МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы социальной философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.филос. наук, доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.филос.наук, профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы социальной философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать магистрам базовые знания об основах и принципах социальной статики и социального функционирования, сформировать у студентов целостное представление о развитии социально-философского знания, а также о современных философских проблемах человека и общества;
- обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке, отношения человека к природе, условий формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
-изложить основные концепции исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владение углубленным знанием современных проблем философии, готовность предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения
ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- основные проблемы социальной философии;
- основные подходы к изучению проблем социальной структуры, социального функционирования и динамики;
- общий ход исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- о взаимоотношении биологического, социального и духовного в человеке, отношение человека к природе,
- основные концепции информационного общества;
- философский аспект глобальных проблем человечества;
- основные положения философско-политических учений;
- основные герменетвтические методы и теории;
- социальные проекты общественного идеала в философии;
- специфику социально-философского познания;
- проблемы критериев истины в социальном познании;
- критическую, интеллектуальную философию истории и постмодернистскую концепцию исторического познания;
- проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- основные методологические положения социально-философских концепций;
- принципы и методы основных школ и направлений социально-философской мысли;
- основные методологические подходы к интерпретации смысла истории;
- основные аспекты социально-философского знания;
- современные философские проблемы человека и общества;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
- основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- основы и принципы построения этических концепций;
- основные философские системы, содержащие морально-этический компонент;
- специфику социально-философского и философско-исторического познания;
- критерии истины в социальной философии и философии истории;
- основания социокультурного взаимодействия;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- психоаналитические основания власти.
3.2.Уметь:
3.2.1.- вести диалог, отстаивать собственные убеждения;
- применять основные положения философской антропологии, философии истории и философии политики при анализе социальных явлений и событий;
- определить основные виды социальных групп, указать их особенности и специфику взаимодействия с другими группами;
- выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах;
- различать форму и содержание социальных институтов и явлений;
- рассматривать общество с позиций системного подхода;
- осуществлять социально-философский анализ свойств правового государства и гражданского общества.
- применять основные положения социальной философии, философии истории и философии политики при анализе социальных явлений и событий;
- отличать социально-философские теории от социальных прожектов;
- применять герменевтический, системный, структурно-функциональный и постмодернистский подходы при анализе общественных явлений;
- применять в социально-философских исследованиях общелогические методы исследования;
- использовать основные положения философии культуры в профессиональной коммуникации в процессе педагогической деятельности;
- применять в профессиональной педагогической деятельности основные требования моральной философии;
- использовать основные этические положения философии в профессиональной педагогической практике;
- анализировать отношения господства и подчинения в обществе и научить этому учащихся;
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы и научить этому учащихся;
- использовать основные положения и методы социального познания в
профессиональной педагогической деятельности;
- представлять итоги экспертной работы по социально-философской проблематике в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе преподавательской деятельности;
- обосновать взаимоотношения биологического, социального и духовного в человеке и донести свои аргументы до учащихся в процессе педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение;
- основными медодами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении социальных процессов и явлений;
- навыками компаративного анализа;
- навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем;
- навыками ведения философского диалога;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении социальных процессов и явлений;
- навыками герменевтического, системного, структурно-функционального и постмодернистского анализа социальных явлений и процессов;
- стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности;
- этическими нормами и навыками их применения в профессиональной педагогической деятельности;
- навыками рефлексивного самоанализа и умением привить данные навыки учащимся;
- интерактивными навыками профессиональной коммуникации в процессе преподавательской деятельности;
- навыками убеждения и аргументации в этических вопросах в процессе преподавательской деятельности;
- критериями научности в социально-философском и философско-историческом познании в процессе профессиональной педагогической деятельности;
- навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений и умением привить данные навыки учащимся;
- навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике в профессиональной педагогической деятельности;
- навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности;
- навыками ведения диалога в педагогической практике;
- навыками изложения основных концепций исторического процесса, проблем и перспектив современной культуры и цивилизации в процессе преподавательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная философия: основные проблемы, подходы и структура социально-философского знания.
1.1. Проблема «человек и общество» («сингуляризм» и «универсализм»). Основные парадигмы (субъектная, деятельностная, институциональная), аспекты (структурный, функциональный, динамический) и уровни (социально-философский, философско-исторический, исторический и социологический) рассмотрения общества. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Проблема «человек и общество» («сингуляризм» и «универсализм»). Основные парадигмы (субъектная, деятельностная, институциональная), аспекты (структурный, функциональный, динамический) и уровни (социально-философский, философско-исторический, исторический и социологический) рассмотрения общества. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Деятельностный подход и основные проблемы социальной статики.
2.1. Проблема определения культуры и классификация подходов к ее решению, их достоинства и недостатки. Деятельностный подход к определению культуры и соотношение культурного и социального. Основы социальной дифференциации. Проблема групповой дифференциации и ее решение в рамках деятельностного подхода. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Проблема определения культуры и классификация подходов к ее решению, их достоинства и недостатки. Деятельностный подход к определению культуры и соотношение культурного и социального. Основы социальной дифференциации. Проблема групповой дифференциации и ее решение в рамках деятельностного подхода. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики.
3.1. Основы социальной дифференциации в концепции Сорокина П.А. Невозможность универсальной групповой дифференциации. Основные виды (типы) групп (элементарные, кумулятивные, социальные агрегаты). Решение проблемы групповой дифференциации Сорокиным П.А. в рамках субъектного подхода. Основы социальной и групповой дифференциации в концепции Дюркгейма Э. (институциональный подход). Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Проблема классификации социальных групп.
4.1. Классификация групп в социологии и социальной психологии (условные и реальные, большие и малые, стихийные и устойчивые). Основные виды больших устойчивых групп (сословие, класс, страта), их локально-темпоральный характер и релятивность. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Авторы сборника «Вехи» о русской интеллигенции.
5.1. Проблема определения понятия «интеллигенция». Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития. Основные черты русской интеллигенции. Своеобразие психологии русских интеллигентов. Специфика мировоззрения интеллигенции. Отношение интеллигенции к философии. Интеллигенция и культура. Соотношение «личного» и «общественного» в сознании интеллигентов. Причины и следствия духовной оторванности интеллигенции от народа. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллигенции и ее предназначение. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.2. Проблема определения понятия «интеллигенция». Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития. Основные черты русской интеллигенции. Своеобразие психологии русских интеллигентов. Специфика мировоззрения интеллигенции. Отношение интеллигенции к философии. Интеллигенция и культура. Соотношение «личного» и «общественного» в сознании интеллигентов. Причины и следствия духовной оторванности интеллигенции от народа. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллигенции и ее предназначение. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Основные концепции социальной солидарности и конфликта.
6.1. Равновесно-интеграционная концепция (Г. Спенсер, Л.Ф. Уорд, Малиновский Б.К., Уорнер У.Л.). Теория конфликта (Парсонс Т., Дарендорф Р.Г., Козер Л.). Диалектическая концепция (Маркс К., Энгельс Ф.). Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Тард Г. о солидарности и конфликте в социальных отношениях.
7.1. Основные положения динамической социальной логики. Основные социальные чувства («социальное сердце») их гармония и динамика (взаимные чувства членов социальной группы и чувства членов социальной группы к посторонним группам). Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
7.2. Основные положения динамической социальной логики. Основные социальные чувства («социальное сердце») их гармония и динамика (взаимные чувства членов социальной группы и чувства членов социальной группы к посторонним группам). Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Проблема конфликта и любви в философии Ж.П. Сартра.
8.1. Аспекты сознания, их противоречивость и взаимосвязь (бытие-для-себя; бытие-в-себе; бытие-для-другого). Проблема самосознания. Основы и причины любви и конфликта. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
8.2. Аспекты сознания, их противоречивость и взаимосвязь (бытие-для-себя; бытие-в-себе; бытие-для-другого). Проблема самосознания. Основы и причины любви и конфликта. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура».
9.1. Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
9.2. Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Критика К. Поппера теории капитализма К. Маркса.
10.1. Критика учения о будущем бесклассовом обществе. Критика учения о классовой борьбе в капиталистическом обществе. Критика учения об экономических основах капитализма и их влиянии на отношения между классами. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
10.2. Критика учения о будущем бесклассовом обществе. Критика учения о классовой борьбе в капиталистическом обществе. Критика учения об экономических основах капитализма и их влиянии на отношения между классами. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Этнические общности (проблемы определения и типологии).
11.1. Понятие «этноса». Социально-историческое определение «этноса» («этникоса») Бромлея Ю.В. и его критика. Естественнонаучный характер определения «этноса» Гумилева Л.Н. и его критика. Проблема типологии этнических общностей и вариант ее решения Гумилевым Л.Н. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 12. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
12.1. Виды, основы и следствия этнических контактов. Пассионарность как причина происхождения этносов. Колебания уровня пассионарности. Этническая доминанта и ее роль в этногенезе. Соотношение природного (биологического) и социального в этносе. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
12.2. Виды, основы и следствия этнических контактов. Пассионарность как причина происхождения этносов. Колебания уровня пассионарности. Этническая доминанта и ее роль в этногенезе. Соотношение природного (биологического) и социального в этносе. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 13. Взаимосвязь социальной психологии и идеологии в работе К. Манхейма «Идеология и утопия».
13.1. Социальная детерминированность мышления. Групповая дифференциация и типы мышления. Коллективное бессознательное. Стиль мышления. Социальные основы и особенности идеологического и утопического мышления. Происхождение и содержание понятия «идеологии». Развитие понятия «идеологии» и его функции. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
13.2. Социальная детерминированность мышления. Групповая дифференциация и типы мышления. Коллективное бессознательное. Стиль мышления. Социальные основы и особенности идеологического и утопического мышления. Происхождение и содержание понятия «идеологии». Развитие понятия «идеологии» и его функции. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 14. Проблема выявления сущности культуры социальной группы и основания социокультурного заимодействия.
14.1. Проблема выявления основания и сущности культуры социальной группы. Проблема определения понятия «традиции». Соотношение культуры и традиции. Проблема определения «ментальности». Ментальность и ее взаимосвязь с культурными, социальными и социально-психологическими явлениями. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
14.2. Проблема выявления основания и сущности культуры социальной группы. Проблема определения понятия «традиции». Соотношение культуры и традиции. Проблема определения «ментальности». Ментальность и ее взаимосвязь с культурными, социальными и социально-психологическими явлениями. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 15. Социальные основы религии в работе М. Вебера «Социология религии».
15.1. Взаимосвязь генезиса религии и социальной деятельности. Социальная дифференциация и особенности религиозного мышления. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
15.2. Взаимосвязь генезиса религии и социальной деятельности. Социальная дифференциация и особенности религиозного мышления. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 16. Предмет философии истории.
16.1. Субъект и объект философии истории. Теоретические проблемы философии истории. Связь философии истории с другими общественными науками. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
16.2. Субъект и объект философии истории. Теоретические проблемы философии истории. Связь философии истории с другими общественными науками. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
16.3. Субъект и объект философии истории. Теоретические проблемы философии истории. Связь философии истории с другими общественными науками. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 17. Философско-исторические концепции.
17.1. Философско-исторические концепции античности. Проблема соотношения священной и профанной истории в философии сред¬невековья. Философия истории в Англии и во Франции эпохи Просвещения. Зарождение историзма. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
17.2. Философско-исторические концепции античности. Проблема соотношения священной и профанной истории в философии сред¬невековья. Философия истории в Англии и во Франции эпохи Просвещения. Зарождение историзма. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания Практические 1 6 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
17.3. Философско-исторические концепции античности. Проблема соотношения священной и профанной истории в философии сред¬невековья. Философия истории в Англии и во Франции эпохи Просвещения. Зарождение историзма. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 18. Проблемы детерминизма в философии истории. Теории факторов
18.1. Диалектика объективного и субъективного в истории. Детерминизм и фатализм. Географический детер¬минизм .(Ш.Монтескье, Л.И.Мечников). Марксистская концепция социального детерминизма. Материа¬листическое объяснение общественных процессов. Детермини¬рующая роль экономического фактора. Технологический детерминизм. Сциентистско -позитивистское толкование движущих сил ис¬тории. Специфика социальной каузальности. Детерминационные и вероятностные связи в процессе социального развития. Специфика исторической закономерности. Роль случайности в истории. Синергетический подход в анализе исторической каузальности. Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
18.2. Диалектика объективного и субъективного в истории. Детерминизм и фатализм. Географический детер¬минизм .(Ш.Монтескье, Л.И.Мечников). Марксистская концепция социального детерминизма. Материа¬листическое объяснение общественных процессов. Детермини¬рующая роль экономического фактора. Технологический детерминизм. Сциентистско -позитивистское толкование движущих сил ис¬тории. Специфика социальной каузальности. Детерминационные и вероятностные связи в процессе социального развития. Специфика исторической закономерности. Роль случайности в истории. Синергетический подход в анализе исторической каузальности. Сам. работа 1 3 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 19. Субъекты истории
19.1. Человек, социальная группа, человечество как субъекты истории. Понятия «народ», «толпа», «лич¬ность». Роль народных масс в истории. .Марксизм о сознательной деятельности народных масс в истории. Н.Михайловский, Г.Лебон, Г.Тард о разновидностях толпы и ее роли в общественных процессах. Герой и толпа. Понятие выдающейся личности. Г.Гегель о роли личности в истории. Теории лидерства – теории черт, ситуационные. Теория определяющей роли последователей. Теория вождизма. Типология лидерства М.Вебера. Харизматический лидер. Мифологизация исторического лица и рутинизация харизмы.. Авторитет и культ личности в истории. Образ исторического героя в массовом сознании. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
19.2. Человек, социальная группа, человечество как субъекты истории. Понятия «народ», «толпа», «лич¬ность». Роль народных масс в истории. .Марксизм о сознательной деятельности народных масс в истории. Н.Михайловский, Г.Лебон, Г.Тард о разновидностях толпы и ее роли в общественных процессах. Герой и толпа. Понятие выдающейся личности. Г.Гегель о роли личности в истории. Теории лидерства – теории черт, ситуационные. Теория определяющей роли последователей. Теория вождизма. Типология лидерства М.Вебера. Харизматический лидер. Мифологизация исторического лица и рутинизация харизмы.. Авторитет и культ личности в истории. Образ исторического героя в массовом сознании. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 20. Эволюционное и революционное в общественном развитии. Направленность истории и идея общественного прогресса. Смысл истории.
20.1. Понятие общественной эволюции и революции. Идеи эволюционизма в философии истории .Г.Спенсер об естественно-историческом характере развития общества. П.Сорокин, Г.Смелзер о социальной эволюции. Революционные изменения в обществе, их формы. Теории социальных революций: марксистская, позитивистская, депривационная, структурная. Теория революционной ситуации В.Ленина. Революция как крайняя форма массового насилия Роль насилия в истории. Практика ненасильственных способов воздействия на общественное развитие. М.Ганди, М.Л.Кинг. Идея историзма в философии. Континуальный характер развития исторического процесса. Проблема интерпретации смысла истории. Цель истории. Имманентный и трансцендентный смысл истории. К.Маркс, Г.Плеханов, К.Ясперс, Н.Бердяев, К.Поппер.П.Тейяр де Шарден, О. Тоффлер. Проблема определения прогресса и регресса в общественном развитии. Критерии прогресса. Суммативный и субстанциональный подходы к оценке прогресса в современной философии истории. «Законы» прогрессивного развития. Практические 1 8 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
20.2. Понятие общественной эволюции и революции. Идеи эволюционизма в философии истории .Г.Спенсер об естественно-историческом характере развития общества. П.Сорокин, Г.Смелзер о социальной эволюции. Революционные изменения в обществе, их формы. Теории социальных революций: марксистская, позитивистская, депривационная, структурная. Теория революционной ситуации В.Ленина. Революция как крайняя форма массового насилия Роль насилия в истории. Практика ненасильственных способов воздействия на общественное развитие. М.Ганди, М.Л.Кинг. Идея историзма в философии. Континуальный характер развития исторического процесса. Проблема интерпретации смысла истории. Цель истории. Имманентный и трансцендентный смысл истории. К.Маркс, Г.Плеханов, К.Ясперс, Н.Бердяев, К.Поппер.П.Тейяр де Шарден, О. Тоффлер. Проблема определения прогресса и регресса в общественном развитии. Критерии прогресса. Суммативный и субстанциональный подходы к оценке прогресса в современной философии истории. «Законы» прогрессивного развития. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
20.3. Экзамен 1 27 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л1.2 Тульчинский Г.Л. - Отв. ред. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке В. А. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Гаджиев, К. С. Политическая философия и социология : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/0E1B4CCE-F2FC-4B79-8B71-DB98C553FE73
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э2 Библиотека по философии. lib.ru
Э3 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э4 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э5 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э6 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э7 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э8 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э9 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э10 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э11 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э12 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э13 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э14 Курс в Moodle "Актуальные проблемы социальной философии. Часть 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.