МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 118
самостоятельная работа 116
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 18 18 48 48
Практические 40 40 30 30 70 70
Сам. работа 83 83 33 33 116 116
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 180 180 108 108 288 288

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Логика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения дисциплины является формирование у студентов культуры мышления и рассуждения, приобретение ими теоретических знаний и выработка практических навыков убеждения аудитории и оппонентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: логики (логический анализ естественного языка, классическая логика высказываний и предикатов, основные типы неклассических логик, правдоподобные рассуждения, основные формы и приемы рационального познания)
ОПК-11 владением методами и приемами логического анализа, готовностью работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные проблемы традиционной и современной логики, а также основные подходы к их решению;
- основные подходы к логическому анализу естественного языка, а также их возможности, преимущества и недостатки;
- основы классической логики высказываний и предикатов, их принципы, допущения и правила вывода;
- основные типы неклассических логик, их принципы и допущения;
- основные виды и формы правдоподобных рассуждений, а также требования к ним и ошибки возникающие при их нарушении;
- методы, приемы и операции рационального познания;
- основные подходы к логическому анализу естественного языка, а также их преимущества и недостатки;
- основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научных текстах;
- семантические категории языка;
- законы и правила логики и специфику их применения в научных текстах и в отношении содержащихся в них смысловых конструкций;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания;
- виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия), а также их основные формы и правила;
- специфику и значение логического аспекта аргументации в научном и философском исследовании;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений в научном и философском исследовании;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации в научном и философском исследовании.
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить оптимальные варианты решения основных проблем традиционной и современной логики;
- выбрать оптимальный для решения поставленных задач подход к логическому анализу естественного языка, а также провести указанный анализ, учитывая возможности, преимущества и недостатки выбранного подхода;
- применять на практике основные разработки классической логики высказываний и предикатов, учитывая их принципы, допущения и правила вывода;
- применять на практике разработки основных типов неклассических логик, учитывая их принципы и допущения, преимущества и недостатки;
- правильно оперировать основными видами и формами правдоподобных рассуждений, а также соблюдать требования к ним и выявлять ошибки возникающие при их нарушении;
- выявлять у других основные методы, приемы и операции рационального познания, а также правильно оперировать ими самому;
- выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах.
- выявлять и правильно оперировать логическими формами и семантическими категориями в процессе анализа научных текстов и содержащихся в них смысловых конструкциях;
- обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- выявлять нарушения законов и правил логики в научных текстах;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь в процессе профессионального общения, а также научного и философского исследования;
- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации в научной и философской профессиональной деятельности;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения профессионального уровня;
- учитывать своеобразие аргументации в различных областях профессиональной деятельности;
- учитывать специфику способов аргументации в научной и философской профессиональной деятельности в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации в научном и философском исследовании;
- показать своеобразие аргументации в различных областях научной и философской профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками подбора и применения оптимальных вариантов решения основных проблем традиционной и современной логики;
- оптимальными для решения поставленных задач подходами к логическому анализу естественного языка, а также проведения указанного анализа, с учётом возможностей, преимуществ и недостатков выбранных подходов;
- навыками применения на практике основных разработок классической логики высказываний и предикатов, учитывая их принципы, допущения и правила вывода;
- навыками применения на практике разработок основных типов неклассических логик, с учётом их принципов и допущений, преимуществ и недостатков;
- основными видами и формами правдоподобных рассуждений, а также навыками соблюдения требований к ним и выявления ошибок возникающих при их нарушении;
- основными методами, приемами и операциями рационального познания, а также навыками правильного оперирования ими;
- навыками критического логического анализа получаемой информации;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками логического анализа научных и философских концепций;
- навыками анализа научных концепций;
- навыками правильного оперирования логическими формами и семантическими категориями в процессе анализа научных текстов и содержащихся в них смысловых конструкциях;
- навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики;
- навыками выявления нарушений законов и правил логики в научных текстах;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни;
- допустимым уловкам в процессе аргументации;
- навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем;
- навыками ведения диалога;
- навыками учета своеобразия аргументации в различных областях профессиональной деятельности;
- навыками учета специфики и отбора способов аргументации в научной и философской профессиональной деятельности в зависимости от характера аудитории и контекста;
- навыками применения основных требований стратегии, а также основных вариантов и конкретных приемов тактики аргументации в научном и философском исследовании;
- навыками учета своеобразия аргументации в различных областях научной и философской профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка
1.1. Определение и предмет логики. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.2. Определение и предмет логики. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.3. Общая характеристика этапов развития логики. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.4. Логика и язык. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.5. Логика и язык. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.6. Функции, значение и система формальной логики. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.7. Основные законы (принципы) правильного мышления. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.8. Основные законы (принципы) правильного мышления. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.9. Основные законы (принципы) правильного мышления. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Учение о понятии, определения.
2.1. Общая характеристика понятия. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.2. Общая характеристика понятия. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.3. Общая характеристика понятия. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.4. Обобщение, ограничение и определение понятия. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.5. Обобщение, ограничение и определение понятия. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.6. Деление понятия. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.7. Деление понятия. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Суждение (высказывание).
3.1. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.2. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.3. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.4. Сложное суждение (высказывание). Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.5. Сложное суждение (высказывание). Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.6. Сложное суждение (высказывание). Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.7. Логические отношения между суждениями (высказываниями). Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.8. Логические отношения между суждениями (высказываниями). Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Силлогистика.
4.1. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.2. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.3. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Непосредственные умозаключения. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.4. Простой категорический силлогизм. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.5. Простой категорический силлогизм. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.6. Простой категорический силлогизм. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.7. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.8. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.9. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Умозаключение из суждений с отношениями и сложных суждений.
5.1. Умозаключения из суждений с отношениями. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
5.2. Умозаключения из суждений с отношениями. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
5.3. Умозаключения из суждений с отношениями. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
5.4. Умозаключения из сложных суждений. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
5.5. Умозаключения из сложных суждений. Сам. работа 1 9 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
5.6. Умозаключения из сложных суждений. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Классическая логика высказываний и предикатов
6.1. Основы логики высказываний. Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.2. Основы логики высказываний. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.3. Основы логики высказываний. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.4. Основы логики предикатов. Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.5. Основы логики предикатов. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.6. Основы логики предикатов. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.7. Экзамен Экзамен 1 27 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Правдоподобные рассуждения.
7.1. Общая характеристика и виды индуктивных умозаключений. Лекции 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.2. Общая характеристика и виды индуктивных умозаключений. Практические 2 6 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.3. Общая характеристика и виды индуктивных умозаключений. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.4. Умозаключения по аналогии. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.5. Умозаключения по аналогии. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.6. Умозаключения по аналогии. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Формы развития знания.
8.1. Основы теории аргументации. Лекции 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
8.2. Основы теории аргументации. Практические 2 8 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
8.3. Основы теории аргументации. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
8.4. Гипотеза и теория. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
8.5. Гипотеза и теория. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
8.6. Гипотеза и теория. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Основные типы неклассических логик
9.1. Логика классов (множеств). Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
9.2. Логика классов (множеств). Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
9.3. Логика классов (множеств). Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
9.4. Модальная логика. Лекции 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
9.5. Модальная логика. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
9.6. Модальная логика. Сам. работа 2 5 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
9.7. Общая характеристика некоторых неклассических логик. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
9.8. Общая характеристика некоторых неклассических логик. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
9.9. Экзамен Экзамен 2 27 ОПК-1, ОПК-11, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сковиков А. К. ЛОГИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Ивин А.А. ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ивин А. А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. Логика и теория аргументации : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
Л2.3 Ивин, А. А. Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C.
Л2.4 Хоменко И.В. ЛОГИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э15 Курс в Moodle "Логика ФМКФП" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. По шагам, освоение курса
1.1. Изучать материалы курса "Логика" следует поэтапно и последовательно. Каждая новая тема раздела опирается на предыдущие (как в школьной геометрии), поэтому следует основательно понять прежде всего первые темы;
1.2 Для этого, желательно, в процессе подготовки, прочитать и понять теоретический материал по первому разделу, данный в учебнике;
1.3. Прорешать упражнения по данному разделу из сборника упражнений по логике
1.4. В случае неудачи в решении задач вернуться к соответствующему теоретическому материалу, в результате удачного решения задач перейти к следующему разделу учебника и решению соответствующих задач и т.д.
1.5. Зачетную оценку по курсу можно получить в результате итогового тестирования.
2. Что является обязательным и рекомендательным.
В процессе освоения курса студент должен освоить основные понятия, категории и символические обозначения логики; формы, законы, правила и операции правильного мышления. По окончанию курса студент должен свободно оперировать логическими категориями и понятиями, знать основные формы, законы, правила и операции правильного мышления. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе у студента формируются и развиваются профессиональные качества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.