МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Место и время как сущностные основания социального бытия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Федюкин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Место и время как сущностные основания социального бытия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.филос.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать базовые знания по основным проблемам развития категорий «пространство» и «время», в особенности социальных концепций, построенных на данном категориальном основании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные физические и философские концепции пространства и времени;
- место категорий «пространство» и «время» в общефилософском представлении об устройстве мира;
- о социокультурной детерминации представлений о пространстве и времени.
-содержание представлений о пространстве и времени в традиционных и современных общностях;
- концепции пространства и времени в классической, неклассической и постнеклассической философии;
- этапы становления социального бытия исторических общностей и типы исторических общностей;
- проблемы взаимодействия локальных и универсальных общностей.

- концепции пространства и времени в классической, неклассической и постнеклассической философии;
- проблемы взаимодействия локальных и универсальных общностей;
- оригинальные работы философов по проблемам пространства и времени;
- современные работы аналитического характера в области социальных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике методы дедукции, индукции, анализа, синтеза;
- выявлять коллективные, мифологические, алогичные проявления в современной культуре
- применять основные методологические подходы при анализе общественных явлений;
- применять в профессиональной практике эти знания;
- эффективно использовать философские знания и концепты для критической оценки современных социальных реалий.
- анализировать оригинальные работы по социальной философии;
- эффективно использовать философские знания для критической оценки современных социальных отношений;
- применять социально-философские знания при проведении занятий по социальной философии и культурологии.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками абстрагирования, моделирования, формализации информации;
- категориями «пространство» и «время» в их разнообразных значениях;
- навыками философской аргументации;
- навыками философского анализа и философской аргументации;
- способностью формулировать оригинальные авторские решения поставленных задач.
- навыками ведения диалога.
- навыками философской аргументации, убеждения, критической рефлексии;
- методологией социального познания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философские представления об общих свойствах и моделировании пространства и времени.
1.1. Проблема общих свойств пространства и времени, их место в понимании общего строения универсума. Физические и философские представления о пространственно-временном континууме. Методологические регулятивы построения моделей пространства и времени, представление и репрезентация, объективирование и объективация философских представлений. Лекции 2 4 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Философские представления о пространственно-временном континууме. Практические 2 2 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Философские представления об общих свойствах и моделировании пространства и времени.Философские представления о пространственно-временном континууме. Проблема общих свойств пространства и времени, их место в понимании общего строения универсума. Физические и философские представления о пространственно-временном континууме. Методологические регулятивы построения моделей пространства и времени, представление и репрезентация, объективирование и объективация философских представлений. Сам. работа 2 4 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Концептуальная история пространства и времени.
2.1. Философские представления о пространственно-временном континууме. Различение в историческом развитии философского знания о мире концептуальных представлений о пространстве и времени. Экспликация топологических и темпоральных концептов. Догматическая, критическая, онтическая, онтологическая, феноменологическая установки. Лекции 2 6 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Различение в историческом развитии философского знания о мире концептуальных представлений о пространстве и времени. Экспликация топологических и темпоральных концептов. Догматическая, критическая, онтическая, онтологическая, феноменологическая установки. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Социальное измерение пространства и времени
3.1. Социокультурный аспект детерминированности философских представлений о пространстве и времени. Практические повседневные, идеологические и концептуальные представления о пространстве и времени. Иерархия типов социальной реальности. Практические 2 4 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Социокультурный аспект детерминированности философских представлений о пространстве и времени. Практические повседневные, идеологические и концептуальные представления о пространстве и времени. Иерархия типов социальной реальности. Сам. работа 2 4 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Пространство и время в традиционных и современных сообществах.
4.1. Социальность первобытно-родового, крестьянского, буржуазного общества, основные характеристики их представлений о пространстве и времени. Лекции 2 2 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Пространство и время в традиционных и современных сообществах. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Классическое социально-философское понимание пространства и времени.
5.1. Революция социальности Нового времени, пространство и время в философии Нового времени. Лекции 2 2 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Классическое социально-философское понимание пространства и времени.Революция социальности Нового времени, пространство и время в философии Нового времени. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Неклассическое понимание пространства и времени.
6.1. Языковые модели пространства и времени, грамматические структуры, передающие их пространственно-временную специфику. Языковая и концептуальная история современных представлений о пространственно-временном континууме. Практические 2 4 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Неклассическое понимание пространства и времени.Языковые модели пространства и времени, грамматические структуры, передающие их пространственно-временную специфику. Языковая и концептуальная история современных представлений о пространственно-временном континууме. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Постнеклассическое понимание пространства и времени.
7.1. Философия М.Хайдеггера о метафизике вопрошания человеком о месте и времени своего бытия. Место и локус, проблема их сущностного различения. Метафизика времени, его сущее и сущностное значение. Практические 2 4 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.2. Постнеклассическое понимание пространства и времени.Философия М.Хайдеггера о метафизике вопрошания человеком о месте и времени своего бытия. Место и локус, проблема их сущностного различения. Метафизика времени, его сущее и сущностное значение. Сам. работа 2 4 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. Топология и темпоралистика бытия социально-исторической общности.
8.1. Место и локус социально-исторических общностей разных типов. Время физическое и духовное бытия рода, народности, нации. Становление социального бытия исторических общностей в своих сущностных основаниях. Проблемы взаимодействия пространственно-временных миров локальных и универсальных общностей. Лекции 2 2 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
8.2. Топология и темпоралистика бытия социально-исторической общности.Место и локус социально-исторических общностей разных типов. Время физическое и духовное бытия рода, народности, нации. Становление социального бытия исторических общностей в своих сущностных основаниях. Проблемы взаимодействия пространственно-временных миров локальных и универсальных общностей. Сам. работа 2 6 ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гобозов, И. А. Философия истории : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D8B278B9-CB70-4AA3-84BD-859FE5B8DB3F.
Л1.2 Любутин К.Н. - отв. ред. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 А. А. Ивин, И. П. Никитина Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство ЭБС "ЮРАЙТ", 2017 www.biblio-online.ru/book/EDA36C20-BFA3-4ECD-A67D-781737E3C317
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.lanbook.ru
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э5 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru
Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.