МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психогенетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психогенетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» (уровень специалитета). Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016г. № 1613.

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пс.н., профессор Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.пс.н., профессор Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть относительную роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы психогенетических исследований; взаимодействие генов и их реализацию в фенотипе; методы сопоставления адаптивных и неадаптивных форм развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные проблемы психогенетики, этиологии человеческой индивидуальности; работать с генотипом и фенотипом родителей для прогнозирования появления признака у потомства; прогнозировать динамику проявления поведенческих структур.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления основных генетических отклонений, особенностей психологического развития при наличии генетических аномалий; навыками прогнозирования проявления возрастных особенностей проявления поведенческих структур и их изменчивости во времени.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психогенетика
1.1. Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности Лекции 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Количественные, качественные и мультифакторные признаки. Лекции 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. Лекции 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. Лекции 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Статистические методы психогенетики. Лекции 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. Лекции 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Психогенетические исследования темперамента и личности. Практические 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Психогенетические исследования девиантных форм поведения Практические 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики Практические 8 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. Практические 8 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Основы дизонтогенеза. Практические 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности Сам. работа 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. История психогенетики Сам. работа 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Количественные, качественные и мультифакторные признаки. Сам. работа 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Основы популяционной генетики Сам. работа 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. Сам. работа 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. Сам. работа 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Статистические методы психогенетики. Сам. работа 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. Сам. работа 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Психогенетические исследования темперамента и личности. Сам. работа 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Психогенетические исследования девиантных форм поведения Сам. работа 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики Сам. работа 8 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. Сам. работа 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Основы дизонтогенеза. Сам. работа 8 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Психогенетика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костяк Т. В., Хузеева Г. Р. Психогенетика и психофизиология развития дошкольника: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Психогенетика агрессивного и враждебного поведения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Юрайт"
Э3 Курс в Moodle "Психогенетика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер
Microsoft Office
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложения