МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое обеспечение служебной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пс.н, доцент, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое обеспечение служебной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.псих.н., доц. Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой к.псих.н., доц. Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса является познакомить студентов с особенностями психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
ПК-1 способностью осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях
ПК-6 способностью разрабатывать программы, организовывать и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую подготовку сотрудников, военнослужащих и служащих
ПК-15 способностью осуществлять диагностику проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий
ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы описания профессиональной деятельности специалиста;
способы оценки условий профессиональной деятельности;
знает методики для проведения профотбора на различные должности
принципы осуществления психологической диагностике проблемы лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные методы и программы коррекционных мероприятий в рамках психологического обеспечения служебной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях;
разрабатывать программы, организовывать и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую подготовку сотрудников, военнослужащих и служащих.
эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности;
составлять программу психологического исследования сотрудников правоохранительных органов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.осуществления психологического обеспечения служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях.
Навыками разработки программ психологического обеспечения служебной деятельности, организации и осуществления общей, специальной и целевой психологической подготовки сотрудников, военнослужащих и служащих.
эффективного взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности;
описанием структуры деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организация и порядок проведения психологического обеспечния служебной деятельности Лекции 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Цели и методы психологического обеспечения служебной деятельности. Практические 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, эффективного выполнения им оперативно-служебных задач Лекции 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, эффективного выполнения им оперативно-служебных задач Практические 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Проведение процедуры профессионально-психологического отбора. Лекции 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Анализ характеристик психических процессов, психических свойств и состояний человека, их проявлений в различных видах служебной деятельности личного состава, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества Сам. работа 9 20 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу в правоохранительные органы, военную службу Практические 9 8 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Понятие профессиограммы в трудовой деятельности. Составляющие профессиограммы. Сам. работа 9 10 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Степени профессиональной пригодности. Лекции 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.10. Профессионально-значимые качетсва руководителя правоохранительных органов. Сам. работа 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.11. Личностные качества сотрудников и их диагностика. Практические 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.12. Психологическая диагностика интеллекта. Практические 9 2 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.13. Осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава с целью формирования морально-психологической готовности к деятельности в повседневных и экстремальных условиях Практические 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.14. Мониторинг психологического климата, выявление проблем, затрудняющих функционирование подразделения, учреждения, организации; проведение диагностики и оптимизации работы с личным составом, консультирование руководителей по результатам психологического обследования личного состава подразделения Практические 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.15. разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ психологической помощи сотрудникам, военнослужащим и иным лицам Лекции 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.16. Проведение психологической реабилитации и восстановления работоспособности сотрудников, военнослужащих и иных лиц Практические 9 4 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.17. разработка моделей психодиагностики, методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация; составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию Сам. работа 9 20 ОК-1, ПК-1, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие и элементы организационной (корпоративной) культуры
правоохранительной системы.
Мотивы служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы:
содержание, методы изучения, коррекции и развития.
Взаимовлияние служебной деятельности сотрудников правоохранительной
системы и семейно-бытовых отношений: научно-практические проблемы и
возможности их решения.
Основные направления, формы и методы повышения психологической
компетентности сотрудников правоохранительной системы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов В.В. Юридическая психология: учебник М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079.
Л1.2 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогозина Т. И. Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Омская юридическая академия, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Н.Ю. Лебедев, Ю.В. Лебедева Психология формирования будущего юриста (Юридическая психология): учебное пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader



6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.