МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психодиагностика в консультативной практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 83 88 83
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 103 108 103

Программу составил(и):
к.соц.наук, доцент каф.общей и прикладной психологии, Янова Наталья Генаадьевна

Рецензент(ы):
д.псих.наук, зав.каф.социальной психологии, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Психодиагностика в консультативной практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Дмитрий Валерьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Дмитрий Валерьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс направлен на знакомство с теорией и методами консультативной диагностики, освоение возможностей диагностических и оценочных методов в консультативной практике, применение качественного подхода и экспертных методов современной психодиагностики в консультативной практике

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические подходы и принципы консультативной психодиагностики, диагностические задачи в психоконсультировании, ограничения тестовых и экспертных методов диагностики в консультировании, основы синдромального анализа в диагностике, основы клинического подхода в консультативной диагностике.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в моделях психологического анализа личности в консалтинге и терапии, применять критерии оценки уровня психической адаптации/дезадаптации личности в постановке психологического диагноза, проводить первичную диагностику и оценку актуального психологического статуса личности, применять методы беседы и интервью в диагностическом процессе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками диагностического процесса в ситуации «клиент-консультант»: анализом структуры темперамента, личности и характера, приемами оценки эмоциональной сферы и аффективных расстройств, совладающего поведения и психогенной дезадаптации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы экспертных методов оценки и диагностики
1.1. Диагностические возможности в консультативной практике: диагностика и оценка. Лекции 2 1 ПК-5 Л3.1
1.2. Методологические подходы и принципы консультативной психодиагностики. Задачи психодиагностики в психоконсультировании (диагностика проблем клиента и рабочих гипотез об их природе). Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.2
Раздел 2. Методические основы психодиагностического обследования
2.1. Психодиагностическое заключение: этапы и структура. Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1
2.2. Количественная и качественная психодиагностика, измерительные и экспертные методы, номотетические и идеографические методики. Тестология и тестовый инженеринг. Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л1.1, Л3.2
2.3. Клинический подход в диагностике. Синдромальный анализ: диагностический признак и диагностическая категория, симптомы и синдромы. Нозология, типология, этиология. Сам. работа 2 6 ПК-5, ПК-6 Л2.4
Раздел 3. Проблема оценки уровня психической адаптации/дезадаптации
3.1. Достоверность диагностических критериев. Психотический, пограничный и невротический уровни организации и развития личности как критерии диагностики. Лекции 2 1 ОПК-3, ПК-5
3.2. Психологический диагноз и «чтение характера». Дифференциальная и типологическая диагностика. «Позитивная» и «негативная» диагностика. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л2.2
Раздел 4. Модели психологического анализа в консультативной диагностике
4.1. Диагностический процесс: психодиагностическая беседа и психодиагностическое интервью. Лекции 2 1 ПК-5, СПК -1
4.2. Первичная психодиагностика (локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос). Актуальный психологический статус как предмет оценки. Адаптационно-компенсаторный комплекс как предмет оценки. Копинг и механизмы защиты как предмет оценки. Патохарактерологический симптомокомплекс как предмет оценки. Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.3
Раздел 5. Оценка структуры личности: парадигмы и методы
5.1. Системно-структурно-функциональные связи в оценке личности. Парадигмы и методы оценки. Практические 2 1 ПК-5
5.2. Синдромальный анализ «неврозов и психозов»: типы психопатологии и степень нарушений «слабого» и «сильного» регистра. Примеры диагностических опросников (MMPI 1-2). Практические 2 1 ПК-5
5.3. Диагностический практикум по разделу:‌ MMPI 1,2. Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-5, ПК-6
Раздел 6. Индивидуально-типологическая диагностика темперамента и характера
6.1. Высокореактивные и низкореактивные индивиды, оценка связи конституции, темперамента и характера в диагностических конструктах. Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.4
6.2. «Взрослая» и «детская» психодиагностика акцентуаций характера. Диагностика уровня невротизации и психопатизации (УНП). Оценка ригидности личности (ТОР). Практические 2 1 ПК-5, СПК -1
6.3. Диагностический практикум по разделу:‌ УНП, НЧЛ, ТОР. Сам. работа 2 8 ПК-5, ПК-6
Раздел 7. Психодиагностика личности и характера
7.1. Типологическое измерение характера и уровня развития личности. Типологическая диагностика характера (нозологические группы организации характеров и их классификации). Примеры типологических профилей (психопатический, шизоидный, параноидный, мазохистский, обсессивно-компульсивный и др.) Практические 2 1 ПК-5, СПК -1
7.2. Невротические черты личности и невротический характер, неврозоподобное состояние и невроз – оценка в психодиагностических конструктах . Профиль темной триады личности (шкалы нарциссизма, перфекционизма и макевиавелизма) Практические 2 1 ПК-5, СПК -1
7.3. Диагностический практикум по разделу: оценка симптоматического и характерологического невроза.‌ Сам. работа 2 7 ПК-5
Раздел 8. Психодиагностика эмоциональной сферы и аффективных расстройств
8.1. Диагностика тревоги и тревожности (конструкты HAS, STAI,MAS, ИТТ, МОД), оценка «мягких и больших» депрессивных состояний ( шкалы HADS, HDRS, MADRS, MMPI, ОДС, шкалы А.Бека), астенического симптомокомплекса (УНА), социальной фрустрированности (УСФ). Практические 2 1 ПК-5, СПК -1 Л2.3
8.2. Диагностический практикум по разделу: методики оценки эмоциональной сферы личности и аффективных расстройств. Сам. работа 2 6 ПК-5, ПК-6, СПК -1 Л2.4
Раздел 9. Дифференциальная диагностика психогенной дезадаптации
9.1. Диагностически значимые изменения психических процессов, состояний, свойств в норме и патологии. Психосоматические и нозогенные расстройства личности. Неврозоподобные и психопатоподобные состояния. Практические 2 1 ПК-5 Л2.4
9.2. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния. Психосоматические состояния, понятие ВКБ, диагностика адаптивных и дезадаптивных типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Адаптивная адаптация (гармоничный, эргопатический и анозогностический типы отношений). Интерпсихическая дезадаптация (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, дисфорический типы отношений) и интрапсихическая дезадаптация (сенситивный, эгоцентричный, паранойяльный типы отношений). Сам. работа 2 6 ПК-5, СПК -1 Л2.1, Л2.4
9.3. Диагностический практикум по разделу:‌ ВКБ и оценка функциональных и невункциональных состояний. Сам. работа 2 10 ПК-5, СПК -1 Л2.4
Раздел 10. Психодиагностика совладающего поведения
10.1. Классификации проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга и копинг-стратегий в диагностических конструктах опросников (WCC, ОСП). Практические 2 1 ПК-5
10.2. Диагностический практикум по разделу:‌ методики диагностики копинг-стратегий поведения. Сам. работа 2 8 ПК-5
Раздел 11. Психодиагностика в ситуации «клиент-консультант»
11.1. Диагностика критериев оценки консультативной беседы (модель Дж.Бьюдженталя). Типология техник интервенции и диагностика их коммуникативного репертуара. Лекции 2 1 ПК-5, СПК -1
11.2. Психосемиотика терапевтического дискурса. Семантический и семиотический уровень психологического анализа.Психодиагностика «понимания» проблемы клиентом и постановка гипотез в разных типах консультирования (Consulting, Counseling, Solution talk). Лекции 2 1 ПК-5, СПК -1
11.3. Психологический практикум: модельная симуляция структурного интервью. Сам. работа 2 8 ПК-5, ПК-6, СПК -1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Диагностические возможности в консультативной практике.
2. Психологическая диагностика и психологическая оценка.
3. Методологические подходы и принципы консультативной психодиагностики.
4. Задачи психодиагностики в психоконсультировании.
5. Общие основы экспертных методов оценки и диагностики.
6. Методические основы психодиагностического обследования.
7. Психодиагностическая беседа.
8. Психодиагностическое интервью.
9. Понятие и структура психологического диагноза.
10. Модели психологического анализа в консультативной диагностике.
11. Основы синдромального анализа в психодиагностике.
12. Оценка структуры личности: невротический, пограничный и психотический уровень.
13. Типологическая оценка акцентуаций характера .
14. Индивидуально-типологическая диагностика темперамента.
15. Проблема оценки уровня психической адаптации/дезадаптации.
16. Психодиагностика невротической организации личности.
17. Психодиагностика пограничной организации личности.
18. Психодиагностика психотической организации личности.
19. «Позитивная» и «негативная» диагностика в консультировании.
20. Актуальный психологический статус как предмет оценки.
21. Адаптационно-компенсаторный комплекс как предмет оценки.
22. Копинг и механизмы защиты как предмет оценки.
23. Патохарактерологический симптомокомплекс как предмет оценки.
24. Психодиагностика эмоциональной сферы и аффективных расстройств.
25. Дифференциальная диагностика психогенной дезадаптации.
26. Психодиагностика совладающего поведения.
27. Психодиагностика в ситуации «клиент-консультант».
28. Первичная психодиагностика (локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос).
29. Психодиагностика в разных типах консультирования (Consulting, Counseling, Solution talk).
30. Взрослая» и «детская» психодиагностика в дискурсе консультирования.
31. Психодиагностика суицидального намерения и риска антивитального поведения.
32. Психодиагностика аддиктивной и девиантной личности в консультировании.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
(реферативный доклад с медиа-презентацией):

1. Психодиагностическое заключение.
2. Измерительные и экспертные методы в психодиагностике
3. Номотетические и идеографические методики в психологическом анализе.
4. Тестология и тестовый инженеринг.
5. Клинический подход в диагностике.
6. Психодиагностическая достоверность критериев.
7. Психотический, пограничный и невротический уровни организации и развития личности как критерии диагностики.
8. Психологический диагноз и «чтение характера».
9. Дифференциальная и типологическая диагностика.
10. Модели психологического анализа в психоконсультировании и психотерапии.
11. Диагностический процесс: психодиагностическая беседа и психодиагностическое интервью.
12. Оценка структуры личности: парадигмы и методы.
13. Индивидуально-типологическая диагностика темперамента и характера.
14. Высокореактивные и низкореактивные индивиды, оценка связи конституции, темперамента и характера.
15. Диагностика уровня невротизации и психопатизации (УНП).
16. Оценка ригидности личности (ТОР).
17. Психодиагностика личности и характера. Типологическое измерение характера и уровня развития личности.
18. Нозологические и типологические критерии диагностики в психологии и психиатрии (понятие о классификациях МКБ и DSM).
19. Анализ психологического профиля личности по типу адаптации (примеры :психопатический, шизоидный, параноидный, мазохистский, обсессивно-компульсивный и др).
20. Невротические черты личности и невротический характер, неврозоподобное состояние и невроз – оценка в психодиагностических конструктах .
21. Профиль темной триады личности (шкалы нарциссизма, перфекционизма и макевиавелизма).
22. Психодиагностика эмоциональной сферы личности и аффективных расстройств.
23. Диагностика тревоги и тревожности (конструкты HAS, STAI,MAS, ИТТ, МОД),
24. Оценка «мягких и больших» депрессивных состояний ( шкалы HADS, HDRS, MADRS, MMPI, ОДС, шкалы А.Бека),
25. Оценка астенического симптомокомплекса (УНА) и социальной фрустрированности (УСФ).
26. Дифференциальная диагностика психогенной дезадаптации.
27. Диагностически значимые изменения психических процессов, состояний, свойств в норме и патологии.
28. Психосоматические и нозогенные расстройства личности.
29. Неврозоподобные и психопатоподобные состояния.
30. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния.
31. Психосоматические состояния.
32. Понятие ВКБ, диагностика адаптивных и дезадаптивных типов отношения к болезни (ТОБОЛ).
33. Адаптивная адаптация (гармоничный, эргопатический и анозогностический типы отношений).
34. Интерпсихическая дезадаптация (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, дисфорический типы отношений)
35. Интрапсихическая дезадаптация (сенситивный, эгоцентричный, паранойяльный типы отношений).
36. Классификации проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга и копинг-стратегий в диагностических конструктах опросников (WCC, ОСП).
37. Диагностика критериев оценки консультативной беседы (модель Дж.Бьюдженталя).
38. Типология техник интервенции и диагностика их коммуникативного репертуара.
39. Диагностика терапевтического дискурса.
40. Психодиагностика «понимания» проблемы клиентом и постановка гипотез в разных типах консультирования (Consulting, Counseling, Solution tal
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анастази А. Урбина С Психологическое тестирование: Учебник Питер, 2009
Л1.2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник Питер, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред.С. Никифорова Диагностика здоровья: Психологический практикум Речь, 2007
Л2.2 А. В. Батаршев Диагностика черт личности и акцентуаций: практ. руководство: Серия "Учебные пособия" Психотерапия, 2006
Л2.3 Л. Н. Собчик Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ: Практикум по психодиагностике Речь, 2004
Л2.4 Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний : Практикум Речь, 2004
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психодиагностика: учебно-метод.пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психодиагностика elibrary.asu.ru
Э2 Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии psyjournal.ru
Э3 Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы psyjournal.ru
Э4 Ассанович, М.А. Методологические подходы к научному измерению в клинической психодиагностике [Электронный ресурс] : монография / М.А. Ассанович. — Электрон. дан. — Минск : Новое знание, 2017. — 224 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/104846.
Э5 Курс в Moodle "Психодиагностика в консультативной практике" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение:
• Windows 7 Professional;
• Office 2010 Professional
• 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
• AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
• DjVu reader, http://djvureader.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Интернет-ресурсы профессиональных порталов:
http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/ http://vsetesti.ru


Журналы на иностранном языке:
1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT
http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200934&
2. ASSESSMENT
http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal201629&
3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590
4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759
5. PSYCHOLOGICAL METHODS
http://www.sciencedirect.com/science/journal/1082989X
6. DIAGNOSTICA http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15319

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.Важнйшей составляющей курса является ориентир на качественные и экспертные методы диагностики и оценки.
Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы. Данным обстоятельством определяется специфика литературы по организации диагностической беседы и интервью в практике консультирования.

писок рекомендуемой литературы по курсу представлен в Приложении.