современные направления зарубежной психолингвистики | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1 |
Раздел 5. Методы психолингвистических исследований | ||||||
5.1. | Психология звука. Экспериментальные исследования в области фонетики | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1 |
5.2. | Психология слова. Ассоциативный подход к значению слова | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.3 |
5.3. | Психология текста. Психолингвистические системы контент-анализа | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.7 |
5.4. | Психолингвистические тестовые системы | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л3.2, Л2.7 |
5.5. | Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1 |
Раздел 6. Ркечевая деятельность и речевое поведение. | ||||||
6.1. | Теория речевой деятельности и речевого поведения | Практические | 8 | 1 | ПК-6 | Л2.6 |
6.2. | Онтогенез речи. | Практические | 8 | 1 | ПК-6 | Л2.6 |
6.3. | Производство речи. | Практические | 8 | 1 | ПК-6 | Л2.6 |
6.4. | Восприятие и понимание речи. | Практические | 8 | 1 | ПК-6 | Л2.6 |
Раздел 7. Дискурс как объект исследования в современной психолингвистике | ||||||
7.1. | Дискурс как ментально-речевой конструкт, когнитивная организация дискурса | Лекции | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.5, Л2.7 |
7.2. | Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.3 |
Раздел 8. Детская речь и психолингвистика развития. | ||||||
8.1. | Онтогенез речи.Проблемы психолингвистики развития. | Практические | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.6 |
8.2. | Психология развития детской речи. | Лекции | 8 | 1 | ПК-2, ПК-6 | Л2.2 |
8.3. | Внутренняя речь. Универсальный предметный код. | Лекции | 8 | 1 | ПК-6 | |
Раздел 9. Вопросы мозговой организации речевых процессов. Нейролингвистика и патопсихолингвистика. | ||||||
9.1. | Введение в проблематику мозговой организации речевых процессов. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л2.6, Л1.1, Л1.2 |
9.2. | Характеристика основных речевых патологий личности. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2, ПК-6 | Л2.6, Л1.2 |
Раздел 10. Прикладные аспекты психолингвистики. | ||||||
10.1. | Судебная психолингвистика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л1.1 |
10.2. | Медиа-психолингвистика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л3.2, Л2.5 |
10.3. | Нейропсихолингвистика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | |
10.4. | Этнопсихолингвистика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л3.2 |
10.5. | Гендерная психолингвистика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л3.2 |
10.6. | Политическая психолингвистика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л3.2 |
10.7. | Математическая психолингвистика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л3.2 |
10.8. | Лингвоперсонология | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-6 | Л3.1 |
10.9. | Экспериментальная психосемантика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л3.1 |
10.10. | Субъективная семантика | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2 | Л3.1 |
10.11. | Ментальный лексикон и ментальная грамматика | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-6 | Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Предмет и объект психолингвистики. 2. Междисциплинарный статус психолингвистики 3. Научные парадигмы психолингвистики. 4. Язык как феномен сознания и мышления. 5. Языковое сознание как объект психолингвистики. Языковая картина мира. 6. Семиотические основы исследования психики и сознания. Психосемиотика. 7. Понятие знака и знаковой системы. Классификация знаков. 8. Понятие семиозиса. Синтактика. Семантика. Прагматика. 9. Проблема значения и смысла в языкознании и психологии. 10. Значение как единица речи, языка, мышления и сознания. 11. Значение как функция содержания знака: денотативное, десигнативное, канотативное значение. 12. Структура знака (сигнификат, экстенсионал ,интенсионал) и виды значений. 13. Ментальный лексикон: понятие и модели. 14. Психофонетика. Теория звукобуквы и графона речи. 15. Лексикология. Слово и понятие. Лексическое и ассоциативное поле. 16. Когнитивная психолингвистика. 17. Механизмы категоризации и концептуализации. 18. Эмоциональная и когнитивная природа концепта. 19. Лингвоперсонология. Языковой тип и речевой жанр. 20. Непрямая коммуникация. Паралингвистика. 21. Когнитивная и ментальная грамматика. 22. Экспериментальная психосемантика В.Ф.Петренко. 23. Субъективная семантика Е.Ю.Артемьевой. 24. Психология понимания и психология смысла (Знаков В.В., Леонтьев Д.А.) 25. Экстенсиональная и интенсиональная семантика. 26. Психолингвистические системы контент-анализа. 27. Системы семантического моделирования. 28. Метод семантического прайминга и типы связей в ментальном лексиконе. 29. Теория речевой деятельности и речевого поведения. 30. Вопросы онтолингвистики. Детская речь. 31. Проблема понимания в психосемантике. 32. Дискурс как ментально-речевой конструкт. 33. Когнитивная организация дискурса. 34. Языковые и риторические средства и приёмы воздействия в дискурсе. 35. Внутренняя речь: универсальный предметный код и ментально-языковой код. 36. Проблемы мозговой организации речевых процессов в нейролингвистике. 37. Характеристика основных речевых патологий личности. 38. Психологические проблемы билингвизма. 39. Проблемы развития языковых способностей. 40. Предмет лингвоперсонологии: языковая личность. 41. Предмет эмотиологии: язык эмоций и эмоции в языке. 42. Судебная психолингвистика. 43. Этнопсихолингвистика. 44. Гендерная психолингвистика. 45. Политическая психолингвистика. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Трансформационная и генеративная грамматика (Н.Хомский) 2. Когнитивная грамматика (Р.Лангакер). 3. Психологический подход к изучению метафоры (Дж.Лакофф, М.Джонсон). 4. Теория прототипа Э.Рош. 5. Теория ментальных моделей Ф.Джонсона-Лэрда. 6. Феномен ментальной метарепрезентации А.Лесли. 7. Ментальная карта в теории Л.Толмена. 8. Теория ментальных пространств Ж.Фоконье. 9. Теория интегральной концептуализации М.Тернера. 10. Проблема когнитивного контроля в языке. 11. Лингвистическая теория эмоций В.Шаховского. 12. Анализ фреймов. Грамматика Ч.Дж.Филлмора. 13. Языковая лакунарность. 14. Вклад Дж.Миллера в психолингвистику. 15. Вклад Л.С.Выготского в психолингвистику. 16. Теория универсального предметного кода Н.И.Жинкина. 17. Теория речи и речевого поведения А.А.Леонтьева. 18. Язык и сознание: постановка проблемы Дж.Фодора. 19. Мозг и язык: обзор работ Т.В.Черниговской. 20. Взгляд на природу языка С.Пинкера. 21. Психосемиотика языка в работах У.Эко. 22. Психосемиотика телесности. 23. Язык и интеллект: моделирование естественного языка в искусственном интеллекте. 24. Язык и мысль: обзор работ А.А.Кибрик. 25. Полимодальность языка и культуры в работах А.Ченки. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кун Томас, Фрумкина Р.М., Касевич В.Б. | Актуальные проблемы современной лингвистики: Учебное пособие | Флинта: Наука, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103797 |
Л1.2 | Глухов В.П. | ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Залевская А.А. | Введение в психолингвистику: Учебник для вузов | Москва : Директ-Медиа, 2013 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210597 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петренко В.Ф. | Основы психосемантики: Учеб.пособие | Эксмо , 2010 | |
Л2.2 | Ушакова, Т.Н. | Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики : Электронный ресурс | Лань, 2011 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Буянова Л.Ю., Нечай Ю.П. | Эмотивность и эмоциогенность языка: механизмы экспликации и концептуализации: механизмы экспликации и концептуализации: монография: монография | "ФЛИНТА" , 2016 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Маслова В.А | Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие | ФЛИНТА, 2016 | e.lanbook.com |
Л2.5 | Алефиренко Н.Ф. | Когнитивно-прагматические истоки фраземосемиозиса: монография | Флинта, 2018 | e.lanbook.com |
Л2.6 | Леонтьев А.А. | Основы психолингвистики: Учебник для вузов | Смысл, 2005 | |
Л2.7 | Чернявская В.Е | Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие | ФЛИНТА, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова Н.Г. | Психолингвистика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-методическое пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. | Метапсихология: Релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: монография | URSS, 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.csa.ru/Minerva/review.html информационная справочная система по психолингвистике и нейролингвистике (проект Минерва, СПбГУ, Фонд Сороса) | |||
Э2 | http://www.biblioclub.ru/book/39168/ | |||
Э3 | Жинкин Н. И. Механизмы речи Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с. | |||
Э4 | http://www.biblioclub.ru/book/39195/ | |||
Э5 | Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики Москва: Директ-Медиа, 2008. - 547 с. | |||
Э6 | Журналы на иностранном языке: | |||
Э7 | 1. BRAIN AND LANGUAGE http://www.sciencedirect.com/science/journal/0093934X | |||
Э8 | 2. COGNITIVE PSYCHOLOGY http://www.sciencedirect.com/science/journal/00100285 | |||
Э9 | 3. JOURNAL OF LANGUAGE AND SOCIAL PSYCHOLOGY http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200830& | |||
Э10 | Монографии на иностранном языке: | |||
Э11 | 1. Psychology of Language by Michael A Forrester http://www.sagepub.com/books/Book204725 | |||
Э12 | 2. Naming the Mind How Psychology Found Its Language by Kurt Danziger http://www.sagepub.com/books/Book204381 | |||
Э13 | 3.Jerome Bruner Language, Culture and Self by David Bakhurst, Stuart G Shanker http://www.sagepub.com/books/Book205930 | |||
Э14 | 4.Child Language Acquisition and Development by Matthew Saxton http://www.sagepub.com/books/Book226924 | |||
Э15 | Курс в Moodle "Основы психолингвистики. Психология языка и речи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.) Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭУМКД по курсу Психолингвистика Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Янова, Н. Г. Психолингвистика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,86 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703655. Аннотация Учебное издание содержит основные разделы учебно-методического комплекса для учебной дисциплины «Психолингвистика» по направлению 37.03.01 (бакалавриат) и включает: аннотацию дисциплины, учебную про-грамму, учебно-тематический план занятий, фонд оценочных средств, методи-ческие материалы для самостоятельной подготовки. Рекомендуется для студентов очной формы бакалавриата в рамках освоения учебной дисциплины «Психолингвистика» в соответствии с учебным планом направлений подготовки «Психология». Полный список литератуы по курсу представлен в пособии. |