МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химические основы биологических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильАналитическая химия; Органическая и биоорганическая химия; Физическая химия и нанотехнологии функциональных материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-1-2019
Часов по учебному плану 132
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 24 24 24 24
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 132 132 132 132

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Химические основы биологических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у студентов представления об основных химических компонентах клетки, молекулярных основах биокатализа, метаболизма, современном состоянии вопросов взаимосвязи структуры и свойств важнейших типов биомолекул с их биологической функцией, а также ознакомление студентов с молекулярными аспектами физиологии человека

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием
ПК-2 Способен разрабатывать предложения по повышению качества получаемых биопрепаратов для растениеводства посредством замены исходного сырья
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности структуры биомолекул (аминокислоты, пептиды, белки), сахаров, нуклеозидов, нуклеиновых кислот, жирных кислот, витаминов и микроэлементов; биокатализ, метаболизм, биополимеры и наследственность, молекулярные аспекты физиологии человека, химические аспекты происхождения жизни; основные химические компоненты клетки, молекулярные основы биокатализа, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания о химических основах биологических процессов при решении задач исследовательского профиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с природными химическим соединениями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в химические основы биологических процессов
1.1. Введение в химические основы биологических процессов Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Основные подходы в химии природных соедиений Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Введение в химические основы биологических процессов Сам. работа 5 5 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 2. Биополимеры
2.1. Аминокислоты. Белки Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.2. Аминокислоты. Белки Сам. работа 5 5 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
2.3. Углеводы. Полисахариды Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
2.4. Углеводы. Полисахариды Сам. работа 5 5 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
2.5. Нуклеиновые кислоты Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
2.6. Нуклеиновые кислоты Сам. работа 5 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
2.7. Липиды. Биомембраны Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
2.8. Липиды. Биомембраны Сам. работа 5 5 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Низкомолекулярные биорегуляторы
3.1. Витамины Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.2. Витамины Сам. работа 5 5 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.3. Алкалоиды Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.4. Алкалоиды Сам. работа 5 5 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.5. Изопреноиды Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
3.6. Изопреноиды Сам. работа 5 3 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.7. Стероиды Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.8. Стероиды Сам. работа 5 3 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.9. Низкомолекулярные биорегуляторы Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.10. АНАЛИЗ ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ. Анализ витаминов Лабораторные 5 6 ОПК-2 Л1.1
Раздел 4. Биоэнергетика и метаболизм
4.1. Ферменты Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.2. Ферменты Сам. работа 5 3 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Метаболизм Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.4. Метаболизм Сам. работа 5 3 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.5. Фотосинтез Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.6. Фотосинтез Сам. работа 5 3 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.7. Биоэнергетика и метаболизм Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.8. МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И ИХ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Лабораторные 5 10 ОПК-2 Л1.1
4.9. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ Лабораторные 5 8 ОПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для практических занятий приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов приведеы в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Румянцев, Е. В. Антина, Ю. В. Чистяков Химические основы жизни: учеб. пособие для вузов М.: Химия, 2007
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. Биоорганическая химия: учеб. для вузов М. : Дрофа, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ленинджер А. Основы биохимии: Мир, 1985
Л3.2 Племенков В.В. Введение в химию природных соединений: учеб. пособие для вузов Казань, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Химические основы биологических процессов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Химические основы биологических процессов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1241

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в приложении.