МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психодиагностика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.соц.наук, доцент, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
д.псих.наук, профессор, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Психодиагностика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психолога, сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач.
Класс задач ориентирован на формирование знаний и навыков, необходимых в психодиагностической работе, и включает знакомство студентов с понятийным аппаратом психодиагностики, историей формирования диагностической теории и практики, основными группами методов психодиагностики, особенностями строения и применения основных типов тестовых методик, проблемами их стандартизации и адаптации.
Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку в области психодиагностики как вида деятельности, определяющего другие виды профессиональной деятельности психолога, такие как коррекция, профилактика и прогноз. Программа курса формирует компетенции для корректного построения психодиагностического обследования и научного диагностического исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью изучать психические свойства и состояния человека в норме и патологии, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-8 способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов
ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психодиагностике как особой отрасли теоретического и прикладного знания, понимать ее инструментальную роль в социальной практике.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять принципы общей психодиагностики и дифференциальной психометрики для реализации задач современной тестологии;
соблюдать этические нормы и нормативные требования профессиональной деятельности специалиста-психодиагноста;
осуществлять квалифицированный выбор психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, на основании знаний о возможностях и ограничениях этих методик.
оценивать качество психодиагностических методик
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.количественных и качественных методов психодиагностического обследования индивидов и групп; проведения обследований по разным классам диагностических задач,
владеть способами обработки и интерпретации их результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКУ
1.1. Психодиагностика как наука и практика. История психодиагностики. Лекции 5 2 ПК-7 Л2.5, Л1.1, Л2.7, Л2.1
1.2. Общая психодиагностика: объект, предмет, задачи, функции, структура Лекции 5 2 ПК-7 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.3. Формы методического оформления и сопровождения тестовой документации. Сам. работа 5 10 ПК-8 Л2.3, Л3.2
1.4. Классификация психодиагностических процедур и ее основания. Практические 5 2 ПК-7 Л2.3, Л2.6
Раздел 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ТЕСТОЛОГИЯ
2.1. Тест как основной инструмент психодиагностики. Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л2.5
2.2. Понятие психодиагностического обследования и исследования. Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л2.5, Л2.3, Л2.6
2.3. Принципы и правила психологического тестирования, тестовые нормы. Практические 5 2 ПК-7, ПК-8 Л2.5, Л2.6
2.4. Методические правила составления протокола диагностического обследования и подготовки психодиагностического заключения. Сам. работа 5 10 ПК-7, ПК-8
2.5. Психодиагностические задачи и комплектование тестовых батарей. Сам. работа 5 10 ПК-7, ПК-8 Л2.5
2.6. Принципы построения комплексного психологического портрета личности. Сам. работа 5 10 ПК-7, ПК-8 Л2.5, Л2.4
Раздел 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОМЕТРИКА
3.1. Статистическая природа тестовых шкал. Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л2.5, Л3.1
3.2. Вопросы надежности психодиагностических методик Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л3.1
3.3. Вопросы валидности психодиагностических методик. Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л2.3, Л3.1
3.4. Паспорт теста. Практические 5 2 ПК-7, ПК-8 Л2.5, Л2.3, Л3.2
3.5. Психометрическая оценка тестовых шкал. Сам. работа 5 10 ПК-7, ПК-8
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
4.1. Тесты интеллекта и тесты достижений. Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8
4.2. Личностные опросники. Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8
4.3. Психодиагностика личности по параметрам реактивности, активности, направленности и субъектности: тестовые конструкты. Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8
4.4. Многомерные методы исследования личности. Критический обзор. Лекции 5 2 ПК-7, ПК-8 Л2.2
4.5. MMPI : версии 1-2, варианты адаптации Практические 5 2 ПК-9 Л2.5, Л2.2
4.6. Многомерный психологический профиль : синдромальный анализ Сам. работа 5 10 ПК-9 Л2.5, Л2.2
4.7. Проективные техники и рисуночные тесты. Практические 5 2 ПК-9
4.8. практикум. Психодиагностика интеллекта: подходы, методы, интсрументарий. Практические 5 2 ПК-9
4.9. практикум. Методики изучения познавательных и репрезентационных процессов. Практические 5 2 ПК-9 Л1.1
4.10. практикум. Методики изучения темперамента и характера Практические 5 2 ПК-9
4.11. практикум. Диагностика психических состояний личности. Практические 5 2 ПК-9
4.12. практикум. Психодиагностика личностных черт и диспозиций. Практические 5 2 ПК-9 Л1.1, Л2.4, Л2.6
4.13. практикум. Исследование мотивационной сферы и направленности личности. Практические 5 2 ПК-9 Л2.4
4.14. практикум. Диагностика межличностных отношений. Практические 5 2 ПК-9
4.15. практикум. Диагностика сознания и самосознания. Практические 5 2 ПК-9 Л2.3, Л2.4
4.16. Психосемантические методы диагностики. Практические 5 2 ПК-9 Л1.1, Л2.4
4.17. практикум. Диагностика профессионального самоопределения личности Практические 5 2 ПК-9
Раздел 5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
5.1. Тестовые экспертные системы в психодиагностике. Практические 5 2 ПК-8
5.2. Новые направления в развитии психодиагностики Практические 5 2 ПК-8, ПК-9
5.3. Конференц-час с профессионалом (открытое занятие в режиме пресс-конференции) Сам. работа 5 1 ПК-9 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Психодиагностика как наука: предмет, задачи и функции общей психодиагностики.
2. Психодиагностическая практика и прикладной характер психодиагностики.
3. Понятие и уровни постановки психодиагностического диагноза.
4. Психодиагностические методики как способы постановки и решения диагностических задач.
5. Основные подходы к классификациям психодиагностического метода.
6. Классификация психодиагностических процедур и их основания.
7. Требования к психодиагностическим методикам, психологам-пользователям, специалистам-смежникам.
8. Основные принципы регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.
9. Формы контроля за использованием психодиагностических тестов.
10. Требования к разработке, проведению тестов и использованию их результатов.
11. Психодиагностика и тестология. Тесты, тестовые задания, батареи тестов. Тесты в психологическом исследовании.
12. Принципы психологического тестирования. Психодиагностические признаки и категории.
13. Психодиагностическое обследование и психодиагностическое исследование. Практическое обследование и научное дифференциально- диагностическое исследование в психодиагностике.
14. Количественный и качественный подходы в психодиагностике: стандартизованные и экспертные методы.
15. Общая психодиагностика и дифференциальная психометрика. Предмет, задачи, функции.
16. Фундаментальная психометрическая основа тестовых процедур.
17. Статистическая природа тестовых шкал: статистические принципы построения тестового инструмента.
18. Значение нормального закона распределения в тестологии.
19. Понятие выборочного распределения. Накопленные частоты и функции распределения. Функции эмпирического и теоретического распределений. Гистограмма и график плотности распределения вероятности. Процентильные шкалы.
20. Основные выборочные характеристики (основные понятия математической статистики и теории вероятности).
21. Проблема достоверности измерений в психодиагностике. Понятие доверительной вероятности и доверительного интервала.
22. Надежность и гарантия выборочных измерений. Проблема выборки в разработке тестового инструмента.
23. Проблема меры в психологии. Интерпретация результатов теста. Использование статистических норм в качестве диагностических. Количественный и качественный подход к тестовым нормам.
24. Тестовые нормы. Правила психометрической разработки тестовых норм. Проблемы и дискуссии.
25. Проблема отбора и комплектации выборки нормирования. Критерии формирования выборки в психодиагностике.
26. Принципы и механизмы разработки тестов: нормативный и критериальный поход к тестированию.
27. Основания и традиции нормативного подхода в тестологии. Проблемы и ограничения.
28. Основания и перспективы критериально-ориентированных тестов. Специфика области применения.
29. Надежность теста, виды надежности, связь однородности теста и надежности ретеста. Оценка надежности по формуле совместной дисперсии. Ретестовая надежность. Одномоментная надежность (согласованнось) теста. Надежность отдельных пунктов.
30. Валидность и виды валидности. Соотношение валидности и надежности. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации. Конструктная валидность. Конвергентная валидность. Экспертная валидность. Критериальная валидность (анализ пунктов по критерию валидности). Дополнительные факторы оценки достоверности теста: знание, социальная желательность, индивидуальная тактика. Приемы «защиты» достоверности теста.
31. Понятие психологического профиля и правил его интерпретации.
32. Характеристика клинических и оценочных шкал MMPI.
33. Основные сочетания оценочных шкал: диагностика установки к тестированию.
34. Типы сочетания шкал (виды профилей) по синдромам основных шкал MMPI.
35. Методические и нормативные правила оформления «руководства к тесту». Принципы и правила работы практического психолога с «паспортом теста».
36. Правила составления протокола диагностического обследования и подготовки психодиагностического заключения.
37. Принципы психодиагностического обследования и общая схема диагностического процесса.
38. Характеристика этапов психодиагностического обследования.
39. Классификация и причины психодиагностических ошибок при проведении и интерпретации различных групп методик.
40. Психодиагностические задачи, правила и принципы формирования тестовой батареи.
41. Принципы построения комплексного психологического портрета личности.
42. Проблема объективности тест-опросников.
43. Психодиагностика и психологическая оценка.
44. Анализ современного состояния психодиагностического направления в психологии. Новые тенденции в развитии психодиагностики
45. Этика психодиагностического обследования, основные принципы регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.
Перечень вопросов
1. Психодиагностика как наука: предмет, задачи и функции общей психодиагностики.
2. Психодиагностическая практика и прикладной характер психодиагностики.
3. Понятие, структура и уровни постановки психодиагностического диагноза.
4. Психодиагностические методики как способы постановки и решения диагностических задач.
5. Основные подходы к классификациям психодиагностического метода.
6. Классификация психодиагностических процедур и их основания.
7. Требования к методикам, психологам-пользователям, специалистам-смежникам.
8. Основные принципы регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.
9. Формы контроля за использованием психодиагностических тестов.
10.Требования к разработке, проведению тестов и использованию их результатов.
11. Психодиагностика и тестология. Тесты, тестовые задания, батареи тестов.
12. Принципы психологического тестирования.
13. Психодиагностическое обследование и психодиагностическое исследование.
14. Количественный и качественный подходы в психодиагностике: стандартизованные и экспертные методы.
15. Общая психодиагностика и дифференциальная психометрика. Предмет, задачи, функции.
16. Статистическая природа тестовых шкал: принципы построения тестового инструмента.
17. Стандартные шкалы в психодиагностике.
18. Тестовые нормы. Правила разработки и анализа тестовых норм. Проблемы и дискуссии.
19. Критерии формирования выборки в психодиагностике.
20. Принципы и механизмы разработки тестов: нормативный и критериальный поход к тестированию.
21. Основания и традиции нормативного подхода в тестологии. Проблемы и ограничения.
22. Основания и перспективы критериально-ориентированных тестов. Специфика области применения.
23. Надежность теста, виды надежности, связь однородности теста и надежности ретеста. Оценка надежности. Ретестовая надежность. Одномоментная надежность (согласованнось) теста. Надежность отдельных пунктов.
24. Валидность и виды валидности. Соотношение валидности и надежности. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации. Конструктная валидность. Конвергентная валидность. Экспертная валидность. Критериальная валидность.
25. Понятие психологического профиля и правил его интерпретации (на примере теста MMPI.).
26. Дифференциальная психодиагностика. Примеры.
27. Типологическая психодиагностика. Многомерные тесты. Примеры.
28. Психодиагностика интеллектуальной сферы. Тесты общих и специальных способностей, оценки уровня и структуры интеллекта.
29. Психодиагностика личности. Типология и общая характеристика тестов структуры личности.
30. Проективный подход в психодиагностике.
31. Идеографический подход в психодиагностике.
32. Профессиографический подход в психодиагностике.
33. Правила составления протокола диагностического обследования и подготовки психодиагностического заключения.
34. Принципы диагностического обследования и общая схема диагностического процесса. Характеристика этапов психодиагностического обследования.
35. Психодиагностические задачи, правила и принципы формирования тестовой батареи.
36. Принципы построения комплексного психологического портрета личности.
37. Проблема объективности тест-опросников.
38. Психодиагностика и психологическая оценка.
39. Анализ современного состояния психодиагностического направления в психологии. Новые тенденции в развитии психодиагностики
40. Этика психодиагностического обследования, основные принципы регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ:
Самостоятельная работа: Формы методического оформления и сопровождения тестовой документации.
Самостоятельная работа: Методические правила составления протокола диагностического обследования и подготовки психодиагностического заключения.
Самостоятельная работа: Психодиагностические задачи и комплектование тестовых батарей.
Самостоятельная работа: Принципы построения комплексного психологического портрета личности.
Методические указания к самостоятельным работам -см.Приложение.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Проблемы методологии нормативного и критериального подхода к тестированию.
2. Принципы разработки психологических и педагогических тестов.
3. Критериально-ориентированный тест в современной психодиагностической практике.
4. Психометрические основания и статистическая природа тестовых шкал.
5. Проблемы измерения тестовых шкал в психодиагностике.
6. Многомерные личностные тесты. Проблемы валидизации и надежности.
7. Проблемы и правила адаптации зарубежных психодиагностических методик.
8. Психологический профиль личности: от диагностики к интерпретации.
9. История адаптации, модификации и стандартизации теста MMPI.
10. Стандартизованный самоотчет: правила, приемы, методы разработки.
11. Психодиагностика как направление деятельности школьного психолога.
12. Семейная психодиагностика: современные направления исследований.
13. Проективные методики: перспективы и ограничения.
14. Техника репертуарных решеток в диагностике мотивации.
15. Профессиографические психодиагностические методы.
16. Психосемантическое направление в психодиагностике.
17. Возможности психодиагностики и HR-технологии.
18. Психодиагностические методы в клинической психологии.
19. Психодиагностические методы в специальной психологии.
20. Компьютерное тестирование: «за и против».
21. Психодиагностика и психологическая оценка.
22. Количественный и качественный подходы в психодиагностике: стандартизованные и экспертные методы.
23. Психодиагностические задачи, правила и принципы формирования тестовой батареи.
24. Природа, назначение, основания классификации когнитивных тестов.
25. Современные подходы к исследованию функций интеллектуальной активности (психометрическая теория, информационная теория, теория интеллекта как функции социальной адаптации, триархическая теория саморегуляции)
26. Интеллект и общая теория способностей, методологические и методические вопросы диагностики одаренности.
27. Структура интеллекта: иерархические теории интеллекта и операциональные многофакторные модели измерения структуры интеллекта.
28. Номотетический и идеографический подходы в теории черт, проблема «измеренной индивидуальности» в диагностике черт.
29. Теория «большой пятерки», историография и перспективы в описании и исследовании личностных черт.
30. Проблема объективности и объективации личностных опросников.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник Питер, 2007
Л1.2 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: теория и практика психодиагностики: Монография Речь, 2003
Л2.3 Бодалев А.А, Столин В.В Общая психодиагностика: Учебник Речь, 2006
Л2.4 Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт : Учебник Речь, 2002
Л2.5 Анастази А. Урбина С Психологическое тестирование: Учебник Питер, 2009
Л2.6 Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Учебник Питер, 2008
Л2.7 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
Л3.2 Янова Н.Г. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации /: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журналы на иностранном языке:
Э2 1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT
Э3 http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200934&
Э4 2. ASSESSMENT
Э5 http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal201629&
Э6 3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
Э7 http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590
Э8 4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
Э9 http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759
Э10 5. PSYCHOLOGICAL METHODS
Э11 http://www.sciencedirect.com/science/journal/1082989X
Э12 6. DIAGNOSTICA http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15319
Э13 Электронные образовательные ресурсы:
Э14 http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml (раздел "Психологическая диагностика")
Э15 http://www.ht.ru/
Э16 http://www.psy-diagnoz.com
Э17 http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
Э18 http://www.psytest.ru/
Э19 http://elibrary.ru
Э20 Психодиагностика psyjournals.ru
Э21 Психодиагностика www.ht.ru
Э22 Психодиагностика www.psy-diagnoz.com
Э23 Психодиагностика www.imaton.com
Э24 Психодиагностика http://www.psytest.ru/ http://vsetesti.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Электронная тестотека по курсу «Психодиагностика».
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Сборники психологических тестов:
Энциклопедия психодиагностики. Издательство: Бахрах-М:
Том 1. Психодиагностика детей.2008. - 624с.
Том 2. Психодиагностика взрослых. 2009. - 704 с.
Том 3. Психодиагностика семьи. 2009. - 696с.
Том 4. Психодиагностика персонала. 2010 г. - 792стр.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты Издатель-ство: Бахрах-М:
2009-672с.
Том 1 - Диагностика психических состояний и свойств личности;
Том 2 - Диагностика межличностных и семейных отношений;
Том 3 - Диагностика профессионального подбора кадров.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебное издание ЭБС Янова Н.Г. "Психодиагностика: программа курса и методические рекомендации", Барнаул, ЭБС АлтГУ, 2017.

Методический диагностический инструментарий
для психодиагностического практикума:
1. Айзенк Г. Дж. Личностный профиль по Айзенку Издательство: Когито-Центр Москва 2002 -50с.
2. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифициро-ванный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. методи-ческие рекомендации. Психоневрологический ин-т им.В.М.Бехтерева.Серия: Психодиагностика детей и подрост-ков.Выпуск7, М, Фолиум, 1995, 40с.
3. Аверина И.С.,Е.Задорина,Е.И.Щбланова (ПИ РАО, Институт развития одаренности) МЭДИС – методика экспресс-диагностики интеллекту-альных способностей (для выявления одаренных детей 6-7 лет) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
4. Бабина В.С., Шмелев А.Г. Тест юмористических фраз// Общая психоди-агностика/ ред.Бодалев А.А., Столин В.В.-М., Изд-во МГУ,1987-с.174-178
5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П. Методика многостороннего исследова-ния личности.-М.:Медицина,1996 (1976).-176с.
6. Белопольская Н.Л. Экспресс-методика для диагностики детей 3-4 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
7. Белопольская Н.Л.Методики исследования познавательных процессов у детей 4-6 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
8. Белопольская Н.Л.Методики исследования познавательных процессов у детей 6-11 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с за-держкой психического развития Издательство: Когито-Центр, 2009- 192 с.
10. Батаршев А.В.Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. Психологическая диагностика Издательство: ТЦ Сфера Москва,2005- 88с.
11. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.1992.
12. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред.С. Ни-кифорова, Речь, 2007 – 960с .
13. Б.И.Белый Тест Роршаха. Практика и теория. Серия: Практикум по психодиагностике. Издательство: Каскад, 2007 - 240 с.
14. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличност-ных отношений ребенка. Методическое пособие. Психоневрологиче-ский ин-т им.В.М.Бехтерева.Серия: Психодиагностика детей и подрост-ков.Выпуск7, М, Фолиум, 1994, 64с.
15. К.М.Гуревич,М.К.Акимова, Е.М.Борисова,В.Т.Козлова, Г.П.Логинова Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков/ серия «Психодиагностика и развитие».Под ред В.Г.Колесникова-Обнинск,1993.
16. К.М.Гуревич,М.К.Акимова,Е.М.Борисова,В.Т.Козлова, Г.П.Логинова,Зархин В.Г.,Раевский А.М.,Ференс Н.А. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР).-М.,1995-1996
17. Групповой интеллектуальный тест для младших подростков (ГИТ) (для учащихся 3-6 классов) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», Вып.6, изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
18. Джон Дилео Детский рисунок. Диагностика и интерпретация (Chil-dren Drawings: As Diagnostic Aids). Серия: Детская психология Изда-тельство: Астрель Пресс, 2009 г.- 256 с.
19. Дубровская О.Ф. Восьмицветный тест Люшера (методика и карточки) Издательство: Когито-Центр Москва, 2001, 65с.
20. Джос В.В. Практическое руководство по тесту Люшера.Киев,1983
21. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций: Модифицированный вариант методики ПДО. Издательство: Речь, 2008. - 96с.
22. Забрамная С.Д.,Боровик О.В.Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей Издательство: Владос Москва 2003-115с.
23. Каталог психологических и дидактических тестов. Братислава,1982
24. Каталог компьютерных психологических методик центра «гуманитар-ные технологии» при МГУ – М.:АПАРТ,1993-1996
25. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической ди-агностики и коррекции в клинике. Л., 1983 г.
26. Карелин А.А., Психологические тесты: В 2 томах Издательство: Владос Москва 2005 – 586с.
27. Капустина А.Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла Се-рия: Практикум по психодиагностике Издательство: Речь, 2007 г. 104 с.
Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия: Методы самопознания, психодиа-гностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Смысл, 2003. -284с.
28. Карл Кох. Тест "Дерево" (Der baumtest: Der baumzeichenversuch als psychodiagnostisches hilfsmittel) Серия: Лучшие психологические тесты Издательство: Эксмо, 2010 г. - 352 с.
29. Леонтьев Д.А. Тематический Апперцептивный Тест. Практикум по пси-ходиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989 г.
30. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности Издательство: АкадемПроект Москва 2004 -176с.
31. Лови О.В., Белопольский В. И. Зрительно-моторный гештальт-тест Бен-дер. Издательство: Когито-Центр Москва 2003 -42с.
32. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости (адаптированный вариант методики П.Я.Кеэса) – Серия «Психодиагностика и развитие», вып.1.,изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
33. Личко А.Е., Иванов М.Я. Опросник ПДО и опыт его практического применения.Л.,1981
34. Максимов С.В. Методика Лири в исследовании представлений человека о себе.М.,1984
35. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание струк-туры личности в клиническом процессе 2006 г.- 480 с.
36. Люшер Макс. Цвет вашего характера. М., 1997.
37. Прихожан А.М. Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (SMAS) –М.,1994
38. Психодиагностика личности от А до Я. Серия: Психологический прак-тикум. Издательство: Феникс, 2009 г.- 320с.
39. Прихожан А.М.Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст (+ CD-ROM)
40. Серия: Детскому психологу Издательство: Питер, 2007 г. - 192 с.
41. Потенциал интеллектуального развития. Тестовая методика психологи-ческой диагностики Под ред. Л.И.Вассермана Серия: Практикум по психодиагностике Издательство: Речь, 2008 г.-112с.
42. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое посо-бие.-М.,ИП РАН,1990
43. Руководство к тесту Герхарда Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в школу» (адаптация А.Г.Лидерса, Г.С.Досмаевой) – Се-рия «Психодиагносткиа и развитие», вып.10, изд-во ПИ РАО, под об-щей ред. В.Г.Колесникова
44. Семаго М.М. Диагностический комплект для оценки развития познава-тельной деятельности ребенка Серия: Библиотека психолога образова-ния Издательство: Когито-Центр Москва, 112 с.
45. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагности-ке: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие.-М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000г.-263с.
46. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика меж-личностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональ-ной диагностики Т.Лири.-М.,1990.-48с.
47. Собчик Л. Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб: Речь, 2010-219с.
48. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Серия: Практикум по психодиагностике - СПб.,. Речь, 2009 – 224с.
49. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста (ДМО) Издательство: Боргес, 2010 г. - 52 с.
50. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста (ИТО,ИТДО). Издательство: Боргес, 2010 г.- 60 с.
51. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветово-го теста Люшера Серия: Практикум по психодиагностике Издатель-ство: Речь, 2010 г.-132 с.
52. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация, М, Фе-никс, 1999
53. Тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра (для учащихся 8-9 классов) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», вып.4., изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
54. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей. Руководство. Тестовые альбомы. Стимульные материалы Издатель-ство: Когито-Центр Москва 2001
55. Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация// Психол.ж-л, 2002№21.с.113-127
56. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьни-ков: проблемы, методы, результаты исследований и практики Изда-тельство: МПСИ Москва 2004 - 368 с.
57. ШТУР-2. Школьный тест умственного развития. Версия 2.0 – Серия «Психодиагносткиа и развитие», вып.8, изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
58. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике, Речь, 2003
59. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потреб-ность/Под ред.А.Карелина, М.,ИСТ,1997,300с.