МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы социальной философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Федюкин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы социальной философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Современные проблемы социальной философии» - ознакомить студентов с основными философско-историческими концепциями, тенденциями и закономерностями исторического процесса; дать студентам базовые знания о современных тенденциях социально-философского исследования цивилизаций.
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владение углубленным знанием современных проблем философии, готовность предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения
ОПК-5 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- мировоззренческие, социализирующие и методологические функции социальной философии;
- формы и принципы ведения философского диалога;
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные принципы философского анализа концепций и литературы;
- основные варианты современной научно-философской картины мира;
- основные приемы и методы аргументации;
- основные проблемы современной социальной философии.
- специфику современного социально-философского познания;
- проблемы критериев истины в современном социальном познании;
- критическую, интеллектуальную философию истории и постмодернистскую концепцию исторического познания;
- проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- основные методологические подходы к анализу современных социальных событий и явлений;
- основные методологические положения современных социально-философских концепций;
- принципы и методы основных современных школ и направлений социально-философской мысли;
- основные современные методологические подходы к интерпретации смысла истории.
- основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений;
- основные категории современной социальной философии;
- основные философские концепции общественного (коллективного, массового) сознания;
- проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- основные школы и направления социально-философской мысли;
- основные положения социально-философских концепций;
- интерпретации смысла истории. Субъект как носитель смысла истории. Суммативную и субстанциальную концепцию смысла истории. Проблему начала и конца истории;
- знать основные подходы к определению понятия «цивилизация»;
- знать основные варианты классификации цивилизаций, их основания и принципы;
- знать специфические особенности основных цивилизаций;
- знать основные особенности и закономерности генезиса и трансформации цивилизаций;
- знать основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций;
- определение понятия «власть» в социальной философии;
- проблемы определения власти;
- содержание понятия «харизматический лидер» и иррациональность его образа в массовом сознании;
- психоаналитические основания власти;
- концептуальные характеристики власти;
- специфику социально-философского и философско-исторического познания;
- критерии истины в социальной философии и философии истории;
- основные философские концепции свободы и необходимости;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности;
- основные социально-философские концепции социальной справедливости;
- основы и принципы построения этических концепций;
- основные философские системы, содержащие морально-этический компонент;
- формы и методы социального познания;
- проблемное поле социальной философии;
- - основные принципы современных философских концепций исторического процесса и исторического познания;
- основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений;
- основные концепции исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- основания социокультурного взаимодействия;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы и культуры;
- о роли философии в становлении личности;
- основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания;
- знать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер.


3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать современные конкретные социальные и политические явления с мировоззренческих позиций;
- вести диалог, отстаивать собственные убеждения;
- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа современных общественных явлений;
- применять герменевтический, системный, структурно-функциональный и постмодернистский подходы при анализе современных общественных явлений;
- применять в социально-философских исследованиях общелогические методы исследования;
- выявлять сущность и явление в социальных явлениях и процессах;
- различать форму и содержание современных социальных институтов и явлений;
- выявить основы и специфику взаимодействия цивилизаций;
- применять основные положения социальной философии, философии истории и философии политики при анализе современных социальных явлений и событий;
- использовать основные положения и методы социального познания в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- представлять итоги экспертной работы по социально-философской проблематике в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями;
- использовать основные положения философии культуры в повседневной коммуникации;
- применять в профессиональной деятельности основные требования моральной философии;
- использовать основные этические положения философии экзистенциализма, психоанализа и русской религиозной философии в профессиональной практике;
- анализировать отношения господства и подчинения в обществе;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации;
- понимать логику авторов оригинальных текстов и показать ее учащимся;
- выявлять основные истоки и положения социально-философских теорий, философско-политических учений современных философских школ и направлений и доносить их до учащихся в процессе педагогической деятельности;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики на основе главных положений современной социальной философии и научить этому учащихся;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе преподавательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками социально-философского анализа научных и философских концепций;
- навыками философской аргументации;
- навыками ведения диалога;
- навыками работы с социально-философской литературой;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение;
- методами анализа социальных явлений и процессов основных социально-философских направлений.
- навыками герменевтического, системного, структурно-функционального и постмодернистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- навыками ведения философского диалога;
- критериями научности в социально-философском и философско-историческом познании;
- навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений;
- навыками ведения экспертную работу по социально-философской проблематике.
- навыками рефлексивного самоанализа;
- интерактивными навыками коммуникации;
- навыками убеждения и аргументации в этических вопросах;
- навыками философской аргументации в процессе преподавательской деятельности;
- навыками ведения диалога в педагогической практике;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений в процессе преподавательской деятельности;
- стремлением к нравственной рефлексии в процессе педагогической деятельности;
- навыками анализа современных социальных проблем в процессе преподавательской деятельности;
- этическими нормами и навыками их применения в профессиональной педагогической деятельности;
- навыками ведения научно-исследовательской деятельности в области социальной философии и умением привить данные навыки учащимся.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема предмета философии истории. Определение философии истории.
1.1. Онтологические проблемы философии истории. Философия истории — теоретическая реконструкция исторического прошлого. Исторический факт, историческое событие. Историческая реальность и историческое прошлое. Лекции 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.2. Онтологические проблемы философии истории. Философия истории — теоретическая реконструкция исторического прошлого. Исторический факт, историческое событие. Историческая реальность и историческое прошлое. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. Проблема истинного знания в философии и методологии истории
2.1. Гносеологические проблемы философии истории. Специфика исторического познания. Общество как субъект и объект познания. Задачи научного исторического познания Непосредственное и опосредованное отражение действительности. Проблема достоверности исторического источника Проблема истины в историческом познании. Истина и рост исторического знания. Роль воображения в историческом познании. Критерий истины в критической философии истории Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.2. Гносеологические проблемы философии истории. Специфика исторического познания. Общество как субъект и объект познания. Задачи научного исторического познания Непосредственное и опосредованное отражение действительности. Проблема достоверности исторического источника Проблема истины в историческом познании. Истина и рост исторического знания. Роль воображения в историческом познании. Критерий истины в критической философии истории Практические 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.3. Гносеологические проблемы философии истории. Специфика исторического познания. Общество как субъект и объект познания. Задачи научного исторического познания Непосредственное и опосредованное отражение действительности. Проблема достоверности исторического источника Проблема истины в историческом познании. Истина и рост исторического знания. Роль воображения в историческом познании. Критерий истины в критической философии истории Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 3. Парадигмы исторического познания
3.1. Античная парадигма цикличности истории. Средневековая концепция священной и профанной истории. Классическая парадигма исторической реальности. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
3.2. Античная парадигма цикличности истории. Средневековая концепция священной и профанной истории. Классическая парадигма исторической реальности. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 4. Методологический плюрализм в историческом познании в конце 20 века.
4.1. Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания. Микроистория. Исторический нарратив. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.2. Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания. Микроистория. Исторический нарратив. Практические 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
4.3. Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания. Микроистория. Исторический нарратив. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 5. Проблема закономерности и случайности в истории
5.1. Детерминизм и вероятностные связи в процессе социального развития. Специфика исторической закономерности. Роль случайности в истории. Синергетический подход в анализе исторической каузальности. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.2. Детерминизм и вероятностные связи в процессе социального развития. Специфика исторической закономерности. Роль случайности в истории. Синергетический подход в анализе исторической каузальности. Практические 2 4 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.3. Детерминизм и вероятностные связи в процессе социального развития. Специфика исторической закономерности. Роль случайности в истории. Синергетический подход в анализе исторической каузальности. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 6. Идеи социального пространства и времени в современной философии истории.
6.1. Социальное и историческое время. Историческое время - разновидность социального времени. Характеристика исторического времени. Объективное и субъективное время. Осевое время. Последовательность событий и «направление времени». Время и повторяемость в истории. Вечность и время. Аспекты изучения исторического времени. Календарное и историческое время. Свободное время как критерий личной свободы. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
6.2. Социальное и историческое время. Историческое время - разновидность социального времени. Характеристика исторического времени. Объективное и субъективное время. Осевое время. Последовательность событий и «направление времени». Время и повторяемость в истории. Вечность и время. Аспекты изучения исторического времени. Календарное и историческое время. Свободное время как критерий личной свободы. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 7. Проблема смысла и направленности истории в философии истории
7.1. Концепции суммативного и субстанциального смысла истории. Проблема начала и конца истории Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
7.2. Концепции суммативного и субстанциального смысла истории. Проблема начала и конца истории Практические 2 2 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
7.3. Концепции суммативного и субстанциального смысла истории. Проблема начала и конца истории Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 8. Субъекты истории
8.1. Исторические личности как агенты социальной динамики. Вождизм и лидерство. Феномен культа личности в XX веке. Мифологизация исторического лица и рутинизация харизмы.. Авторитет и культ личности в истории. Образ исторического героя в массовом сознании. Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
8.2. Исторические личности как агенты социальной динамики. Вождизм и лидерство. Феномен культа личности в XX веке. Мифологизация исторического лица и рутинизация харизмы.. Авторитет и культ личности в истории. Образ исторического героя в массовом сознании. Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 9. Проблема определения и классификации цивилизаций.
9.1. Проблема определения понятия «цивилизации». Основные подходы к определению понятия «цивилизация». Проблема классификации цивилизаций. Основные варианты классификации цивилизаций, их основания и принципы. Лекции 2 4 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
9.2. Проблема определения понятия «цивилизации». Основные подходы к определению понятия «цивилизация». Проблема классификации цивилизаций. Основные варианты классификации цивилизаций, их основания и принципы. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
9.3. Проблема определения понятия «цивилизации». Основные подходы к определению понятия «цивилизация». Проблема классификации цивилизаций. Основные варианты классификации цивилизаций, их основания и принципы. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 10. Специфика европейской и латиноамериканской цивилизаций.
10.1. Основные особенности европейской цивилизации. Специфика взаимодействия европейской цивилизации с другими цивилизациями. Основные особенности латиноамериканской цивилизации. Специфика взаимодействия латиноамериканской цивилизации с другими цивилизациями Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
10.2. Основные особенности европейской цивилизации. Специфика взаимодействия европейской цивилизации с другими цивилизациями. Основные особенности латиноамериканской цивилизации. Специфика взаимодействия латиноамериканской цивилизации с другими цивилизациями Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
10.3. Основные особенности европейской цивилизации. Специфика взаимодействия европейской цивилизации с другими цивилизациями. Основные особенности латиноамериканской цивилизации. Специфика взаимодействия латиноамериканской цивилизации с другими цивилизациями Сам. работа 2 5 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 11. Специфика индийской и буддийской цивилизаций.
11.1. Основные особенности индийской цивилизации. Специфика взаимодействия индийской цивилизации с другими цивилизациями. Основные особенности буддийской цивилизации. Специфика взаимодействия буддийской цивилизации с другими цивилизациями. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
11.2. Основные особенности индийской цивилизации. Специфика взаимодействия индийской цивилизации с другими цивилизациями. Основные особенности буддийской цивилизации. Специфика взаимодействия буддийской цивилизации с другими цивилизациями. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 12. Специфика исламской и дальневосточной цивилизаций.
12.1. Основные особенности исламской цивилизации. Специфика взаимодействия исламской цивилизации с другими цивилизациями. Основные особенности дальневосточной цивилизации. Специфика взаимодействия дальневосточной цивилизации с другими цивилизациями. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
12.2. Основные особенности исламской цивилизации. Специфика взаимодействия исламской цивилизации с другими цивилизациями. Основные особенности дальневосточной цивилизации. Специфика взаимодействия дальневосточной цивилизации с другими цивилизациями. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 13. Генезис и трансформация цивилизаций.
13.1. Проблема генезиса цивилизаций. Основные особенности и закономерности генезиса. Основные особенности и закономерности трансформации цивилизаций. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
13.2. Проблема генезиса цивилизаций. Основные особенности и закономерности генезиса. Основные особенности и закономерности трансформации цивилизаций. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
13.3. Проблема генезиса цивилизаций. Основные особенности и закономерности генезиса. Основные особенности и закономерности трансформации цивилизаций. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 14. Взаимодействие цивилизаций (прошлое и современность). Сценарии будущего сосуществования цивилизаций.
14.1. Основы и специфика взаимодействия цивилизаций. Основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
14.2. Основы и специфика взаимодействия цивилизаций. Основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
14.3. Основы и специфика взаимодействия цивилизаций. Основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке В. А. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Гаджиев К.С. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Василенко И. А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.4 Тульчинский Г.Л. - Отв. ред. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э13 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.