МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практическая характерология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Практическая характерология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пс.н. профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н. профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса: формирование у студентов системы теоретических знаний о научной характерологии, включая развитие концепций характера и типологических схем; а также получение учащимися сведений о методах характерологической диагностики.
2. Задачи:
- критический анализ эволюции взглядов о предмете психологии характера с античности до наших дней, современное состояние отечественной и зарубежной характерологии;
-рассмотрение типологий характера, выделение принципов построения классификационных схем, их критериев и элементов;
-сравнение двух способов психологического исследования: номотетического и идеографического.
-оценка надежности методов диагностики характера в разных психологических подходах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.полные и точные основания теорий характера, наиболее актуальных проблем характерологии, типологий с учетом строгости их конструкций и разрешающих способностей, диагностических техник.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать эмпирический материал,
систематизировать полученные знания, составлять психологический профиль с учетом диагностических техник,
составлять программу психологического исследования,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализирования особенностей характера по эмпирическому материалу,составления психологического профиля с учетом диагностических техник,
владеть приемами психодиагностики психологических свойств и состояний личности, характера.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие характера в психологии
1.1. Предмет характерологии, ее цели и задачи. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Национальные школы и отдельные подходы в изучении психологии характера Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Современные представления о сущности и строении характера. Лекции 5 0 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Выделение типологической задачи в качестве конечной цели. Практические 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Национальные школы характерологии: английская, французская, немецкая, русская, их сходства и различия. Практические 5 4 ПК-2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Национальные школы характерологии: английская, французская, немецкая, русская, их сходства и различия. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Отечественная психология. Тенденция различения терминов «личность» и «характер». Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Типология характера.
2.1. Первичные типологии характера Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Способы построения классификаций Практические 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Вариации частных определений типа. Практические 5 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Проблема нормы и патологии в характерологической классификации. Перспективы типологии. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Проблема типологии: точки зрения на необходимость и возможность классификации характера, ее задачи.Произвольность выбора таксономических признаков. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Методы характерологии.
3.1. Становление методов характерологии. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Современная диагностика характера. Лекции 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Методы диагностики личности и характера. Сложность дифференцировки техник. Практические 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Два принципа исследований: номотетический – установление общих закономерностей; идеографический – изучение индивидуального случая. Монографические описания, их построение. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Используемые методы: наблюдение, эксперимент (лаборатор-ный и «естественный»), беседа, тесты. Практические 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.6. Дополнительные источники получения материала: дневники, биографии, автобиографии и проч. Сферы и способы их применения. Практические 5 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.7. Сравнение методов. Их «разрешающая способность» и надежность. Критическая оценка техники тестов. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу.
1. Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля – образование, состав, обсуждаемые вопросы.
2. Непоследовательность Аристотеля в создании теории «этоса», попытки ее разрешения автором.
3. Изображение типов характера Феофрастом, его сходство и различие с Аристотелем. Вклад Феофраста в характерологию.
4. Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологи-ческая часть учения.
5. Сравнение двух линий в изучении человеческого нрава: этической концепции Аристотеля и теории темперамента. Почему эти учения длительное время существовали отдельно и практически независимо?
6. Развитие этико-психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д. Дидро о врожденном и приобретенном, Р.Оуэн о характере.
7. Разработка доктрины темперамента с античности до начала 20 века. Изменения воззрений на темперамент, вклад темпера-ментологии в концепцию характера.
8. Итог эволюции представлений о характере с античности до начала 20 века, трактовка предмета, рассматриваемые проблемы.
9. Френология Ф.Й.Галля. Суть теории и ее отношение как новой системы психогностики к традиционной характерологии.
10. Этология Дж.Ст.Милля. Смысл его проекта создания научной характерологии – объект исследования, предмет науки, метод.
11. Характерология как индивидуальная психология (Бинэ, Штерн, Лазурский). Предмет дисциплины, ее задачи и методы.
12. Сходство и различие индивидуальной психологии А.Ф.Лазурского и дифференциальной психологии В.Штерна. Место и роль характера в этих концепциях.
13. Национальные школы характерологии в Европе: английская, французская, немецкая, русская. Вклад каждой в создание науки о характере.
14. Конституциональный подход к анализу характера (Кречмер, Шелдон и др.).
15. Преобразование К. Конрадом системы Э.Кречмера. Корректность и продуктивность преобразования с точки зрения построения научной характерологии.
16. Понимание предмета психологии характера в рамках конституционального подхода и его возможности в характерологической диагностике.
17. Психоаналитическая разработка проблемы характера. Фрейд и его представление о психосексуальных стадиях развития.
18. Индивидуальная психология А.Адлера. Место и функция характера в общей концепции.
19. Аналитическая психология К.Юнга и его психологические типы.
20. Продвижение науки о человеческом нраве в границах психоанализа: предмет характерологии, задачи, метод.
21. Взгляд на характер с позиции идеологического подхода (Шпрангер, Робэк), его роль в построении научной дисциплины о нраве человека.
22. Современная зарубежная характерология (США, Англия, Франция, Германия).
23. Теория и типология Р.Клонинжера.
24. «Позитивная психология» М.Селигмана.
25. Морфопсихология Л.Кормана.
26. Теория и типология Р.Лесенна.
27. Отечественные характерологические концепции (Ананьев, Ковалев и Мясищев, Левитов и др.). Полемичность взглядов на сущность характера. Отсутствие общепринятого определения.
28. Новые отечественные представления о предмете психологии личности и характера.
29. Ранние попытки классификации характера (Феофраст, Ла-брюйер), их слабость.
30. Современные формы классификации К.Юнга (Майерс-Бриггс; Кейрси,Бэйтс), корректность преобразования исходных типов, надежность диагностики.
31. Факторные теории типов (Айзенк, Кеттелл и др.): критический анализ.
32. «Акцентуированные личности» К.Леонгарда.
33. Различные способы построения типологий характера: принцип доминирования какого-либо элемента; выделение морфо-психологических синдромов; а также комплексов устойчиво связанных черт. Оценка созданных классификаций
34. Проблема типологии характера: точки зрения на необходимость и возможность создания удовлетворительной классификации. Обоснование понятия «тип», перспективы типологии.
35. Клинический анализ в разработке проблемы характера, его «разрешающие способности».
36. Методы характерологии: исторический очерк.
37. Профили Россолимо.
38. Американские характерологические тесты, их описание, оценка как психометрических инструментов.
39. Современные средства исследования характера: наблюдение, беседа, эксперимент («естественный» и лабораторный). Содержание и надежность получаемой информации.
40. Опросники (Берже; Кейрси,Бэйтс; Клонинжера; Петерсона, Селигмана), их оценка как техник диагностики характера.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика контрольных работ и рефератов
• Современные исследования характера в зарубежной психологии.
• Проверка морфопсихологии Л.Кормана: «лицевая формула» и особенности социальных контактов.
• Верификация «позитивной психологии» М.Селигмана.
• Доказательство нетождественности личности и характера на материале этнической и исторической психологии.
• Проблема национального характера и способы его анализа.
• Характер и эпоха.
• Моральные черты у лиц с преобладанием мотивации достижения успеха и избегания неудачи.
• Ослабление волевого компонента человеческого нрава при расхождении уровней самооценки и притязаний по типу перестраховки.
• Экспериментальное исследование личности человека и его характера.
• Интеллект и характер.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. файл в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Морозюк С. Н. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 З. В. Диянова, Т. М. Щеголева Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4C579971-ECEC-4EB9-AB4E-88FB2CD26143.
Л2.2 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебник СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001 www.lib.asu.ru
Л2.3 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Загорская Е.Я., Такташова Т.В., Орлова Е.П. Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: Учебное пособие М.: ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moolde "Практическая характерология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.
Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.


Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и
практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины.
Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем.
При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.
При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания.
При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы.
В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.

Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал
рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.
Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.
Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок.
При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.
Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.
Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.
Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.


Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:
- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;
- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);
- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);
- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;
•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать);
- еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.