МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Боевые искусства как философский праксис

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Боевые искусства как философский праксис

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов представление о специфике боевых искусств как философского праксиса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные философские категории боевых искусств;
- основные концепции сознания и представления о реорганизации сознания в практике боевых искусств;
- социально-философский смысл боевых искусств;
- гносеологические, антропологические и онтологические принципы конфуцианства, даосизма, буддизма в боевых искусствах;
- нравственные идеалы и образы воина в различных культурах;
- этические и эстетические принципы различных философских учений древнего Востока в боевых искусствах.
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять ранее полученные в процессе обучения знания социальной философии, истории зарубежной философии, истории, истории мировой культуры в процессе преподавания философских дисциплин в высшей школе;
- применять знания истории зарубежной философии;
- понимать логику авторов оригинальных источников;
- представить философию боевых искусств в исторической перспективе и в горизонте различных философских течений и школ;
- применять знания методологии философского исследования;
- интерпретировать оригинальные источники.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применять ранее полученные в процессе обучения знания социальной философии, истории зарубежной философии, истории, истории мировой культуры;
- навыки представления философии боевых искусств в исторической перспективе и в горизонте различных философских течений и школ;
- социокультурными, научными и междисциплинарными методами теоретического анализа;
- навыки аргументации и убеждения;
-навыки обнаружения и постановки социально-философских проблем;
- навыки интерпретации оригинальных источников;
- философскими методами теоретического анализа социальных процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел I. Боевые искусства как философский праксис.
1.1. История формирования и развития боевых искусств. Метафизические истоки боевых искусств.Философско-религиозные системы как факторы, обусловившие разнообразие боевых искусств. Преемственность традиции боевых искусств. Основные философские доктрины, лежащие в основе боевых искусств. Лекции 1 2 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.2. История формирования и развития боевых искусств. Метафизические истоки боевых искусств.Философско-религиозные системы как факторы, обусловившие разнообразие боевых искусств. Преемственность традиции боевых искусств. Основные философские доктрины, лежащие в основе боевых искусств. Практические 1 4 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
1.3. История формирования и развития боевых искусств. Метафизические истоки боевых искусств.Философско-религиозные системы как факторы, обусловившие разнообразие боевых искусств. Преемственность традиции боевых искусств. Основные философские доктрины, лежащие в основе боевых искусств. Сам. работа 1 12 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 2. Раздел II. Конфуцианские принципы боевых искусств.
2.1. Боевые искусства как метод духовно-нравственного воспитания.Нормы «удэ» как боевая добродетель. «Мин» как социально-философский смысл боевых искусств. Ритуал («ли») в боевых искусствах. Специфика «истинной передачи знаний» в наставничестве. «Цзюаньцзы» как идеал воина. Лекции 1 2 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.2. Боевые искусства как метод духовно-нравственного воспитания.Нормы «удэ» как боевая добродетель. «Мин» как социально-философский смысл боевых искусств. Ритуал («ли») в боевых искусствах. Специфика «истинной передачи знаний» в наставничестве. «Цзюаньцзы» как идеал воина. Практические 1 4 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
2.3. Боевые искусства как метод духовно-нравственного воспитания.Нормы «удэ» как боевая добродетель. «Мин» как социально-философский смысл боевых искусств. Ритуал («ли») в боевых искусствах. Специфика «истинной передачи знаний» в наставничестве. «Цзюаньцзы» как идеал воина. Сам. работа 1 12 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 3. Раздел III. Даосские основания боевых искусств.
3.1. Влияние понятия «дао» на развитие боевых искусств. Путь от «дзюцу» к «до»: от искусства – к философствованию. Управление сознанием в условиях боя: теории «нэйгун» и «нэйдань».Принцип «трех внутренних соответствий»: «и», «ци», «ли». Концепция недеяния «увэй» как принцип истинного боя. Смысл возвращения к «великой пустоте» в практике боевых искусств. Лекции 1 2 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
3.2. Влияние понятия «дао» на развитие боевых искусств. Путь от «дзюцу» к «до»: от искусства – к философствованию. Управление сознанием в условиях боя: теории «нэйгун» и «нэйдань».Принцип «трех внутренних соответствий»: «и», «ци», «ли». Концепция недеяния «увэй» как принцип истинного боя. Смысл возвращения к «великой пустоте» в практике боевых искусств. Практические 1 6 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
3.3. Влияние понятия «дао» на развитие боевых искусств. Путь от «дзюцу» к «до»: от искусства – к философствованию. Управление сознанием в условиях боя: теории «нэйгун» и «нэйдань».Принцип «трех внутренних соответствий»: «и», «ци», «ли». Концепция недеяния «увэй» как принцип истинного боя. Смысл возвращения к «великой пустоте» в практике боевых искусств. Сам. работа 1 12 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 4. Раздел IV. Дзен-буддизм и его роль в становлении боевых искусств.
4.1. Гносеологические и онтологические принципы дзен в боевых искусствах.Практики дзен в трансформации сознания в поединке.Философский смысл медитативных практик в боевой подготовке.Принцип ахимсы в бою. Учение Бодхидхармы.Служение Дхарме и принцип «вэй» как принцип «справедливого воздаяния за зло».Принцип «сатори одного действия». Практические 1 4 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1
4.2. Гносеологические и онтологические принципы дзен в боевых искусствах.Практики дзен в трансформации сознания в поединке.Философский смысл медитативных практик в боевой подготовке.Принцип ахимсы в бою. Учение Бодхидхармы.Служение Дхарме и принцип «вэй» как принцип «справедливого воздаяния за зло».Принцип «сатори одного действия». Сам. работа 1 12 ПК-5 Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черданцева И.В. Проблема человека в древнеиндийской философии: эл. учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
Л1.3 Решетникова, Л.С. Из истории религий и учений Востока: учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016 biblioclub.ru
Л1.4 Колесников А.С. - под ред. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко Г.В. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.3 Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 ЭБС «Лань» ЭБС «Лань»
Э5 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э6 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э7 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7)
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.biblioclub.ru
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.