МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоэтика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 109 109 109 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., , профессор, И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
Биоэтика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Биоэтика» является введение в общую проблематику биоэтики. Биоэтика рассматривается как сфера междисциплинарного и даже интегрального знания, актуализированного потребностями современного общества, в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется моральным дилеммам, противоречиям традиционных норм морали реалиям современной техногенной цивилизации, глобальным тенденциям технологизации всех сфер жизни. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем биоэтики, возникающих на современном этапе развития науки, техники, повседневной практики и получение представления о значимости сохранения и выработки этических стандартов в новых ситуациях природного и человеческого бытия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ОПК-6 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики)
ПК-4 способностью пользоваться в процессе педагогической деятельности базовыми философскими знаниями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- социальные и естественнонаучные причины возникновения биомедицинской этики (биоэтики);
- проблематику прикладной этики и различные подходы к исследованию современных биоэтических проблем;
- современный проблемный круг социальной философии информационного, экологического и глобального содержания;
- специфику понимания этики в практическом приложении;
- важнейшие философские концепции, интерпретирующих специфику социальных и экологических взаимодействий;
- методику представления основных философских знаний и базовых знаний в области биоэтики в процессе педагогической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться в профессиональной деятельности знаниями методологии социально-философского познания;
- обнаруживать понимание сущности, структуры и функционирования общества, механизмов и форм социальной динамики;
- эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности;
- обнаруживать и отличить этические проблемы от иных,выявлять и формулировать проблемы прикладной этики с использованием философских категорий и понятий;
- эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности использовать базу знаний по биоэтике, морали, экологическим ценностям в процессе педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью диалектического видения социальных процессов;
- навыками интерпретации оригинальных источников;
- основами анализа общественных структур и места человека в системе общественных связей;
- философскими, научными и междисциплинарными методами теоретического анализа социальных процессов;
- навыками осмысления биоэтических проблем в сфере социальных процессов, а также современного экологического состояния общества в условиях интенсификации массового потребления и массовой коммуникации;
- базой философских знаний в области прикладной этики и биоэтики и методикой их предоставления в рамках учебного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Происхождение биоэтики
1.1. Причины, место и время возникновения биоэтики. Становление биоэтики как самостоятельного направления исследований и практической деятельности. Круг основных проблем биоэтики. Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.2. Причины, место и время возникновения биоэтики. Становление биоэтики как самостоятельного направления исследований и практической деятельности. Круг основных проблем биоэтики. Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.3. Причины, место и время возникновения биоэтики. Становление биоэтики как самостоятельного направления исследований и практической деятельности. Круг основных проблем биоэтики. Сам. работа 6 20 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 2. Проблемы биоэтики: классификация и сущность
2.1. Философское содержание и мировоззренческое значение проблем биоэтики. Классификации проблем биоэтики. Сущность проблем аборта, искусственных репродуктивных технологий, генной терапии, эвтаназии, трансплантации органов и др. Причины постоянного расширения предметного и проблемного полей биоэтики. Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.2. Философское содержание и мировоззренческое значение проблем биоэтики. Классификации проблем биоэтики. Сущность проблем аборта, искусственных репродуктивных технологий, генной терапии, эвтаназии, трансплантации органов и др. Причины постоянного расширения предметного и проблемного полей биоэтики. Практические 6 8 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.3. Философское содержание и мировоззренческое значение проблем биоэтики. Классификации проблем биоэтики. Сущность проблем аборта, искусственных репродуктивных технологий, генной терапии, эвтаназии, трансплантации органов и др. Причины постоянного расширения предметного и проблемного полей биоэтики. Сам. работа 6 20 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 3. Структура биоэтики
3.1. Онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические основания биоэтики. Разнообразные формы знания и их элементы в структуре биоэтики. Гносеологическая структура биоэтики. Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.2. Онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические основания биоэтики. Разнообразные формы знания и их элементы в структуре биоэтики. Гносеологическая структура биоэтики. Практические 6 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
3.3. Онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические основания биоэтики. Разнообразные формы знания и их элементы в структуре биоэтики. Гносеологическая структура биоэтики. Сам. работа 6 29 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 4. Методы биоэтики
4.1. Становление методологии решения биоэтических проблем. Специфика методов междисциплинарного исследования. Метод case studies или ситуационные исследования. Дискуссия о методологическом статусе биоэтики в антропологии. Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
4.2. Становление методологии решения биоэтических проблем. Специфика методов междисциплинарного исследования. Метод case studies или ситуационные исследования. Дискуссия о методологическом статусе биоэтики в антропологии. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
4.3. Становление методологии решения биоэтических проблем. Специфика методов междисциплинарного исследования. Метод case studies или ситуационные исследования. Дискуссия о методологическом статусе биоэтики в антропологии. Сам. работа 6 20 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 5. Статус биоэтики в системе знания
5.1. Связи биоэтики с другими областями духовного и практического освоения мира. Различные аспекты взаимодействия биоэтики с другими формами знания. Дискуссия о статусе биоэтики. Развивающийся характер биоэтического знания. Специфика биоэтического знания в России. Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
5.2. Связи биоэтики с другими областями духовного и практического освоения мира. Различные аспекты взаимодействия биоэтики с другими формами знания. Дискуссия о статусе биоэтики. Развивающийся характер биоэтического знания. Специфика биоэтического знания в России. Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
5.3. Связи биоэтики с другими областями духовного и практического освоения мира. Различные аспекты взаимодействия биоэтики с другими формами знания. Дискуссия о статусе биоэтики. Развивающийся характер биоэтического знания. Специфика биоэтического знания в России. Сам. работа 6 20 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5
5.4. Экзамен 6 27 ОПК-3, ОПК-6, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протанская Е.С. - отв. ред. БИОЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ушаков Е.В. БИОЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Силуянова И. В. Биомедицинская этика: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Скворцов А.А. Этика: учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2016
Л2.3 П. С. Гуревич. Этика : учебник для бакалавров : М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6086AE4A-9552-46A0-BAB1-902193D1504E
Л2.4 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебное пособие М: Директ-Медиа, 2018 biblioclub.ru
Л2.5 Хрусталев, Юрий Михайлович Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э6 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э7 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э8 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э9 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э10 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э11 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание проведения практического занятия
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая по желанию студента может учитываться при проведении экзамена.

Методическое описание проведения экзамена
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 40-45 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».