МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химические основы биологических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия; Физическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-1-2019
Часов по учебному плану 132
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 24 24 24 24
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 132 132 132 132

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.;к.х.н., доцент, Катраков И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Химические основы биологических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у студентов представления об основных химических компонентах клетки, молекулярных основах биокатализа, метаболизма, современном состоянии вопросов взаимосвязи структуры и свойств важнейших типов биомолекул с их биологической функцией, а также ознакомление студентов с молекулярными аспектами физиологии человека

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен проводить химический эксперимент с использованием современного оборудования, соблюдая нормы техники безопасности
ОПК-4 Способен планировать работы химической направленности, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты с использованием теоретических знаний и практических навыков решения математических и физических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности структуры биомолекул (аминокислоты, пептиды, белки), сахаров, нуклеозидов, нуклеиновых кислот, жирных кислот, витаминов и микроэлементов; биокатализ, метаболизм, биополимеры и наследственность, молекулярные аспекты физиологии человека, химические аспекты происхождения жизни; основные химические компоненты клетки, молекулярные основы биокатализа, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания о химических основах биологических процессов при решении задач исследовательского профиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с природными химическим соединениями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в химические основы биологических процессов
1.1. Введение в химические основы биологических процессов Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Основные подходы в химии природных соедиений Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Введение в химические основы биологических процессов Сам. работа 5 5 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 2. Биополимеры
2.1. Аминокислоты. Белки Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.2. Аминокислоты. Белки Сам. работа 5 5 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
2.3. Углеводы. Полисахариды Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
2.4. Углеводы. Полисахариды Сам. работа 5 6 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
2.5. Нуклеиновые кислоты Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
2.6. Нуклеиновые кислоты Сам. работа 5 5 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
2.7. Липиды. Биомембраны Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
2.8. Липиды. Биомембраны Сам. работа 5 5 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Низкомолекулярные биорегуляторы
3.1. Витамины Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
3.2. Витамины Сам. работа 5 5 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
3.3. Алкалоиды Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
3.4. Алкалоиды Сам. работа 5 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
3.5. Изопреноиды Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
3.6. Изопреноиды Сам. работа 5 4 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.7. Стероиды Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
3.8. Стероиды Сам. работа 5 3 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
3.9. Низкомолекулярные биорегуляторы Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
3.10. АНАЛИЗ ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ. Анализ витаминов Лабораторные 5 6 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1
Раздел 4. Биоэнергетика и метаболизм
4.1. Ферменты Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
4.2. Ферменты Сам. работа 5 3 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Метаболизм Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
4.4. Метаболизм Сам. работа 5 3 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
4.5. Фотосинтез Лекции 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
4.6. Фотосинтез Сам. работа 5 3 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
4.7. Биоэнергетика и метаболизм Практические 5 2 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1, Л1.2
4.8. МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И ИХ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Лабораторные 5 10 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1
4.9. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ Лабораторные 5 8 ОПК-2, ОПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для практических занятий приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов приведеы в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Румянцев, Е. В. Антина, Ю. В. Чистяков Химические основы жизни: учеб. пособие для вузов М.: Химия, 2007
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. Биоорганическая химия: учеб. для вузов М. : Дрофа, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ленинджер А. Основы биохимии: Мир, 1985
Л3.2 Племенков В.В. Введение в химию природных соединений: учеб. пособие для вузов Казань, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Химические основы биологических процессов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Химические основы биологических процессов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1241

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в приложении.