МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Позитивистский и герменевтический проект в методологии гуманитарного познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Позитивистский и герменевтический проект в методологии гуманитарного познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания на примере позитивистского и герменевтического подходов
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания,
- указать основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- определить основные этапы развития позитивистского и герменевтического подходов,
- выявить основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов,
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии)
ОПК-8 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт, природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания, современные концепции философии науки)
ОПК-10 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории)
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы и принципы критической рефлексии;
- специфику философского анализа концепций и литературы;
- основные принципы философского анализа концепций и литературы;
- основные варианты современной научно-философской картины мира;
- методологические принципы и методы научного и философского познания;
- специфику герменевтического и позитивистского подхода к пониманию природы философского знания, функций философии, методологии философского познания;
- методы герменевтического и позитивистского подходов;
- методы и формы научного познания, соотношение научного и вненаучного знания;
- источники и основные концепции философии и методологии науки, рассматриваемые в содержании курса;
- основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- определить основные этапы развития позитивистского и герменевтического подходов,
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- специфику рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- традиционные и современные философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук;
- специфику постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками;
- специфику позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем;
- методы научного и философского исследования;
- специфику научного и философского диалога;
- специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений;
- методы герменевтического и позитивистского подходов;
- преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- критически анализировать методологические принципы и методы научного и философского познания, а также их адекватность и применимость в конкретной научной и научно-производственной деятельности;
- определить и указать специфику герменевтического и позитивистского подхода к пониманию природы философского знания, функций философии, методологии философского познания;
- применять основные современные методологические подходы при анализе общественных явлений;
- применять методы герменевтического и позитивистского подходов;
- применять на практике методы дедукции, индукции, сравнения анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения;
- использовать первоисточники в образовательном процессе;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.,
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить и продемонстрировать специфику рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- использовать знания о традиционных и современных философских проблемах естественных, технических и гуманитарных наук в профессиональной деятельности;
- выявить и показать специфику постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками в процессе профессиональной деятельности;
- определить и показать специфику позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем в процессе профессиональной деятельности;
- определить и указать специфику научного и философского диалога;
- указать специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- выявлять особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений;
- использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- использовать методы герменевтического и позитивистского подходов для анализа современных социальных явлений и процессов;
- использовать преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - навыками применения герменевтического и позитивистского подхода и учета специфики их понимания природы философского знания, функций философии, методологии философского познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- критериями научности в социально-философском познании;
- навыками аналитической оценки социально-философского материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками определения и учета специфики рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- навыками применения знаний о традиционных и современных философских проблемах естественных, технических и гуманитарных наук в профессиональной деятельности;
- навыками выявления и демонстрации специфики постановки и решения традиционных и современных философских проблем естественными, техническими и гуманитарными науками в процессе профессиональной деятельности;
- навыками установления и учета специфики позитивистской и герменевтической методологии исследования традиционных и современных философских проблем в процессе профессиональной деятельности;
- навыками применения различных методов научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- навыками применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе исследования современных социальных явлений и процессов;
- навыками оценки преимуществ и недостатков применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов;
- навыками ведения научного и философского диалога;
- навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений;
- навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исследование проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.
1.1. Основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Основные истоки и источники позитивистского и герменевтического подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Первый этап – собственно позитивизм или «классический» позитивизм (30-е годы XIX века - конец XIX века) и основы герменевтики Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Первый этап – собственно позитивизм или «классический» позитивизм (30-е годы XIX века - конец XIX века) и основы герменевтики Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Первый этап – собственно позитивизм или «классический» позитивизм (30-е годы XIX века - конец XIX века) и основы герменевтики Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Второй этап – эмпириокритицизм (конец XIX – начало XX века) и герменевтика Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Второй этап – эмпириокритицизм (конец XIX – начало XX века) и герменевтика Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Второй этап – эмпириокритицизм (конец XIX – начало XX века) и герменевтика Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Третий этап – неопозитивизм (складывается в 20-е годы XX века) и герменевтика Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Третий этап – неопозитивизм (складывается в 20-е годы XX века) и герменевтика Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Третий этап – неопозитивизм (складывается в 20-е годы XX века) и герменевтика Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Четвертый этап – постпозитивизм (оформляется на рубеже 50-60 годов) и герменевтика Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Четвертый этап – постпозитивизм (оформляется на рубеже 50-60 годов) и герменевтика Практические 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Четвертый этап – постпозитивизм (оформляется на рубеже 50-60 годов) и герменевтика Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основные особенности методологии современного социально-гуманитарного познания
2.1. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности. Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Социально-гуманитарные науки: проблема определения сущности. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Проблема объективности и субъективности научного знания. Проблема истины и правдоподобия в естествознании и социально-гуманитарных науках. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Общенаучные формы и методы познания в социальных исследованиях. Специфические методы социального познания: анкетный опрос, интервьюирование и др. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Социальный факт и его особенности. Специфика обобщения фактов в социальном познании и формирование социальных законов. Социальные теории. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Методология исторического исследования школы «Анналов» (принципы, методы, проблемы). Сам. работа 8 8 ОПК-2, ОПК-8, ОПК-10, ПК-2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Купцов В.И. - под науч. ред. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 5. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 6. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel,PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.