МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 0 0 8 8
Практические 28 28 36 36 64 64
Сам. работа 72 72 45 45 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
д.филос.наук, профессор, Черданцева И.В.

Рецензент(ы):
к.филос.наук, доцент, Метелев А.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов элементарное понимание основных мотиваций, форм, техник, содержательных проблем философского познания, а также сопутствующих ему социальных, этических и эстетических практик.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-11 владением методами и приемами логического анализа, готовностью работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
ПК-1 способностью пользоваться в процессе научно-исследовательской деятельности базовыми философскими знаниями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных этапах истории философской мысли;
- о концептуальных основах философствования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- использовать первоисточники в образовательном процессе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- понимания целостности общества во взаимодействии и соотношении его основных элементов;
- анализа общественных явлений в нескольких философских парадигмах;
- демонстрации видения проблемы, указанной в контрольном вопросе, в контексте системного подхода;
- самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация учебной деятельности в ВУЗе.
1.1. Организация учебной деятельности в ВУЗе. Структура университета. Формы учебных занятий. Права и обязанности студентов и преподавателей. Рекомендации для подготовки к занятиям. Специфика информационно-библиографического поиска и работы с научно-технической информацией. Лекции 1 4 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.2. Организация учебной деятельности в ВУЗе. Структура университета. Формы учебных занятий. Права и обязанности студентов и преподавателей. Рекомендации для подготовки к занятиям. Специфика информационно-библиографического поиска и работы с научно-технической информацией. Практические 1 12 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.3. Организация учебной деятельности в ВУЗе. Структура университета. Формы учебных занятий. Права и обязанности студентов и преподавателей. Рекомендации для подготовки к занятиям. Специфика информационно-библиографического поиска и работы с научно-технической информацией. Сам. работа 1 42 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Метафилософская пропедевтика.
2.1. Философия как форма познания. Философия и мировоззрение. Экзистенциальные измерения философии. Природа и характер философского разума. Рациональное и иррациональное в философии. Философия как рефлексия. Критическое мышление в философии. Философия как вопрошание. Лекции 1 4 ОК-1, ОК-7, ОПК-11 Л2.1, Л2.7, Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.2. Философия как форма познания. Философия и мировоззрение. Экзистенциальные измерения философии. Природа и характер философского разума. Рациональное и иррациональное в философии. Философия как рефлексия. Критическое мышление в философии. Философия как вопрошание. Практические 1 16 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.3. Философия как форма познания. Философия и мировоззрение. Экзистенциальные измерения философии. Природа и характер философского разума. Рациональное и иррациональное в философии. Философия как рефлексия. Критическое мышление в философии. Философия как вопрошание. Сам. работа 1 30 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Философия как вид деятельности.
3.1. Формы представленности философского знания (концепты, репрезентации, образы и метафоры, символы и знаки). Знания и деятельность. Многообразие векторов философской деятельности (воображение, мышление, экстаз, поступок, письмо, художественное творчество, коммуникация, деконструкция). Социальные роли философии. Институционализированная философия (академическая философия, литературная критика, философские школы, неформальные общества). Философский дискурс. Понятие дискурса. Многообразие жанров философского дискурса. Философия как сложный и открытый дискурс. Дискурсы естественных наук в философии. Дискурс гуманитарных наук в философии. Междисциплинарные дискурсы и философия. Теологические дискурсы и мистико-эзотерические дискурсы в философии. Личностный дискурс. Шизофренические девиации философских дискурсов. Эвристический потенциал философских дискурсов. Практические 2 14 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
3.2. Формы представленности философского знания (концепты, репрезентации, образы и метафоры, символы и знаки). Знания и деятельность. Многообразие векторов философской деятельности (воображение, мышление, экстаз, поступок, письмо, художественное творчество, коммуникация, деконструкция). Социальные роли философии. Институционализированная философия (академическая философия, литературная критика, философские школы, неформальные общества). Философский дискурс. Понятие дискурса. Многообразие жанров философского дискурса. Философия как сложный и открытый дискурс. Дискурсы естественных наук в философии. Дискурс гуманитарных наук в философии. Междисциплинарные дискурсы и философия. Теологические дискурсы и мистико-эзотерические дискурсы в философии. Личностный дискурс. Шизофренические девиации философских дискурсов. Эвристический потенциал философских дискурсов. Сам. работа 2 15 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Философия как образ жизни и школа мудрости.
4.1. Познание и практика. Философские концепции как регуляторы человеческого существования. Роль философии в организации стиля мышления, психологических установок, мировоззрения, познавательных мотиваций. Философия как созерцательная (теоретическая) жизнь. Философия как регулятор практической жизни: этические манифестации философских построений; практики тела; мистический практики. Мудрость как совершенное единство оптимальной теории и последовательной практики. Философия как «любовь к мудрости». Фигура философа: взаимосвязь жизненного пути и философских концептов. Преимущества и недостатки философской жизни. Философ и проблема смерти. Личностно-освободительная функция философии. Практические 2 14 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
4.2. Познание и практика. Философские концепции как регуляторы человеческого существования. Роль философии в организации стиля мышления, психологических установок, мировоззрения, познавательных мотиваций. Философия как созерцательная (теоретическая) жизнь. Философия как регулятор практической жизни: этические манифестации философских построений; практики тела; мистический практики. Мудрость как совершенное единство оптимальной теории и последовательной практики. Философия как «любовь к мудрости». Фигура философа: взаимосвязь жизненного пути и философских концептов. Преимущества и недостатки философской жизни. Философ и проблема смерти. Личностно-освободительная функция философии. Сам. работа 2 15 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Структура философского знания.
5.1. Структура философского знания. Дифференциация философии на разделы и проблема единства философского знания. Предмет и специфика онтологии, эпистемологии, этики, эстетики, антропологии, социальной философии. Методологические парадигмы в философии и научно-методологическая функция философии. Узкоспециальные отрасли философского познания: философия истории, философия техники, философия науки, философия политики, философия хозяйства, философия религии и др. Традиции и новации в философском творчестве. Философские школы и направления. Практические 2 8 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.1, Л2.7, Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1
5.2. Структура философского знания. Дифференциация философии на разделы и проблема единства философского знания. Предмет и специфика онтологии, эпистемологии, этики, эстетики, антропологии, социальной философии. Методологические парадигмы в философии и научно-методологическая функция философии. Узкоспециальные отрасли философского познания: философия истории, философия техники, философия науки, философия политики, философия хозяйства, философия религии и др. Традиции и новации в философском творчестве. Философские школы и направления. Сам. работа 2 15 ОК-1, ОК-7, ОПК-11, ПК-1 Л2.4, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Губин В. Д. Философия: учебник М.: Проспект, 2009
Л2.2 Д. И. Грядовой. История философии: Кн.1.: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА]., 2009
Л2.3 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л2.4 Б. Н. Бессонов История философии: учебник М.: Юрайт, 2010
Л2.5 Д. И. Грядовой. История философии. Кн.2.: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА]., 2009
Л2.6 А. Ф. Зотов Современная западная философия: учебное пособие Проспект, 2012
Л2.7 Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков Философия: учеб. пособие М.: Проспект, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Э3 3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Э4 4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru
Э8 8. Поисковая система «Google»
Э9 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э10 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.