МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропологические концепции Древней Индии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Антропологические концепции Древней Индии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представление о специфике антропологических учений Древней Индии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления)
ПК-4 способностью пользоваться в процессе педагогической деятельности базовыми философскими знаниями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные антропологические, онтологические, гносеологические, этические понятия различных философских школ древней Индии;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений древнеиндийской философии;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений философского знания;
- специфику понимания мира и человека в древнеиндийской картине мира;
- важнейшие антропологические идеи, положенные в основу школьного курса обществознания

3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений древнеиндийской философии;
- аргументировано решать антропологические проблемы, опираясь на философские учения древней Индии;
- пользоваться основными философскими понятиями и категориями;
- выстраивать аргументированную позицию при решении профессиональных проблем;
- разрешать проблемные ситуации на занятии при изучении нового учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пониманием специфики антропологического дискурса древнеиндийских философов;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации философско-антропологической информации на примере философских школ древней Индии;
- различными интерпретационными подходами к анализу содержания философских концепций;
- навыками изложения, анализа и сравнения научных идей;
- навыками интерпретации обществоведческих текстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антропологические концепции упанишад.
1.1. Понимание природы человека в философии упанишад. Проблема истинного «Я» и учение об Атмане. Доказательства существования Атмана. Происхождение относительного «Я». Характеристики относительного «Я». Понятие кармы. Проблема познания реальности. Интеллект и интуиция. Мистическое постижение абсолютного «Я». Мокша как цель индивидуального развития. Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л2.1, Л2.2
1.2. Антропология упанишад Этический путь брахмана. Особенности этики упанишад. Понятия кармы и мокши. Учение об атмане и Брахмане. Проблема самосовершенствования человека. Пути достижения просветления. Практические 3 4 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
1.3. Понимание природы человека в философии упанишад. Проблема истинного «Я» и учение об Атмане. Доказательства существования Атмана. Происхождение относительного «Я». Характеристики относительного «Я». Понятие кармы. Проблема познания реальности. Интеллект и интуиция. Мистическое постижение абсолютного «Я». Мокша как цель индивидуального развития. Сам. работа 3 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Антропологическое учение чарваков и локаятиков. Понимание человека в джайнизме. Антропология буддизма.
2.1. Антропологические идеи чарваков и локаятиков Теория познания чарваков. Восприятие как достоверный источник познания. Метафизика чарваков. Учение о четырех элементах. Этическое учение чарваков. Практические 3 4 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
2.2. Учение о сущности человека в философии чарваков и локаятиков. Отрицательное отношение к учению об Атмане. Материалистическая трактовка души. Первичность чувственного восприятия. Особенности гедонистической этики древнеиндийских метериалистов. Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
2.3. Антропологическая доктрина джайнизма Теория познания джайнистов. Виды знания. Концепция най и сьяд-вады. Метафизика джайнистов. Классификация и виды субстанций. Особенности этики джайнизма. Человек как синтез дживы и аджив. Практические 3 4 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
2.4. Буддистская трактовка субъективной реальности. Учение буддизма о «Я» человека как комплексе скандх. Отрицание существования Атмана в раннем буддизме. Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
2.5. Понятие дживы в философии джайнизма. Характеристики дживы. Специфика человеческого бытия Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
2.6. Образ совершенного человека в философии буддизма Проблема человеческого «Я». Концепция анатмана. Человек как комплекс скандх. Основные характеристики человека, ищущего просветления. Учение о четырех Благородных истинах. Ступени Благородного восьмеричного пути. Способы достижения совершенства. Образ архата. Практические 3 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
2.7. Буддистская трактовка субъективной реальности. Учение буддизма о «Я» человека как комплексе скандх. Отрицание существования Атмана в раннем буддизме. Сам. работа 3 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Представление о человеке в ортодоксальных школах древней Индии.
3.1. Понимание человека в ньяйе и вайшешике. Источники истинного познания. Человек как познающий субъект. Метафизика вайшешики и ее связь с антропологией. Концепция «Я» в философии ньяйи. Трактовка человека в учении вайшешики. Объекты познания и субъект познания: a) физический мир как объект познания; b) соотношение индивидуального и абсолютного Я (Атмана); c) единство субъекта и объекта познания. Практические 3 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.2. Учение об абсолютном и относительном «Я» в философских системах ньяя и вайшешика. Проблема освобождения индивидуального «Я». Теология ньяи и вайшешики. Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.3. Учение санкхьи и йоги о пуруше и пракрити. Интеллект как эволюционная ступень пракрити. Пуруша как «чистый свет сознания». Проблема очищения пуруши от буддхи и читты. Этический путь йогина. Восемь ступеней этического пути йогина, ведущие к достижению просветления (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.4. Дуалистическая концепция санкхьи: учение о пуруше и пракрити. Антропология йоги Два начала метафизики санкхьи. Этапы разворачивания Вселенной в эволюции пракрити. Пуруша как духовная субстанция и его множественность. Человек как соединение пуруши и пракрити. Этика санкхьи. Метафизика йоги (в сравнении с метафизикой санкхьи). Этическое учение школы йога. Учение о сознании. Сосредоточение сознания как возвращение к чистому пуруше. Ступени йогического сосредоточения. Практические 3 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.5. Учение санкхьи и йоги о пуруше и пракрити. Интеллект как эволюционная ступень пракрити. Пуруша как «чистый свет сознания». Проблема очищения пуруши от буддхи и читты. Этический путь йогина. Восемь ступеней этического пути йогина, ведущие к достижению просветления (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). Сам. работа 3 16 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.6. Учение о природе «Я» в философской школе пурва-миманса. Религия и этика мимансы. Концепция долга (дхармы). Высшее благо человека Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.7. Специфика этического учения веданты. Тождественность Атмана и Брахмана. Пути постижения Атмана. Проблема освобождения от майи. Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.8. Антропологическое учение веданты. «Атмабодха» об Атмане и Брахмане Учение адвайта-веданты об Атмане и Брахмане. Проблема познания абсолюта. Концепция адвайта-веданты о соотношении абсолютного и относительного миров. Проблема происхождения феноменального мира. Этика веданты. Концепции кармы и мокши. Путь просветления. Практические 3 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2
3.9. Специфика этического учения веданты. Тождественность Атмана и Брахмана. Пути постижения Атмана. Проблема освобождения от майи. Сам. работа 3 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Светлов В.А. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л1.3 под ред. А. С. Колесникова История философии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2016 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/698137A0-D064-4938-8078-F56BFACB1995.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П.С. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Липский Б. И., Марков Б. В. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.4 Перцев А.В. - под общ. ред. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э4 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э5 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э6 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э7 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э8 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э9 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э10 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.