МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое сопровождение беременности родов и раннего развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Любимова О.М.

Рецензент(ы):
к.псх.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое сопровождение беременности родов и раннего развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений об условиях, способствующих полноценному формированию психических и психологических структур человека в пренатальном, родовом периоде и периоде раннего детства, в контексте психологического здоровья личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
ПК-9 способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Структурную организацию самосознания матери. Роль родительских представлений о ребенке в становлении родительства. Содержание женской идентичности в норме. Факторы патогенеза женской идентичности. Особенности психосексуальной идентичности беременной женщины. Психологические проблемы и психологические особенности у женщин с нарушением репродуктивной функции. Особенности нервно-психического реагирования на травму на ранних (0-14 лет) стадиях онтогенеза. Содержание психических новообразований плода в дородовый период. Физиология и психология пренатального периода и родов. Целевые ориентиры работа психолога в каждом триместре беременности. Психологические последствия физиологических родов и абдоминального родоразрешения. Психические и психологические особенности состояния матери в родовой и ранний послеродовой период. Психология периода новорожденности, раннего младенчества. Последствия госпитального синдрома. Родительское отношение ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. Особенности воспитания ребенка в семье родителями разного пола. Динамику представлений супругов о детско-родительских отношениях в зависимости от этапа семейного развития. Виды родительской депривации и ее отдаленные последствия для личности. Базовые параметры анализа семейной системы. Признаки дисфункциональной семьи. Психологические методы диагностики и коррекции детско-родительских отношений. Психологические методы диагностики и коррекции, используемы в данной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выделять факторы патогенеза женской идентичности и оценивать степень их вклада в формирование идентичности.
Выделять и оценивать последствия психотравмирующих событий довербального периода онтогенеза личности.
Выделять признаки дисфункциональной семьи по базовым параметрам.
Разрабатывать анкету для проведения интервью при формулировании запроса клиента на коррекцию ДРО, отцовской и материнской (женской) идентичности, психологическому сопровождению беременной женщины.
Проводить первичное интервью при формулировании запроса клиента на коррекцию ДРО, отцовской и материнской (женской) идентичности, психологическому сопровождению беременной женщины.
Составлять план оказания консультативно-коррекционной помощи при формулировании запроса клиента на коррекцию ДРО, обучение взаимодействия с ребенком, отцовской и материнской (женской) идентичности, психологическому сопровождению беременной женщины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Качественными и количественными методами диагностики базовых параметров семейной системы.
Качественными и количественными методами диагностики детско-родительских отношений.
Качественными и количественными методами диагностики состояния женской идентичности.
Качественными и количественными методами диагностики самосознания матери.
Базовыми приемами оказания психологической помощи при формулировании запроса клиента на коррекцию ДРО, отцовской и материнской (женской) идентичности, психологическому сопровождению беременной женщины.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Онтогенез материнства.
1.1. Психологическая инициация женщины Практические 2 1 ПК-6, ПК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л1.1
1.2. Структурная организация самосознания матери Практические 2 1 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.10, Л2.7, Л1.3, Л2.5, Л1.1
1.3. Латентная деструкция как фактор прерывания беременности Практические 2 2 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л1.3, Л2.5, Л1.1
Раздел 2. Физиология и психология пренатального периода и родов.
2.1. Формирование и развитие психики в дородовый период. Психологические последствия физиологических родов и абдоминального родоразрешения Практические 2 2 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.4, Л2.6, Л1.3, Л1.1
2.2. Психология периода новорожденности и раннего младенчества. Практические 2 2 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.10, Л2.7, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Социально-психологические основания анализа жизнедеятельности семьи, как детерминанты системы развития личности
3.1. Родительское отношение ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. Практические 2 2 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л2.8, Л2.1, Л2.9, Л1.3, Л2.5, Л1.1
3.2. Родительская депривация и ее последствия Сам. работа 2 22 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.10, Л2.7, Л2.2, Л2.4, Л2.8, Л2.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.3. Аналитика положения ребенка в семье Сам. работа 2 20 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.7, Л2.8, Л2.9, Л1.3, Л1.1
3.4. Дисфункциональные семьи Сам. работа 2 18 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.3, Л2.10, Л2.2, Л2.4, Л2.8, Л2.1, Л1.3, Л2.5, Л1.1
Раздел 4. Методы психологической диагностики и коррекции ДРО
4.1. Базовые параметры анализа семейной системы Практические 2 2 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.3, Л2.2, Л2.8, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.2. Качественные и количественные методы диагностики в психологии личности. Сам. работа 2 32 ПК-6, ПК-9, СПК -1 Л2.8, Л2.1, Л2.6, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Структурная организация самосознания матери: самопостижение, самоотношение, самореализация.
2. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства. Интегрированный подход в работе с женской идентичностью.
3. Социально-психологический феномен девиантного материнства.
4. Психологические проблемы и нарушение репродуктивной функции женщин.
5. Стратегии защиты от материнства: независимость, самореализация в карьере; эгоистическое сохранение ресурсов; искажение полоролевых позиций (полоролевой и половозрастной).
6. Соответствие онтогенеза нервно-психического реагирования и нарушения репродуктивной функции.
7. Родительство в контексте личностной зрелости: актуализация образов собственных родителей, страхи, семейная динамика, принятие роли родителя. Формирование и развитие психики в дородовый период.
8. Целевые ориентиры работа психолога в каждом триместре беременности: работа со страхами (первый триместр), работа с неадекватными представлениями (второй триместр), обучение, копинг и снятие тревожности.
9. Партнерские роды: этические, юридические, гендерно-психологические аспекты.
10. Психофизиологические последствия для матери и ребенка физиологических родов и абдоминального родоразрешения.
11. Психические и психологические особенности состояния матери в родовой и ранний послеродовой период: пространственная деперсонализация, депрессия.
12. Особенности формирования, функционирования высших психических функций в период раннего развития ребенка.
13. Биоритмы младенца.
14. Госпитализм.
15. Родительское отношение ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие.
16. Особенности воспитания ребенка в семье родителями разного пола.
17. Динамика представлений супругов о детско-родительских отношениях в зависимости от этапа семейного развития. Аналитика положения ребенка в семье.
18. Сиблинги и их роль в сохранении психического здоровья и развития личности в семье. Коммуникативная компетентность членов семьи и коммуникативные модели в семье.
19. Родительская депривация. Отдаленные последствия родительской депривации (в подростковом и юношеском возрасте)
20. Особенности переживания развода детьми 0-7 лет. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей.
21. Психологические особенности ДРО в приемных семьях. Компенсаторные возможности приемной семьи: мотивы усыновления, сохранение тайны, адаптация семьи к ребенку.
22. Дисфункциональные семьи.
23. Нарушения семейного воспитания как фактор формирования аддикций.
24. Детско-родительские отношения и совладающее поведение детей: социально-психологические аспекты. Особенности психологического сопровождения детей пострадавших от сексуального насилия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусматривается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Любимова О.М. Психологические проблемы раннего онтогенеза личности: Барнаулк: изд=во АлтГУ, 2013 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/874
Л1.2 Стайнер, Д. Патологические организации у психотических, невротических и пограничных пациентов : Москва : Когито-Центр, 2010 biblioclub.ru
Л1.3 Казьмин А. М., Казьмина Л. В Дневник развития ребенка от рождения до трех лет: Москва:Когито-Центр, 2000 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи: СПб : Питер, 2000
Л2.2 О.А. Фиофанова Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012
Л2.3 Л. И. Акатов Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие для вузов М.: ВЛАДОС, 2004
Л2.4 И.А. Фурманов Психология депривированного ребенка: М.: ВЛАДОС, 2009
Л2.5 Рейнгольд Д. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти : Москва: ПЕР СЭ, 2004 biblioclub.ru
Л2.6 редкол.: Л. Д. Демина, Д. В. Труевцев Нейропсихология в диагностике, коррекции, консультировании и профилактике нарушений здоровья человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 18-20 апреля 2011 г.): Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012
Л2.7 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для вузов М.: Академия, 2011 6
Л2.8 ред. Е.Г. Силяева Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: М.: ИЦ «Академия», 2011
Л2.9 Ж. Пиаже, Б. Инхельдер Психология ребенка: СПб. : Питер, 2003
Л2.10 сост. О. В. Защиринская Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учеб. пособие для вузов СПб.: Речь, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://testoteka.narod.ru/int/0.html
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ,
поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. Особое внимание следует уделять разделам, посвященный теоретико-методологическим подходам к конструированию модли самоотношения. Как показывает опыт, эти темы представляются наиболее трудными для самостоятельного изучения студентом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.
При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:
• составить план материала,
• при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
• подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
• время доклада или выступления – 5-6 минут
• после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
• Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)
• Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ

• Тестирование в учебном процессе используется в целях текущего, промежуточного контроля знаний студентов.
• Оценочные материалы содержат вопросы по материалу всего курса (промежуточная аттестация) или части курса (текущая аттестация) и носят компетентностно-ориентированный характер.
• В целях подготовки к текущей/промежуточной аттестации, студенту следует просмотреть все имеющиеся и рекомендуемые материалы, представленные в печатном или электронном виде. Если какая-либо тема вызывает затруднения при самостоятельном изучении, необходимо вынести ее обсуждение на занятии/консультации, предварительно сообщив об этом преподавателю.
• За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1балл.
• Выполнение тестовых заданий позволяет оценить уровень знаний студентов и выявить возможные пробелы. Большое количество допущенных ошибок (более 50%) свидетельствует о недостаточно полном усвоении материала. На тестирование отводится 60 минут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

• Ознакомится со списком литературы по теме, связанной с выполнением задания
• Выписать и выучить термины, связанные с темой
• Выбрать и отсмотреть стимульный материал (фильм и пр.)
• Выбрать эпизоды, иллюстрирующие необходимые по заданию психологические феномены
• При наличии возможности обсудить свои предположения с партнерами
• Подготовить аргументы, почему тот или иной стимульный материал иллюстрирует заявленный психологические феномен. Подготовить ответ, с использованием специализированных терминов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
успешное прохождение промежуточной аттестации подразумевает наличие 3х компонентов за период изучения дисциплины.
1. Успешное прохождение теста (свыше 50% заданий)
2. Выполнение всех практических заданий.
3. Устный ответ при прохождении итоговой промежуточной аттестации.
Итоговая оценка выводится на основания факта наличия 1 и 2 компонента, качества ответа промежуточной аттестации, где возможна дифференциация оценки по 100 бальной шкале.