Закреплена за кафедрой | Кафедра дифференциальных уравнений |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Информационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_ПИ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений
Протокол от 10.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор А.А. Папин
1.1. | ознакомление с основными методологическими проблемами и историческим развитием математики и информатики, изучение места и роли математики в современном мире и системе наук; формирование математического мировоззрения магистрантов; развитие их интеллекта, общей культуры и способностей к логическому и алгоритмическому мышлению; развитие способности исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития ИКТ, исследовать закономерности становления и развития информационного общества в прикладной области. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития ИКТ |
ОПК-4 | способностью исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | место математики и математических дисциплин в системе научных знаний, ее взаимоотношение с философией, гуманитарными, естественнонаучными и техническими науками; основные факты, события и идеи в ходе многовековой истории развития математики, вычислительной техники и программирования; основные исторические этапы развития разделов математики, философско-мировоззренческие направления формирования математической мысли, основные мировые и отечественные математические школы от цивилизаций Вавилона, Египта, Китая, Индии до современной новейшей истории; персоналии ведущих ученых в области математики и информатики; современные тенденции развития, научные и прикладные достижения математики и информатики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | понимать роль математических дисциплин в формировании мировоззрения человека; четко представлять и понимать единство математики, несмотря на внешнюю разобщенность ее различных приложений и методов; анализировать проблемы математики и информатики и пути их решения, делать аналитические обзоры; исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития ИКТ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | нахождения, анализа и контекстной обработки информации по истории и методологии математики и информатики; целостного представления о внутренних и внешних исторических причинах формирования и развития основных положений, понятий, определений в математике и информатике; по основным методологическим концепциям формирования оснований геометрии, арифметики, алгебры, математического анализа, программирования, основам методологии научного познания и системного подхода при изучении различных уровней организации материи, информации, пространства и времени; применения IT-методов для реализации решений в области математики и информационных технологий по профильной направленности ООП магистратуры; исследования закономерностей становления и развития информационного общества в прикладной области. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формирование математики как науки | ||||||
1.1. | Основные этапы развития математики. Зарождение математики в древности | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
1.2. | Математика в эпоху эллинизма. Математика в древнем Китае и Индии | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
1.3. | Математика в средние века | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
1.4. | Примеры задач из книги Алкуина. Профессии математиков | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
1.5. | Математическое образование в средневековой Европе, квадривиум и первые университеты | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
1.6. | Решение алгебраических уравнений 3-й и 4-й степени в XVI в. (С. Ферро, А.М. Фиоре, Л. Феррари, Н. Тарталья, Дж. Кардано), алгебра Ф. Виета | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
1.7. | Математика в эпоху Возрождения | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
1.8. | Работы Леонардо да Винчи в области прикладной математики. Теория перспективы и работы Альбрехта Дюрера | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
Раздел 2. Математика и научно-техническая революция XVII-XIX вв. | ||||||
2.1. | Математика в XVII веке. Научная революция Нового времени и механическая картина мира | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4 |
2.2. | Математика в XVII веке. Аналитическая геометрия | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4 |
2.3. | Метод флюксий И. Ньютона и учение о бесконечно малых Г. Лейбница | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4 |
2.4. | Создание математического анализа. Интеграционные и дифференциальные методы в XVII веке | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4 |
2.5. | Алгебра, геометрия и теория чисел в век Просвещения. Л. Эйлер, Ж. Лагранж | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4 |
2.6. | Создание теории вероятностей. Создание проективной геометрии | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4 |
2.7. | Математические работы К.Ф. Гаусса и О. Коши | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4 |
2.8. | Биографии К.Ф. Гаусса и О. Коши. Роль К.Ф. Гаусса и О. Коши в развитии математики | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.4 |
2.9. | Математика в России до середины XIX века | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.4 |
2.10. | Петровские реформы XVIII века и их роль в развитии математики в России | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
Раздел 3. Современная математика и информатика | ||||||
3.1. | Основные этапы жизни математического общества в XX веке | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
3.2. | Кризис в основаниях математики в начале XX века и попытки выхода из него | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
3.3. | Математика в России и СССР в XX веке | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
3.4. | Ведущие математические школы и институты XX века | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
3.5. | Период "машинной математики" по периодизации А.Д. Александрова | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л1.3 |
3.6. | История докомпьютерной вычислительной техники | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л1.3 |
3.7. | История возникновения информатики | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
3.8. | Первые компьютеры. Шифровальные аппараты | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
3.9. | Особенности развития информатики в России | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3, Л1.1 |
3.10. | Крупнейшие советские(российские) школы информатики (Москва, Ленинград, Новосибирск, Ереван, Таганрог) | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.3 |
3.11. | Перспективы и основные направления развития математики и информатики в XXI веке | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
3.12. | Актуальные проблемы математического образования. Проблемы науки, связанные с информацией | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Канке, В. А. | История, философия и методология техники и информатики: учебник для магистров | Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Полякова Т.С. | История математики: Европа XVII - начало XVIII вв.: краткий очерк: учебное пособие | Издательство Южного федерального университета, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445263 |
Л1.3 | Николаева Е. А. , Мешечкин В. В. , Косенкова М. В. | История информатики [Электронный ресурс]: Учебное пособие | Кемеровский государственный университет, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" | biblioclub.ru |
Л1.4 | Стройк Д.А. | Краткий очерк истории математики: | Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Николаева Е.А. | История математики от древнейших времен до XVIII века: учебное пособие | Кемерово, 2012 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232389 |
Л2.2 | В.В. Губарев | Информатика: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс]: Учебное пособие | M.: РИЦ "Техносфера", 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Федосеев С.В. | Современные проблемы прикладной информатики [Электронный ресурс]: Хрестоматия | М.: Евразийский открытый институт, 2011 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Лань" https://e.lanbook.com/ | |||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека on-line" https://biblioclub.ru/ | |||
Э3 | Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru | |||
Э4 | Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google | |||
Э5 | Курс "История и методология математики и информатики" на Едином образовательном портале АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=554 | |||
Э6 | Образовательный курс История и методология математики и информатики на платформе MOODLE | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com; Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org; Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. - На лекцию приходите не опаздывая. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются подробно на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов и заданий у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые рассматривались на лекции не достаточно подробно, изучите их самостоятельно более углубленно, используя рекомендуемую литературу. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. - Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |