Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИЭ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.
1.1. | • изучение основ и получение практических навыков программной инженерии в области разработки программного обеспечения для мобильных устройств; • ознакомление студентов с основными принципами разработки приложений для операционных систем Android, Windows Phone и технологией создания мобильных приложений с использованием языка Java и C# посредством Android или Windows Phone SDK. Учебные задачи дисциплины: • ознакомление с основными мобильными операционными системами; • ознакомление с различными инструментами разработки программного обеспечения для мобильных устройств; • знакомство с особенностями разработки мобильных приложений; • изучение основных приёмов и методов программирования мобильных приложений; • овладение практическими навыками разработки приложений на таких языках, как Java и С#, в частности, работа с библиотеками классов Android SDK и Windows Phone SDK; • знакомство и практическое освоение среды программирования IDE Android Studio и Visual Studio for Windows Phone. • получение практических навыков по разработке полноценного мобильного приложения с применением всех изученных принципов, методик, методов и средств разработки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
ПК-2 | способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение |
ПК-3 | способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения |
ПК-8 | способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • этапы и тенденции развития программирования, способы применения ИТ при разработке мобильных приложений. • особенности применения сервисных программ и оболочек при разработке мобильных приложений. • содержание рынка программных продуктов и информационных услуг, тенденции, развитие и особенности рынка. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • выбрать оптимальный программный продукт и модели информационных технологий из нескольких возможных для решения прикладной задачи, и провести сравнительную оценку эффективности. • выбрать программный продукт и технологии для решения задачи с учетом конкретной предметной области и провести анализ эффективности использования ПО для решения задач в предметной области. • разрабатывать сервисные программы и сервисные оболочки при разработке мобильных приложений с учетом конкретной предметной области. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • применения информационных технологий и творческого подхода при решении стандартных и нестандартных задач • выбора программных продуктов и мобильных технологий для решения задачи. • использования сервисных программ и сервисных оболочек при разработке мобильных приложений для решения задачи. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Обзор платформ (ОС) для мобильных устройств и средств разработки под различные платформы. Android - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. iOS - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. Windows Phone - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. BlackBerry - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. Введение в разработку мобильных приложений | Лекции | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
1.2. | Установка и настройка среды программирования ADT Bundle | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
1.3. | Разработка мобильных приложений | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 2. Разработка мобильных приложений под Android. | ||||||
2.1. | Архитектура приложений для Android. Ресурсы приложения. Пользовательский интерфейс. Инструментарий разработки приложений для Android: Android Studio, Android NDK. Эмуляторы Android. Основные виды Android-приложений. Обеспечение безопасности. Архитектура приложения, основные компоненты: Activities, Services, Content Providers, Broadcast Receivers. Манифест приложения. Ресурсы | Лекции | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Основные этапы разработки приложения с использованием Android IDE | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Виды приложений и их структура | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 3. Интерфейсы мобильных приложений | ||||||
3.1. | Основы разработки интерфейсов мобильных приложений | Лекции | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Основы разработки интерфейсов мобильных приложений. Создание многоэкранного приложения | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Интерфейсы мобильных приложений | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 4. Многооконные приложения | ||||||
4.1. | Основы разработки многооконных приложений | Лекции | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Многооконное приложение | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Основы разработки многооконных приложений | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Возможности смартфона | ||||||
5.1. | Использование возможностей смартфона в приложениях | Лекции | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
5.2. | Демонстрации распознавания стандартных жестов. Принципы работы с жестами вводимыми пользователями | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
5.3. | Использование возможностей смартфона в приложениях | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 6. Библиотеки | ||||||
6.1. | Использование библиотек | Лекции | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
6.2. | Использование сторонних библиотек | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
6.3. | Работа с библиотеками | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
Раздел 7. Дополнительные возможности | ||||||
7.1. | Работа с базами данных, графикой и анимацией | Лекции | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
7.2. | Работа с базами данных в Android | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л2.1 |
7.3. | Разработка игр | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Разработка мобильных приложений под Windows Phone. | ||||||
8.1. | Инструменты для разработки и их установка. Интерфейсные элементы, особенности среды разработки. Отличия от android по пройденным темам. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Инструменты для разработки и их установка. Интерфейсные элементы, особенности среды разработки. Отличия от android по пройденным темам. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-2, ПК-3, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Павлова Е. А. | Технологии разработки современных информационных систем на платформе Microsoft .NET.: Учебное пособие | М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гарибов А.И. | Основы разработки приложений для мобильных устройств на платформе Windows Phone: Учебное пособие | М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Семакова А. | Введение в разработку приложений для смартфонов на ОС Android: Учебное пособие | М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кариев Ч.А. | Основы XAML: | Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий - ЭБС «Университетская библиотека online», 2009 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Мол Д. | Создание облачных, мобильных и веб-приложений на F#: учебное пособие | Москва : ДМК Пресс ЭБС «Лань», 2013 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Блог разработчиков под Android | android-developers.blogspot.ru | ||
Э2 | Инструменты для Android | sites.google.eom | ||
Э3 | Коллекция библиотек под Android | android-arsenal.com | ||
Э4 | Сайт Android Studio | developer.android.com | ||
Э5 | Сайт для разработчиков под Android | developer.android.com | ||
Э6 | Официальная документация Oracle Java 7 | docs.oracle.com | ||
Э7 | Официальный сайт IDE Eclipse for Android | www.eclipse.org | ||
Э8 | Курс в Moodle "Разработка мобильных приложений" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Android Studio, Android NDK, OpenJDK, PostgreSQL, MariaDB, MySQL, SQLite Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: http://biblioclub.ru. Электронно-библиотечная система «Лань»: http://e.lanbook.com/ Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Программа дисциплины включает лекции, лабораторные работы, самостоятельную работу. Весь цикл лекционных занятий по дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций, лекции проводятся с элементами дискуссии. Весь цикл практических занятий по дисциплине проводится в интерактивной форме: на занятиях осуществляется разбор конкретных заданий по пройденным темам. Для проведения практических занятий применяется IDE Android Studio, Android SDK, Windows Phone SDK и Visual Studio for Windows Phone. Лекционно-лабораторная система обучения (традиционные лекционные и лабораторные занятия); case-study (получение для выполнения самостоятельной работы учебных кейсов с постановкой задачи и глубокой проработкой проблемы изучения требуемой информационной системы); метод проектов (разработка и реализация на практических занятиях прототипов мобильных приложений); обучение в малых группах (выполнение практических задач в группах из двух или трёх человек); мастер-классы (демонстрация на практических занятиях применения приёмов, технологий, методов проектирования и разработки мобильных приложений); применение мультимедиа технологий (проведение лекционных и лабораторных занятий с применением компьютерных презентаций и демонстрационных роликов с помощью проектора или ЭВМ). Студентам необходимо посещать лекции - все проблемные места в работе с программным обеспечением, языками программирования, способами построения и программирования мобильного приложения, все лабораторные работы и задания, также как и вопросы, входящие в экзамен, обсуждаются и рассматриваются на лекциях. Для того, чтобы успешно сдать домашнее задание и экзамен по данной дисциплине, целесообразно сделать оригинальное мобильное приложение, предоставляющее пользователю необходимые ресурсы или функционал в какой-то определённой области и необходимое конкретно для сдающего студента, обосновывая таким образом выбор темы. Чем сложнее, интереснее и оригинальнее, а может, и востребованнее работа, чем больше она отличается в лучшую сторону от существующих аналогов, тем выше оценка и меньше вопросов на экзамене. При сдаче работы не следует пытаться сдать не свою работу. Не следует также дублировать темы работ, потому что это только вызовет дополнительные вопросы, главный из которых - чем работа лучше предыдущей на эту же тему. Для подготовки к экзамену не следует зубрить ответы на все вопросы, так как: 1) для подготовки к экзамену достаточно посещать все лекции и внимательно их слушать; 2) нет никакой гарантии, что на экзамене будут заданы вызубренные вопросы; 3) на экзамене возможны дополнительные вопросы, в том числе - и по сданным заданиям. Поэтому хорошая работа в семестре - гарантия высокой оценки на экзамене. Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР). Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ: • работа с лекционным материалом; • подготовка к лабораторным работам; опережающая самостоятельная работа; • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку; • изучение интерфейсов программных продуктов – сред разработки мобильных приложений; • подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации. Творческая СРС включает: • поиск, анализ, структурирование и презентация информации по теме раздела дисциплины, применительно к индивидуальному заданию; • исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; • анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме. |