МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка мобильных приложений
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Козлов Д.Ю.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Разработка мобильных приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р.техн.наук, профессор Псарёв В.И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.• изучение основ и получение практических навыков программной инженерии в области разработки программного обеспечения для мобильных устройств;
• ознакомление студентов с основными принципами разработки приложений для операционных систем Android, Windows Phone и технологией создания мобильных приложений с использованием языка Java и C# посредством Android или Windows Phone SDK.
Учебные задачи дисциплины:
• ознакомление с основными мобильными операционными системами;
• ознакомление с различными инструментами разработки программного обеспечения для мобильных устройств;
• знакомство с особенностями разработки мобильных приложений;
• изучение основных приёмов и методов программирования мобильных приложений;
• овладение практическими навыками разработки приложений на таких языках, как Java и С#, в частности, работа с библиотеками классов Android SDK и Windows Phone SDK;
• знакомство и практическое освоение среды программирования IDE Android Studio и Visual Studio for Windows Phone.
• получение практических навыков по разработке полноценного мобильного приложения с применением всех изученных принципов, методик, методов и средств разработки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-3: способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПК-8: способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• этапы и тенденции развития программирования, способы применения ИТ при разработке мобильных приложений.
• особенности применения сервисных программ и оболочек при разработке мобильных приложений.
• содержание рынка программных продуктов и информационных услуг, тенденции, развитие и особенности рынка.
3.2.Уметь:
3.2.1.• выбрать оптимальный программный продукт и модели информационных технологий из нескольких возможных для решения прикладной задачи, и провести сравнительную оценку эффективности.
• выбрать программный продукт и технологии для решения задачи с учетом конкретной предметной области и провести анализ эффективности использования ПО для решения задач в предметной области.
• разрабатывать сервисные программы и сервисные оболочки при разработке мобильных приложений с учетом конкретной предметной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• применения информационных технологий и творческого подхода при решении стандартных и нестандартных задач
• выбора программных продуктов и мобильных технологий для решения задачи.
• использования сервисных программ и сервисных оболочек при разработке мобильных приложений для решения задачи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Обзор платформ (ОС) для мобильных устройств и средств разработки под различные платформы. Android - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. iOS - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. Windows Phone - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. BlackBerry - история, инструментарий разработчика, архитектура ОС, структура и компоненты приложения. Введение в разработку мобильных приложений Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.2. Установка и настройка среды программирования ADT Bundle Лабораторные 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.3. Разработка мобильных приложений Сам. работа 5 10 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Разработка мобильных приложений под Android.
2.4. Архитектура приложений для Android. Ресурсы приложения. Пользовательский интерфейс. Инструментарий разработки приложений для Android: Android Studio, Android NDK. Эмуляторы Android. Основные виды Android-приложений. Обеспечение безопасности. Архитектура приложения, основные компоненты: Activities, Services, Content Providers, Broadcast Receivers. Манифест приложения. Ресурсы Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Основные этапы разработки приложения с использованием Android IDE Лабораторные 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.6. Виды приложений и их структура Сам. работа 5 12 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Интерфейсы мобильных приложений
3.7. Основы разработки интерфейсов мобильных приложений Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Основы разработки интерфейсов мобильных приложений. Создание многоэкранного приложения Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Интерфейсы мобильных приложений Сам. работа 5 12 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Многооконные приложения
4.10. Основы разработки многооконных приложений Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.11. Многооконное приложение Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.12. Основы разработки многооконных приложений Сам. работа 5 12 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Возможности смартфона
5.13. Использование возможностей смартфона в приложениях Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
5.14. Демонстрации распознавания стандартных жестов. Принципы работы с жестами вводимыми пользователями Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
5.15. Использование возможностей смартфона в приложениях Сам. работа 5 12 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Библиотеки
6.16. Использование библиотек Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
6.17. Использование сторонних библиотек Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
6.18. Работа с библиотеками Сам. работа 5 14 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Дополнительные возможности
7.19. Работа с базами данных, графикой и анимацией Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
7.20. Работа с базами данных в Android Лабораторные 5 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
7.21. Разработка игр Сам. работа 5 8 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Разработка мобильных приложений под Windows Phone.
8.22. Инструменты для разработки и их установка. Интерфейсные элементы, особенности среды разработки. Отличия от android по пройденным темам. Лекции 5 0.5 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
8.23. Инструменты для разработки и их установка. Интерфейсные элементы, особенности среды разработки. Отличия от android по пройденным темам. Сам. работа 5 14 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Семакова А. Введение в разработку приложений для смартфонов на ОС Android: Учебное пособие М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429181
Л1.2 Гарибов А.И. Основы разработки приложений для мобильных устройств на платформе Windows Phone: Учебное пособие М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429005
Л1.3 Павлова Е. А. Технологии разработки современных информационных систем на платформе Microsoft .NET.: Учебное пособие М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» ЭБС "ONLINE", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233200
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мол Д. Создание облачных, мобильных и веб-приложений на F#: учебное пособие Москва : ДМК Пресс ЭБС «Лань», 2013 https://e.lanbook.com/book/69948
Л2.2 Кариев Ч.А. Основы XAML: Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий - ЭБС «Университетская библиотека online», 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Блог разработчиков под Android https://android-developers.blogspot.ru/
Э2 Инструменты для Android https://sites.google.eom/a/android.com/tools/
Э3 Коллекция библиотек под Android https://android-arsenal.com/
Э4 Сайт Android Studio https://developer.android.com/studio/index.html
Э5 Сайт для разработчиков под Android https://developer.android.com/index.html
Э6 Официальная документация Oracle Java 7 http://docs.oracle.com/javase/7/docs/api/
Э7 Официальный сайт IDE Eclipse for Android http://www.eclipse.org/resources/resource.php?id=516
6.3. Перечень программного обеспечения
Android Studio, Android NDK, OpenJDK, PostgreSQL, MariaDB, MySQL, SQLite
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: http://biblioclub.ru.
Электронно-библиотечная система «Лань»: http://e.lanbook.com/
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа дисциплины включает лекции, лабораторные работы, самостоятельную работу.
Весь цикл лекционных занятий по дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций, лекции проводятся с элементами дискуссии.
Весь цикл практических занятий по дисциплине проводится в интерактивной форме: на занятиях осуществляется разбор конкретных заданий по пройденным темам. Для проведения практических занятий применяется IDE Android Studio, Android SDK, Windows Phone SDK и Visual Studio for Windows Phone.
Лекционно-лабораторная система обучения (традиционные лекционные и лабораторные занятия); case-study (получение для выполнения самостоятельной работы учебных кейсов с постановкой задачи и глубокой проработкой проблемы изучения требуемой информационной системы); метод проектов (разработка и реализация на практических занятиях прототипов мобильных приложений); обучение в малых группах (выполнение практических задач в группах из двух или трёх человек); мастер-классы (демонстрация на практических занятиях применения приёмов, технологий, методов проектирования и разработки мобильных приложений); применение мультимедиа технологий (проведение лекционных и лабораторных занятий с применением компьютерных презентаций и демонстрационных роликов с помощью проектора или ЭВМ).
Студентам необходимо посещать лекции - все проблемные места в работе с программным обеспечением, языками программирования, способами построения и программирования мобильного приложения, все лабораторные работы и задания, также как и вопросы, входящие в экзамен, обсуждаются и рассматриваются на лекциях.
Для того, чтобы успешно сдать домашнее задание и экзамен по данной дисциплине, целесообразно сделать оригинальное мобильное приложение, предоставляющее пользователю необходимые ресурсы или функционал в какой-то определённой области и необходимое конкретно для сдающего студента, обосновывая таким образом выбор темы. Чем сложнее, интереснее и оригинальнее, а может, и востребованнее работа, чем больше она отличается в лучшую сторону от существующих аналогов, тем выше оценка и меньше вопросов на экзамене.
При сдаче работы не следует пытаться сдать не свою работу. Не следует также дублировать темы работ, потому что это только вызовет дополнительные вопросы, главный из которых - чем работа лучше предыдущей на эту же тему.
Для подготовки к зачету не следует зубрить ответы на все вопросы, так как: 1) для подготовки к зачету достаточно посещать все лекции и внимательно их слушать; 2) нет никакой гарантии, что на зачете не будут заданы вызубренные вопросы; 3) на зачете возможны дополнительные вопросы, в том числе - и по сданным заданиям. Поэтому хорошая работа в семестре - гарантия высокой оценки на зачете.
Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР).
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ:
• работа с лекционным материалом;
• подготовка к лабораторным работам; опережающая самостоятельная работа;
• изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;
• изучение интерфейсов программных продуктов – сред разработки мобильных приложений;
• подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации.
Творческая СРС включает:
• поиск, анализ, структурирование и презентация информации по теме раздела дисциплины, применительно к индивидуальному заданию;
• исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
• анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.