МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химические основы биологических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 8,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Химические основы биологических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у студентов представления об основных химических компонентах клетки, молекулярных основах биокатализа, метаболизма, современном состоянии вопросов взаимосвязи структуры и свойств важнейших типов биомолекул с их биологической функцией, а также ознакомление студентов с молекулярными аспектами физиологии человека

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности структуры биомолекул (аминокислоты, пептиды, белки), сахаров, нуклеозидов, нуклеиновых кислот, жирных кислот, витаминов и микроэлементов; биокатализ, метаболизм, биополимеры и наследственность, молекулярные аспекты физиологии человека, химические аспекты происхождения жизни; основные химические компоненты клетки, молекулярные основы биокатализа, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания о химических основах биологических процессов при решении задач исследовательского профиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с природными химическим соединениями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в химические основы биологических процессов
1.1. Введение в химические основы биологических процессов Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Основные подходы в химии природных соедиений Практические 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Введение в химические основы биологических процессов Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 2. Биополимеры
2.1. Аминокислоты. Белки Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.2. Аминокислоты. Белки Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.3. Углеводы. Полисахариды Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.4. Углеводы. Полисахариды Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.5. Нуклеиновые кислоты Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.6. Нуклеиновые кислоты Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.7. Липиды. Биомембраны Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.8. Липиды. Биомембраны Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Низкомолекулярные биорегуляторы
3.1. Витамины. Изопреноиды. Алкалоиды. Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
3.2. Витамины Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
3.3. Алкалоиды Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
3.4. Изопреноиды Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.5. Стероиды Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
3.6. Стероиды Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
3.7. Низкомолекулярные биорегуляторы Практические 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Биоэнергетика и метаболизм
4.1. Ферменты Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
4.2. Ферменты Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Метаболизм. Фотосинтез Лекции 10 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
4.4. Метаболизм Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
4.5. Фотосинтез Сам. работа 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2
4.6. Биоэнергетика и метаболизм Практические 10 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для практических занятий приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов приведеы в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Румянцев, Е. В. Антина, Ю. В. Чистяков Химические основы жизни: учеб. пособие для вузов М.: Химия, 2007
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. Биоорганическая химия: учеб. для вузов М. : Дрофа, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ленинджер А. Основы биохимии: Мир, 1985
Л3.2 Племенков В.В. Введение в химию природных соединений: учеб. пособие для вузов Казань, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы в Moodle "Химические основы биологических процессов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Химические основы биологических процессов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1241

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приведены в приложении.