МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-1234-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, доцент, председатель методической , Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Аналитическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать общее представление об аналитической химии как о дисциплине, занимающейся накоплением и систематизацией знаний об определении химического состава и строения веществ и материалов, создающей средства анализа и обеспечивающей его практическое осуществление.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью работать самостоятельно
ОК-10 способностью к познавательной деятельности
ПК-22 способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные методы химического количественного анализа: тиьтриметрия и гравиметрия;
-основные физические и физико-химические методы анализа: спекутрометрические методы (молекулярная спектрометрия, атомная спектрометрия, эмиссионная фотометрия пламени, атомно-абсорбционная спектрометрия) и электрохимические (потнциометрия, кондуктометрия, кулонометрия, вольтамперометрия, амперометрия) методы анализ.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить расчеты, связанные с операциями титриметрического и гравиметрического методов анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-работы на оптических, электрохимических приборах;
- рашифровки аналитических сигналов, полученных вручную или с помощью соответствующего програмного обеспечения, при проведении физико-химического анализа и обработке полученнойинформации;
-правильного представлентия результатов анализа в отчете о проделанной экспериментальной работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Аналитическая химия. Химические методы анализа
1.1. Введение в аналитическую химию: предмет, цели, задачи, классификация видов анализа, методы аналитической химии. Химические методы анализа Лекции 2 2 ОК-10, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Химические методы анализа Практические 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Приготовление раствора гидроксида натрия (вторичный стандарт) и установление его титра по щавелевой кислоте (первичный стандарт). Лабораторные 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Определение жесткости воды Лабораторные 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Методы проботбора и пробоподготовки Сам. работа 2 10 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Методы разделения и концентрирования Сам. работа 2 10 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Методы обнаружения и определения Сам. работа 2 10 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Инструментальные методы анализа
2.1. Физико-химические и физические методы анализа: классификация методов и их сравнительная характеристика, особенности и границы применимости, основные методы расчета. Лекции 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Фотометррическое определение марганца методом градуировочного графика Лабораторные 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Физико-химические и физические методы анализа. Практические 2 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Масс-спектральный анализ Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Оптические методы аннализа: атомно-абсорбционный спектральный анализ, молекулярно-абсобционный спектральный анализ, эмиссионный спектральный анализ. Сам. работа 2 10 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Электрохимические методы анализа: потенциометрия, кулонометрия, кондуктомнтрия, вольтамперометрия, амперометрия. Сам. работа 2 10 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Хроматографические методы анализа Сам. работа 2 10 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Важнейшие объекты химического анализа
3.1. Анализ минерального сырья и продукции металлургических производств Сам. работа 2 5 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Анализ газовых сред Сам. работа 2 5 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Анализ воды и водных сред Сам. работа 2 5 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Анализ объектов органической и биохимической природы: биологические объекты и пищевые продукты Сам. работа 2 5 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Зачет 2 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонды оценочных средст размещены в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Л. Н. Москвина Аналитическая химия : учеб для вузов : в 3 т. М. : Академия, 2010
Л1.2 Э. А. Александрова, Н. Г. Гайдукова. А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 1. Химические методы анализа : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/E9540AD6-D847-49AC-A583-35AC63AFA76D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Никитина, А. Г. Борисов, Т. И. Хаханина. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Л. С. Егорова Курс лекций по аналитической химии : учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул , 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лейтес Е.А., Смагин В.П., Щербакова Л.В., Егорова Л.С., Чеботарев В.К. Лабораторные работы по аналитической химии. : // Барнаул. Изд-во Алт. госун-та., 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Аналитическая химия. Хроматографические методы анализа: Учебное пособие / А.И. Жебентяев. - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 206 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=399829
Э2 Аналитическая химия [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А. Ищенко. – Москва : Академия, 2014. – 464 с. Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/reader/?id=105741
6.3. Перечень программного обеспечения
Набор стандартных программ для обработки результатов количественного анализа.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы
510К лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов.
509К лаборатория электрохимических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютер: марка Benq - 1 единица; монитор Benq; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): шкаф вытяжной, иономеры, рН-метры электронные, электроды, кондуктометры, миллиамперметр, титраторы кулонометрические, потенциометрические титраторы, универсальная полярографическая установка «Экотест», комплекс исследовательский «Экотест-ВА-НИР», полярограф ПУ, набор ареометров, пикнометры, электроплитки, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, пробки стеклянные; пробки резиновые, пробки корковые, спиртовые горелки, водяная баня, песочная баня, магнитные мешалки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Дополнительные методические рекомендации размещены в приложении.