МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новейшие тенденции и направления зарубежной философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Новейшие тенденции и направления зарубежной философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данный курс предназначен для введения магистров в проблематику современной западной философии, для этого необходимо рассмотреть актуальные философские проблемы современности онтологического, гносеологического и этического характера, показать непреходящее значение творчества оригинальных мыслителей, парадигму современного философствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владение углубленным знанием современных проблем философии, готовность предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику современной западной философии, ее предметную область;
- основные тенденции и проблемы в развитии современных западных философских направлений и школ;
- философию и методологию современных западных направлений;
- оригинальные работы современных западных философов;
- роль современной западной философии в развитии мировой философии.

3.2.Уметь:
3.2.1.- вести диалог, отстаивать собственные убеждения;
- различать идеологические штампы и установки при оценке философии тех или иных западных школ и отдельных персоналий;
- применять общенаучную методологию для анализа актуальных современных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками философской аргументации;
- навыками критической философской рефлексии;
- навыками ведения диалога с представителями других философских традиций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эмпириокритицизм
1.1. Общая характеристика эмпириокритицизма. Периодизация и особенности современной западной философии. Общая характеристика второго позитивизма. Эмпириокритическая концепция жизни Р. Авенариуса. Онтология эмпириокритицизма: мир как совокупность «комплексов ощущений» в философии Э. Маха. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Периодизация и особенности современной западной философии. Общая характеристика второго позитивизма. Эмпириокритическая концепция жизни Р. Авенариуса. Онтология эмпириокритицизма: мир как совокупность «комплексов ощущений» в философии Э. Маха. Практические 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Общая характеристика эмпириокритицизма. Периодизация и особенности современной западной философии. Общая характеристика второго позитивизма. Эмпириокритическая концепция жизни Р. Авенариуса. Онтология эмпириокритицизма: мир как совокупность «комплексов ощущений» в философии Э. Маха. Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Неопозитивизм
2.1. Общая характеристика неопозитивизма.Становление неопозитивизма. Логический атомизм. Логический позитивизм. Лингвистический позитивизм. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Становление неопозитивизма. Логический атомизм. Логический позитивизм. Лингвистический позитивизм. Практические 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. Общая характеристика неопозитивизма.Становление неопозитивизма. Логический атомизм. Логический позитивизм. Лингвистический позитивизм. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Постпозитивизм
3.1. Общая характеристика постпозитивизма. Критический рационализм К. Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция научных революций Т. Куна. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Общая характеристика постпозитивизма. Критический рационализм К. Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция научных революций Т. Куна. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Концепция неявного знания М. Полани. Практические 1 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Общая характеристика постпозитивизма. Критический рационализм К. Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция научных революций Т. Куна. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Прагматизм и инструментализм
4.1. Общая характеристика прагматизма и инструментализма.Принцип Пирса. Прагматизм У. Джеймса. Инструментализм Д. Дьюи и критика прагматизма. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.2. Общая характеристика прагматизма и инструментализма.Принцип Пирса. Прагматизм У. Джеймса. Инструментализм Д. Дьюи и критика прагматизма. Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Феноменология Э. Гуссерля
5.1. Концепция «чистого» (эйдетического) сознания. Проблемка интенциональности сознания. Феноменологическая редукция как метод очищения сознания от опыта. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.2. Концепция «чистого» (эйдетического) сознания. Проблемка интенциональности сознания. Феноменологическая редукция как метод очищения сознания от опыта. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Экзистенциализм
6.1. Общая характеристика экзистенциализма.Феноменологическая онтология Ж.П. Сартра. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.Человек абсурдный в творчестве А. Камю. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.2. Общая характеристика экзистенциализма.Феноменологическая онтология Ж.П. Сартра. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.Человек абсурдный в творчестве А. Камю. Практические 1 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.3. Общая характеристика экзистенциализма.Феноменологическая онтология Ж.П. Сартра. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.Человек абсурдный в творчестве А. Камю. Сам. работа 1 12 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 7. Классический психоанализ З. Фрейда
7.1. Бессознательное, предсознательное, сознательное: единство и различие. Проблема бессознательного по работе «Я» и «Оно». Психологическая структура личности: а) характеристика «Оно»; б) характеристика «Я»; в) характеристика «Сверх-Я». Практические 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
7.2. Проблема бессознательного по работе «Я» и «Оно».Бессознательное, предсознательное, сознательное: единство и различие. Психологическая структура личности: а) характеристика «Оно»; б) характеристика «Я»; в) характеристика «Сверх-Я». Сам. работа 1 11 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Психоаналитическая философия 20 века (неофрейдизм)
8.1. Судьбы психоанализа в философии 20 века. Психоаналитическая философия К.Г. Юнга. Фрейдо-марксизм Г. Маркузе. Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Практические 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
8.2. Судьбы психоанализа в философии 20 века. Психоаналитическая философия К.Г. Юнга. Фрейдо-марксизм Г. Маркузе. Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Сам. работа 1 12 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 9. Проблема свободы в современной западной философии.
9.1. Мировоззренческая актуальность проблемы в современной западной философии. Негативное понимание свободы. Позитивное понимание свободы (свобода и спонтанность). Практические 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
9.2. Мировоззренческая актуальность проблемы в современной западной философии. Негативное понимание свободы. Позитивное понимание свободы (свобода и спонтанность). Сам. работа 1 14 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 10. Структурализм
10.1. Общая характеристика структурализма.Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра. Структурная антропология Леви-Стросса. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
10.2. Общая характеристика структурализма.Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра. Структурная антропология Леви-Стросса. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Практические 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
10.3. Общая характеристика структурализма.Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра. Структурная антропология Леви-Стросса. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Сам. работа 1 16 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 11. Философская герменевтика
11.1. Общая характеристика философской герменевтики. Герменевтика и ее становление. Философская герменевтика Гадамера. Критическая герменевтика Ю. Хабермаса. Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
11.2. Общая характеристика философской герменевтики. Герменевтика и ее становление. Философская герменевтика Гадамера. Критическая герменевтика Ю. Хабермаса. Сам. работа 1 14 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 12. Постмодернизм.
12.1. Общая характеристика постмодернизма. Понятие нарратива в философии Жан-Франсуа Лиотара.Онтология дискурса М. Фуко. «Дискурс вещей» или знаковая интерпретация структуры повседневной жизни Ж. Бодрийяра. Концепция деконструкции Ж. Деррида. Онтология и логика смысла Делеза? Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
12.2. Общая характеристика постмодернизма. Понятие нарратива в философии Жан-Франсуа Лиотара.Онтология дискурса М. Фуко. «Дискурс вещей» или знаковая интерпретация структуры повседневной жизни Ж. Бодрийяра. Концепция деконструкции Ж. Деррида. Онтология и логика смысла Делеза? Практические 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
12.3. Общая характеристика постмодернизма. Понятие нарратива в философии Жан-Франсуа Лиотара.Онтология дискурса М. Фуко. «Дискурс вещей» или знаковая интерпретация структуры повседневной жизни Ж. Бодрийяра. Концепция деконструкции Ж. Деррида. Онтология и логика смысла Делеза? Сам. работа 1 16 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
12.4. Экзамен Экзамен 1 27 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. С. Колесникова История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017. www.biblio-online.ru/book/81AE8D25-3837-4D4A-8841-8C93DE7C22D6.
Л1.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
Л1.3 В.В. Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др. Западная философия XIX века : учебник Москва : Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251986
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. Н. И. Фокина Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие М.: Проспект, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э9 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э13 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э14 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э15 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.